Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 4
2. Нормативно-правовая база и источники информации 7
3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 11
3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам 11
3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам 15
4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам… 19
5. Расчет уровня существенности 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам.doc

— 133.00 Кб (Скачать)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Филиал ЮУрГУ в г. Сатке

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Аудит

На тему: «Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сатка

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение              3

1.  Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам              4

2. Нормативно-правовая база и источники информации              7

3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам              11

3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам              11

3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам              15

4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам…               19

5. Расчет уровня существенности              20

Заключение              22

Список литературы              24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято - поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.

Эффективность аудиторской работы во многом зависит от знания методов проверки и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Аудит расчетов с бюджетом является одним из сложных участков аудиторской проверки, хотя само налогообложение нельзя назвать объектом аудита как таковым. Более точно определить его в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» как аудит расчетов с бюджетом по соответствующим налогам.

Целью курсовой работы является ознакомление с методикой проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам.

 

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

 

При проведении аудиторской проверки по налогам и сборам можно выделить 2 основные цели:

- установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

- подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

Задачами проверки исчисления и уплаты НДС являются:

- полнота определения объектов налогообложения (реализация товаров, работ, услуг; передача товаров, работ, услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров в РФ);

- обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей обложении НДС;

- соответствие операций, освобожденных от обложения НДС, перечням, установленным НК РФ;

- ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобожденных от обложения НДС;

- правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам;

-правильность определения налоговой базы организацией, выступающей в качестве налогового агента;

- правильность применения налоговой ставки;

-соответствие операций, по которым применены ставки 0% и 10%, перечням, установленным НК РФ;

-соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок порядку, установленному НК РФ;

- правильность применения налоговых вычетов (неприменение налоговых вычетов в отношении операций, не включаемых в объект налогообложения);

- подтвержденность налоговых вычетов установленными документами (счетами-фактурами, денежными документами);

- правильность заполнения налоговых деклараций, соответствие приведенных в них данных данным книг продажи покупок; а также данным учетных регистров;

- правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

- правильность отражения в учете сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

- своевременность и правильность отражения в учете сумм налога, зачтенных налоговым органом на уплату недоимок, пени, штрафных санкций и др.

Задачами при проверке исчисления налога на прибыль являются:

- последовательности применения учетной политики в отношении принятого метода определения доходов и расходов;

- установлении учетной политикой для целей налогообложения порядка ведения налогового учета;

- экономической оправданности и документальной подтвержденности расходов, принимаемых для целей налогообложения;

- соответствие установленному перечню расходов, не учтенных в целях налогообложения (не уменьшивших налоговую базу);

- последовательности применения учетной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов (по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости);

- соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых, коллективных, гражданско-правовых договоров, требованиям законодательных и нормативных актов РФ;

- правильности начисления сумм амортизации по амортизируемому имуществу;

- своевременности и правильности определения доходов и расходов;

- правильности применения налоговой ставки

- соответствии отраженной в отчетности задолженности по налогу на прибыль данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Задачами проверки и уплаты страховых взносов являются:

- полнота определения налоговой базы по страховым взносам;

- обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;

- обоснованность применения налоговых льгот по страховым взносам;

- правильность применения налоговой ставки и исчисления страховых взносов;

- правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- обоснованность и правильность уменьшения страховых взносов в части, уплачиваемой в Фонд социального страхования РФ, на суммы производственных расходов, и в части, уплачиваемой в федеральный бюджет РФ, на суммы начисленных страховых взносов;

- своевременность и правильность уплаты страховых взносов;

- правильность заполнения налоговой декларации по страховым взносам и своевременность представления их в налоговый орган;

-своевременность представления отчета в Фонд социального страхования РФ и сведений в Пенсионный фонд РФ;

- ведение налогового учета сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;

- соответствие отраженной в отчетности задолженности по страховым взносам данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

 

 

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

 

При проведении аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам необходимо руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок учета и налогообложения и действующими в настоящее время.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

1) Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

2) Основным нормативно-правовым документом, определяющим порядок и правила организации бухгалтерского учета в Российской Федерации является Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями). В нем определены состав хозяйствующих субъектов обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; правовые основы бухгалтерского учета; содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

3) Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют закон о бухгалтерском учете. В настоящее время при организации бухгалтерского учета необходимо руководствоваться следующими ПБУ:

- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Данным Положением установлен состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций.

- ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия», устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.

- ПБУ 9/99 «Доходы организации». Данное Положение устанавливает, как должна формироваться в бухгалтерском учете информация о доходах коммерческих организаций, а также о доходах от предпринимательской и иной деятельности, полученных некоммерческими организациями (кроме бюджетных учреждений).

- ПБУ 10/99 «Расходы организации». Данным Положением установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, а также расходов по предпринимательской и иной деятельности некоммерческих организаций.

- ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Данное Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений).

Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Источники информации аудита расчетов по налогам и сборам, включает:

1) приказ об учетной политике организации;

Аудитор должен ознакомиться с методологией учета, а также с применяемым на предприятии методом определения выручки от реализации и налога на добавленную стоимость для целей налогообложения.

Порядок определения суммы выручки от реализации для целей налогообложения установлен главой 25 Налогового Кодекса [1]. Выручка от продаж может определяться для целей налогообложения двумя способами:

- методом начисления;

- кассовым методом.

При методе начисления выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) от продавца (исполнителя) к покупателю (заказчику).

При кассовом методе выручка от продаж отражается в учете по мере оплаты покупателями отгруженных товаров (т.е. в момент фактического поступления денежных средств или зачета взаимных требований).

Метод определения выручки по НДС установлен ст.167 Налогового Кодекса. Налогоплательщик вправе выбрать метод по отгрузке или по оплате. Выбранное решение отражается в учетной политике.

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам