Аудит выпуска готовой продукции и ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изложенного вопроса определила выбор темы работы, цель которой - раскрыть практику учета готовой продукции и ее реализации (продажи) и оценить достоверность бухгалтерской отчетности по производству и реализации продукции, разработать рекомендации по совершенствованию действующей системы учета готовой продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать отечественный опыт учета выпуска и реализации готовой продукции;

- обосновать методику аудита выпуска и реализации готовой продукции;

- оценить достоверность бухгалтерской информации по выпуску и реализации готовой продукции;

- внести предложения по совершенствованию системы учета и аудита готовой продукции.

Содержание

Введение 3

1 Сущность готовой продукции и процесса ее реализации 6
1.1 Готовая продукция и проблемы ее оценки 6

1.2 Теоретические аспекты процесса реализации (продажи) готовой продукции 11

2 Аудит выпуска и реализации (продажи) готовой продукции 18

2.1 Информационная база и задачи аудита учета готовой продукции и ее реализации (продажи) 18

2.2 Аудит выпуска и реализации готовой продукции 22

2.3 Проверка результата от реализации (продажи) продукции 28

Заключение 32

Глоссарий 34

Список использованных источников 36

Приложение

Работа содержит 1 файл

Аудит № 29 Аудит выпуска готтовой продукции и ее реализации.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

      В целях бухгалтерского учета реализованной  считается продукция, право собственности  на которую перешло к покупателю. Переход права собственности  в общем случае осуществляется в  момент отгрузки продукции.

      Выручка от реализации продукции является объектом налогообложения для некоторых видов налогов, в частности налога на добавочную стоимость.

      Операции  по реализации продукции находят  отражение на счете 46 “Реализация  продукции (работ, услуг)”. В новом  Плане счетов, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н для отражения операций по продаже ценностей предусмотрены счета 90 “Продажи” и 91 “Прочие доходы и расходы” раздела VIII “Финансовые результаты” [16; C. 54]. Вторым счетом в проводке, отражающей выручку от реализации, является счет расчетов с покупателями и заказчиками – счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Оплата продукции покупателем может быть произведена сразу же после ее отгрузки или через определенное время (до истечения определенного договором срока). Задолженность покупателя за реализованную ему продукцию (дебиторская задолженность), не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями, признается согласно п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета сомнительным долгом.

      Снизить риск неплатежей по реализации продукции  поставщик может, включив в договор  с покупателем условие о частичной (или полной) предварительной оплате продукции.

      В этом случае сумма поступившего платежа (аванса) подлежит зачислению на счет 64 “Расчеты по авансам полученным”, специально предназначенный для учета сумм полученных авансов учитывается до момента отгрузки продукции.

      Как уже было сказано, момент реализации продукции определяется по ее отгрузке. Однако для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работы, услуги) определяется либо по мере ее оплаты – по мере поступления средств в кассу, либо по мере отгрузки продукции и предъявлению покупателю расчетных документов.

      Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условия хозяйствования и заключаемых договоров и должен быть зафиксирован в учетной политике.

      Основное  различие методов состоит в определении  налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выпуском от реализации продукции, без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции.

      При применении метода определения выручки от реализации “по отгрузке” (метод начисления) налогооблагаемая прибыль определяется исходя из общей суммы выручки от реализации продукции, отнесенной в отчетном периоде на счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” со счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, и общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (дебетовый оборот по счету 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”), что фактически представляет собой сальдо по счету 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

      Прибыль, подлежащую налогообложению при определении выручки от реализации “по оплате” (кассовый метод), непосредственно на счетах бухгалтерского учета выявить невозможно. Это объясняется тем, что вне зависимости от выбранного метода определения выручки от реализации в ценах налогообложения в бухгалтерском учете выручка от реализации отражается “по отгрузке”.

      При применении метода определения выручки  от реализации “по оплате” налогооблагаемая прибыль определяется исходя из суммы  выручки от реализации продукции, фактически поступившей на расчетный счет или в кассу предприятия. При этом следует иметь в виду, того, что к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается и погашение дебиторской задолженности иным способом. 

 

     2 Аудит выпуска и реализации (продажи) готовой продукции 

      2.1 Информационная база и задачи аудита учета готовой продукции и ее реализации (продажи) 

      В условиях транзитивной экономики промышленные предприятия России, преобразовавшиеся  из государственных в акционерные  общества, столкнулись с необходимостью контроля их производственно- хозяйственной деятельности, суть которого заключается в установлении соответствия деятельности предприятия законам, законодательным актам.

      Одним из значимых в настоящее время, а  также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка, является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика-клиента.

      Деятельность независимых аудиторов и аудиторских фирм регламентируется следующими законодательными и нормативными актами:

  1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете”;
  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению;
  3. Налоговый Кодекс РФ;
  4. Приказ Минфина РФ “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ”.

      Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

      Под аудитом иногда понимается процесс  снижения до приемлемого уровня информационного  риска, т.е. вероятности того, что  в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения для  пользователей этих отчетов.

      Как отмечают американские специалисты, аудит- это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта, осуществляемый независимым компетентным лицом. Это лицо, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне функционирования организации [15; C. 37].

      Главная цель аудита - определение достоверности  финансовой отчетности компании, а  также контроль за соблюдением компанией  определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

      В соответствие с законодательством  Российской Федерации ОАО “Синтез” подлежит ежегодному обязательному аудиту, который проводится на договорной основе аудиторской фирмой г. Кургана ООО “Палата-Аудит” с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемой организации. Выполнение такой независимой экспертизы финансово-хозяйственной деятельности одновременно предполагает разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

      ООО “Палата- Аудит” осуществляет независимые  вневедомственные проверки бухгалтерской  финансовой отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Также данная фирма оказывает и иные аудиторские услуги:

      - постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

      - составление деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности;

      - анализ финансово-хозяйственной деятельности;

      - консультации в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства;

      - обучение и др.

      Специалист-аудитор  в процессе проведения проверки предприятия  призван:

      - оценить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;

      - проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

      - выявить резервы улучшения использования основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

      Договором ООО “Палата-Аудит” и ОАО “Синтез” обусловлено то, что основная цель аудита дополняется задачами анализа правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения организации, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

      В ходе аудита ОАО “Синтез” специалист ООО “Палата-Аудит” проверяет правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки, а также помогает в организации бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, участвует в налоговом планировании и расчете налогов, консультирует по определенным вопросам ведения учета и составления отчетности и др.

      В связи с тем, что основной целью  хозяйственной деятельности любого производственного предприятия  является получение прибыли, которая формируется, в основном, благодаря поступлению выручки от реализации (продажи) продукции собственного производства, аудит выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции является одним из наиболее важных тематических направлений общего аудита.

      Проверка правильности учета готовой продукции и процесса ее реализации (продажи) включает следующие этапы:

  1. изучение учетной политики предприятия с целью определения метода учета затрат на производство, метода распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства, общепроизводственных и коммерческих расходов, порядка оценки незавершенного производства, признания выручки для целей налогообложения;
  2. проверка наличия приказа на материально ответственное лицо и договоров на полную материальную ответственность;
  3. ознакомление с договорами на реализацию (продажу) готовой продукции;
  4. оценка качества инвентаризации готовой продукции;
  5. проверка правильности отражения первичных документов на отгрузку готовой продукции и счетов-фактур;
  6. проверка достоверности отражения фактической себестоимости отгруженной продукции на основании аналитического учета и первичных документов складского учета;
  7. правильность и своевременность отражения выручки на счет 46 “Реализация продукции (работ, услуг)“ (90 “Продажи”).

      Информационной  базой для проведения аудиторской  проверки учета выпуска, отгрузки и  реализации (продажи) продукции являются следующие первичные документы:

      - Положение по учетной политике предприятия;

      - договоры на реализацию готовой продукции;

      - накладные на сдачу готовой продукции;

      - машинограммы учета готовой продукции на складе;

      - описи инвентаризации готовой продукции;

      - накладные на реализацию готовой продукции;

      - счета-фактуры;

      - Главная книга;

      - журнал-ордер № 11;

      - ведомость № 16;

      - бухгалтерская отчетность, включающая:

        1) Бухгалтерский баланс (форма № 1), в частности строки:

      - ст. 215 “Готовая продукция и товары для перепродажи”;

      - ст. 216 “Товары отгруженные”;

      - ст. 218 “Прочие запасы и затраты”, по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других статьях подраздела “Запасы” второго раздела Бухгалтерского баланса, в частности, несписанная в установленном порядке со счета 43 “Коммерческие расходы” часть коммерческих расходов, относящихся к остатку неотгруженной (нереализованной) продукции;

      - ст. 231 “Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков”;

      2) Отчет о прибылях и убытках  (форма № 2). 

      2.2 Аудит выпуска и реализации готовой продукции  

      Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки:

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению;
  2. Приказ Минфина РФ “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ;
  3. Приказ Минфина РФ “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов”.

      Перед проведением проверки аудитор составляет программу проверки, которая включает следующие направления:

Информация о работе Аудит выпуска готовой продукции и ее реализации