Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 11:54, курсовая работа
Цель работы – теоретическое исследование и проведение аудита кредитов и займов.
Задачи:
Изучить теоретические основы учета и аудита кредитов и займов,
рассмотреть источники проверки,
изучить порядок проведения аудиторской проверки,
провести аудиторскую проверку ООО «Электроагрегат»,
выяснить причины допущенных нарушений,
Введение.
Глава I. Теоретические основы учета и аудита кредитов
и займов.
1.1. Основные понятия и оценка аудита учёта кредитов и займов.
1.1.1.Аудиторская проверка учета займов
1.1.2.Информационная база.
1.1.3.Типовая корреспонденция счетов по операциям с кредитами и займами.
1.1.4. Основные положения организации аудита кредитов и займов.
1.2. Методология аудиторской проверки.
1.2.1.Планирование аудиторской проверки
1.3 Классификация нарушений.
1.4. Ответственность за нарушения при проведении аудиторской проверки.
Глава II. Аудит учёта кредитов и займов на предприятии
ООО «Кипер Телеком».
2.1. Общая характеристика ООО «Кипер Телеком»
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Кипер Телеком»
2.3. Особенности учёта кредитов и займов в соответствии с учётной политикой ООО «Кипер Телеком»
2.4. Особенности проведения аудита учёта кредитов и займов на
ООО «Кипер Телеком»
Глава III. Мероприятия по совершенствованию системы учёта
контроля аудита.
Заключение.
Список литературы.
своевременность и полнота погашения кредитов и займов;
обоснованность установления и правильности расчета сумм платежей за пользование кредитами банков, своевременность уплаты и списания за счет соответствующих источников.
Оценивается объем заемных обязательств по суммам и срокам привлечения средств, отдельно для рублевых и валютных средств, в зависимости от формы получения и вида предоставленного обеспечения. Проверяет правильность и своевременность начисления процентов.
1.2.1.Планирование аудиторской проверки
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г. Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (п. 10) в процессе планирования аудиторской проверки должна быть составлена и документально оформлена программа аудита – документ, определяющий характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Планирование аудита – один из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки.
Процесс планирования аудита включает:
▪ определение его стратегии и тактики;
▪ составление общего плана аудиторской проверки;
▪ разработку аудиторской программы;
▪ определение конкретных аудиторских процедур;
▪ оценку объема аудиторской проверки.
В соответствии со стандартом аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом.
Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на предприятии и знания деятельности клиента.
Затраты времени на планирование составляют 5-10 % от времени, затраченного на проверку, не являющуюся первой при работе с данным клиентом. В случаях, когда аудиторская проверка проводится на предприятии данной аудиторской фирмой впервые, затраченное время на планирование может составить до 20%. Основная причина этого заключается в том, что планирование аудита должно базироваться на знании деятельности клиента, тщательном изучении ее особенностей и условий окружающей клиента экономической среды. В ходе реализации программы аудиторской проверки формируются и отражаются в рабочих документах аудиторские доказательства.
Аудиторские доказательства в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности (далее ФСА) № 5 «Аудиторские доказательства» могут быть получены путем применения аудиторских процедур двух типов:
▪ тестов средств внутреннего контроля;
▪ аудиторских процедур по существу или, иначе, аудиторских процедур проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
Аудиторские доказательства должны удовлетворять двум требованиям – достаточности аудиторских доказательств для обоснованных выводов и надлежащему характеру собранных аудиторских доказательств.
Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств.
Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств. Именно эта характеристика определяет совпадение полученного аудиторского доказательства с конкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее достоверность.
Аудиторские доказательства, как правило, не носят исчерпывающего характера, поскольку аудитор обычно считает необходимым полагаться на те из них, которые лишь представляют доводы в поддержку определенного вывода. Поэтому аудиторские доказательства аудиторы преимущественно собирают (получают) из различных источников или из документов разного содержания, с тем чтобы подтвердить одну и ту же хозяйственную операцию или группу однотипных хозяйственных операций.
Программа аудита выполняет одновременно две важнейшие функции – с одной стороны, она является набором инструкций дл аудитора, выполняющего проверку, а с другой – средством контроля надлежащего выполнения работы аудитором со стороны руководителя аудиторской проверки.
Стандартом отмечается возможность включения в программу аудита проверяемых предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита с указанием времени, запланированного на различные области или процедуру аудита.
Под областями аудита следует понимать статьи бухгалтерской отчетности, так как подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности, представляющей собой совокупность статей, и является основной целью аудита. К таким статьям относятся «Долгосрочные кредиты и займы» (строка 510 бухгалтерского баланса) и «Краткосрочные кредиты и займы» (строка 610 бухгалтерского баланса).
ФСА № 3 «Планирование аудита» указывает только на возможность отражения в программе предпосылок подготовки бухгалтерской отчетности, а содержание их раскрывается в ФСА № 5 «Аудиторские доказательства», где в п. 13 отмечено: «предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности — это сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Данные предпосылки согласно формулировке ФСА включают в себя следующие элементы :
1. Существование - наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
2. Права и обязанности - принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
3. Возникновение - относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода.
4. Полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета.
5. Стоимостная оценка - отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства.
6. Точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени.
7. Представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В ходе тестов аудитор может получить доказательства, относящиеся более чем к одной предпосылке. Например, при проверке погашения кредиторской задолженности по кредитам и займам он может выявить аудиторские доказательства как относительно перечисления этой суммы с расчетного счета, так и относительно ее величины, т. е. стоимостной оценки.
Необходимыми предпосылками действенного контроля за достоверным отражением в финансовой (бухгалтерской) отчетности задолженности по кредитам и займам являются:
• определение лица, ответственного за принятие решения о получении кредита или займа (финансовый директор), за правильное и своевременное оформление этих операций;
• определение регламента согласования принятого решения о
привлечении кредита или займа с главным бухгалтером организа-
ции (в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О бухгалтер-
ском учете» главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуще-
ствляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполне-
нием обязательств, и без подписи главного бухгалтера денежные
и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства
считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению).
Как следует из представленного перечня, предпосылки представляют собой определенные меры (шаги), которые должны быть предприняты руководством организации для того, чтобы достичь определенной цели, или, точнее, условия, необходимые для ее достижения. В рассматриваемом случае эта цель — обеспечить получение кредитов и займов, действительно необходимых предприятию, под экономически обоснованные проценты и их своевременный возврат.
Применительно к такой статье бухгалтерской отчетности, как «Задолженность по кредитам и займам», требования, предъявляемые к организации бухгалтерского учета Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами, имеют формулировки, перечень которых приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Содержание требований, предъявляемых к организации бухгалтерского учета кредитов и займов
№ п/п
| Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету фактов хозяйственной деятельности | Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету кредитов и займов |
1 | 2 | 3 |
1
| Полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности | Полнота отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций по получению и возврату кредитов и займов, расходов по уплате процентов по кредитам и займам |
2 | Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности
| Отражение в бух-ком учете полученных и возвращенных сумм кредитов и займов в день поступления на расчетный счет (в кассу), начисленных процентов в соответствии с условиями договора |
3 | Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций в валюте Российской Федерации (рублях) | В случае получения кредитов в валюте и займов, выраженных в иностранной валюте, пересчет сумм задолженности в рубли по курсу ЦБ РФ на день совершения операции по получению, возврату на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
4 | Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета
| Соблюдение установленной планом счетов бухгалтерского учета схемы корреспонденции счетов со счетами 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» |
5 | Отнесение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности организации к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами
| По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов – проценты по кредитам и займам должны быть начислены в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от периода, в котором они будут уплачены |
6 | Обособленный учет имущества, являющегося собственностью организации, от имущества других
| Данная предпосылка неприменима к статьям задолженности по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам
|
1 | 2 | 3 |
7 | Последовательное применение принятой организацией учетной политики последовательно от одного отчетного года к другому
| В учетной политике организации должны быть отражены и последовательно применяться решения: - о переводе долгосрочной задолженности по кредитам и займам в краткосрочную; - о составе и порядке списания - о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам; о порядке учета доходов от
|
8 | Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, сколько из экономического содержания этих фактов и условий хозяйствования
| Отражение в учете и отчетности задолженности по займам независимо от того, каким бы договором получение займов ни оформлялось
|
9 | Обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца
| Остатки по субсчетам сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — 66-11 «Расчеты по краткосрочным кредитам», 66-12 «Расчеты по процентам по краткосрочным кредитам», 66-21 «Расчеты по краткосрочным займам», 66-22 «Расчеты по процентам по краткосрочным займам» — в сумме должны быть равны сумме по синтетическому сч. 66. Аналогично по сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»
|
10 | Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации | Данные предпосылки неприменимы к статьям задолженности по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам
|
11 | Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов |
|
12 | Ведение бухгалтерского учета исходя из допущения, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке
| Погашение задолженности по кредитам и займам и процентам по ним должно осуществляться в соответствии с условиями кредитного договора или договора займа
|