Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 4
2. Нормативно-правовая база и источники информации 7
3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 11
3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам 11
3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам 15
4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам… 19
5. Расчет уровня существенности 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

 

 

 

3.2 Методика проведения аудита  расчетов по налогам сборам.

Составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий является аудит налогов, который в свою очередь осуществляется в двух направлениях:

1. Проведение объективного анализа налоговых платежей для подтверждения соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты налогов, что находит свое отражение в анализе налоговых деклараций.

2. Инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части финансовых потоков, с целью выявления нарушений законодательства и последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.

За основу построения методологии проведения аудиторской проверки налогов взят принцип аналогии построения аудиторской проверки в целом.

При проведении аудита налогов можно выделить следующие основные цели:

- установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

- подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

После определения целей и задач для проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии необходимо выяснить, что же собой представляет сам объект аудиторского исследования.

Под объектом аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.

Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной классификации для целостного представления о предмете аудита и установить, что будет являться объектом при проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам на предприятии и какими характеристиками он будет обладать.

Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки, то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь в виду, что:

- по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетом;

- расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени деятельности предприятия, поэтому анализ будет зависеть от целей аудиторской проверки;

- по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с количественными характеристиками;

-по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита налоги постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания;

Системность классификации объектов определяет использование специфических приемов, составляющих метод аудиторской деятельности. Метод аудита - это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.

Используемые приемы можно определить в три группы: 1) определение состояния объектов в натуральном виде; 2) сопоставление; 3) оценка.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам на предприятии основными приемами являются сопоставление и оценка. Особое внимание надо обратить на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.

Методы документальной проверки можно разделить на две группы:

1. Методы формальной проверки документов:

- проверка соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;

- сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами, что позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг), правильность применения льгот, ошибки при исчислении и уплате налогов;

- проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам; счетный контроль.

2. Методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств:

- сопоставление данных документов, отражающих смысл, совершенных операций, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;

- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;

- сканирование;

- встречная проверка;

- взаимная проверка;

- контрольное сличение;

- восстановление натурально-стоимостного учета.

Самый распространенный метод документальной проверки предприятия - выборочный аудит. Выборочный аудит подразделяют на две практически схожие части: выборочную проверку системы внутреннего контроля и проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Пред проведением аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

 

 

4. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаружены различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:

1. Не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.

2. Отсутствует утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения.

3. Не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.

4. Отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

5. Отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

6. Ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотрудники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в вопросах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.

7. Не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

8. Не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора.

9. Использование налоговых льгот безосновательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. РАСЧЕТ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ

 

Понятие существенности является основой для решения многих вопросов в аудите. Существенность формирует логическую последовательность и взаимосвязь между этапами аудита, объемом и содержанием аудиторских процедур, оценкой результатов собранных аудиторских доказательств и формой аудиторского заключения. Она определяет размер допустимой ошибки и, как следствие, форму составления аудиторского заключения.

 Под существенностью понимается величина пропусков, неточностей или неправильного трактования бухгалтерских показателей, которые в свете сопутствующих обстоятельств делают вероятным тот факт, что суждение, сделанное на их основе, могло бы измениться, или на него мог бы повлиять неточный или неправильный факт. Расчет уровня существенности по среднему значению показателей, определяемых установленным процентом от базовых величин, называемых критическими компонентами бухгалтерской (финансовой) отчетности, используется наиболее часто. В основу данного метода положен стандартный подход, при котором считаются несущественными суммарные искажения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, если они составляют:

5% балансовой прибыли, 2% выручки (без НДС), 2% валюты баланса, 10% собственного капитала, 2% общих расходов. Расчет уровня существенности представлен ниже:

 

                                                 Таблица 6. Определение уровня существенности

Наименование показателя

Значение базового показателя

Критерии, %

Промежуточные значения для уровня существенности

Итоговые значения для расчета уровня существенности

1

Прибыль

61 433

5

3 072

-

2

Валюта баланса

1 226 824

2

24 537

24 537

3

Выручка

989 352

2

19 787

19 787

4

Собственный капитал

576 581

10

57 658

-

5

Затраты предприятия

884 472

2

17 689

17 689

6

Сумма итоговых значений по графе 4

122 743

-

7

(строка №6) / гр.5 = промежуточное среднее

-

24 549

8

Сумма итоговых значений по графе 5

-

62 013

9

(строка №8) / количество оставшихся показателей

-

20 671

 

Среднее значение показателей уровня существенности будет равняться

(3072+24537+19787+57658+17689) / 5 = 24 549

Можно исключить значения сильно отклоняющиеся в большую или меньшую сторону от среднего значения. В данном случае минимальное значение отклоняется от среднего на 87% ((24549-3072) / 24549 * 100 % =  87,5%). Среди максимального значения  можно исключить57 658, так как оно сильно отличается от среднего.

Определим новую среднюю величину. Она будет составлять:

(24537+19787+17689)/3=20671

Данную величину можно округлить до 300000тыс. руб. ((300000-20671) / 20671 =13,5%), что находится в пределах 20% - данный показатель оговорен в Правиле (стандарте) "Существенность и аудиторский риск".

Условно предполагается, что если аудитор пропустит ошибку на 300000тыс. руб., то эта сумма может быть равномерно распределена между активом и пассивом (т.е. и по активу, и по пассиву допустимая ошибка равна 150 000 тыс. руб.). Аудитор может установить и другое соотношение распределения ошибок исходя их своего опыта практической деятельности и знания особенностей бизнеса предприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговые поступления составляют основу при формировании бюджета государства, поэтому внимание налоговых органов к правильности формирования налогооблагаемых баз и к полноте исчисления налогов на предприятии повышенное.

Методологическая концепция по проведению аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, основанная на принципах проведения общего аудита, должна помочь аудиторам и аудиторским компаниям в организации проведения аудиторских проверок налогов и внебюджетных платежей на предприятии.

Проведенное исследование позволило сделать некоторые выводы:

- На основании проведенных исследований определены основные направления, цели, задачи, объекты и методы проведения аудита расчетов по налогам и сборам предприятия, рассмотрение которых осуществлялось по принципу аналогии построения аудиторской проверки в целом.

- Основными приемами являются сопоставление и оценка. Особое внимание уделено методам документальной проверки, относящихся к группе сопоставлений, как наиболее часто используемых в аудиторской практике.

- Разработана общая схема проведения выборочного аудита, как одного из самых распространенных методов документальной проверки налогов на предприятии.

- Предложена типовая программа планирования аудиторской проверки, которую необходимо разрабатывать на основании проведенной предварительной экспертизы учета и отчетности клиента перед проведением самого аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии.

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам