Аудит учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики на примере конкретной организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить методику аудита учетной политики организации;
2. Установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации;
3. Проверить соответствие положений учетной политики организации и порядка ее утверждения требованиям законодательства
4. Провести анализ соответствия основных элементов учетной политики их применению в бухгалтерском учете;
5. Выявить недостатки и предложить свои варианты по исправлению ошибок, а так же возможные пути улучшения.
6. На основе изученной методики аудита составить рекомендации и отчет аудитора по результатам проверки учетной политики.
Объектом исследования данной курсовой работы является учетная политика ОАО «Антей» на 2005 год.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические вопросы аудита учетной политики организации…………8
Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия………………………………………………8
Организационно-экономическая характеристика организации…10
2.Оценка ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в организации…………………………………………………………………..13
Оценка постановки и ведения бухгалтерского учета в организации…………………………………………………………13
Оценка системы внутреннего контроля в организации………….23
Расчет уровня существенности и аудиторского риска………...…26
Общий план и программа аудита………..………………………...31
3.Результаты аудиторской проверки………………………………..………...36
Результаты аудиторской проверки…..…………………………….36
Типичные ошибки в бухгалтерском учете учетной политики и бухгалтерской отчетности………………………………………….37
Заключение……..………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Аудит».doc

— 373.50 Кб (Скачать)

             1) Организационно-технические:

           - правила и график документооборота;

            - внутренняя отчётность (состав, формы,  периодичность, сроки составления  и представления, пользователей);

            - система внутреннего контроля (служба  внутреннего аудита, специалист, лично  руководитель);

            - положение о бухгалтерии и  должностные инструкции на работников  бухгалтерии;

            - порядок проведения инвентаризаций.

             2) Методологические:

           - способы контроля отклонений  фактического расхода материалов  от норм;

           - порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;

            - способы распределения косвенных  расходов;

            - оценка незавершённого производства.

            3) Налоговые:

            - порядок организации раздельного  учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж и т.п.);

            - порядок организации раздельного  учета объектов социальной сферы  (для получения права по налогу  на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых и нельготируемых целей).

             Для оценки полноты и правильности  положений учётной политики аудитор  должен убедиться, что в распорядительных  документах по учётной политике содержится информация, обосновывающая:

           -  выбор организацией способов бухгалтерского учёта:

           - вариантность которых предусмотрена  нормативными документами по  бухгалтерскому учёту и отчётности;

           - описание которых отсутствует в нормативных актах;

вариантность которых  вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

           - особенности применения способов  учёта исходя из специфики  условий хозяйствования, отраслевой  принадлежности и иных условий.

             Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учёта, то аудитор должен проверить соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

             Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

            Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”.

             Согласно п.10 ПБУ 1/98 «Учетная политика  организации» способы ведения  бухгалтерского учета, выбранные  организацией при формировании  учетной политики, применяются с  1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.

На требование последовательного  применения выбранной учетной политики аудитору необходимо обратить особое внимание при наличии у организации обособленных структурных подразделений, самостоятельно реализующих продукцию и имеющих отдельный баланс и расчетный счет.

             Практика аудиторских проверок  показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.

            Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая  пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.

             С одной стороны, в процессе  аудита следует установить соответствие  избранной учетной политики характеру  и условиям  деятельности организации,  а также действующим правилам  и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияние на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики с необходимой потребностью в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиден-циальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.

             С другой стороны, аудитору  необходимо высказать свое мнение о достоверности отчетности и соответствии реальному положению дел в организации. Мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики  служит основой выводов и действий контрагентов организации. Пользователь бухгалтерской отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, т.е. информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована отчетность.

             Например, согласно п.25 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет  материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 №25н, в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация по организации учета материально-производственных запасов:

            - методы оценки материально-производственных  запасов по их видам;

            - последствия изменений в учетной  политике методов оценки материально-производственных  запасов;

            - стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

            - разница между фактической себестоимостью  материально-производственных запасов  и стоимостью их возможной  реализации, отнесенная на финансовые результаты организации в случае наличия у организации на конец отчетного года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и быстроизнашивающихся предметов), в оценке, превышающей стоимость их возможной реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или если они полностью или частично устарели;

            -способы перенесения стоимости  малоценных и быстроизнашивающихся  предметов.

             В случае установления лимита  отнесения к основным средствам,  отличного от рекомендованного, организация должна раскрыть  это в учетной политике. Чем больше будет объем средств, относящихся к МБП, тем выше будет сумма расходов отчетного периода, и меньше прибыль, а, соответственно, меньше величина уплачиваемого налога.

             В соответствии с требованиями  п.27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность  организации (приказ Минфина России от 06.07.99 №43н), п.18,19 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (приказ Минфина России от 06.05.99 №32н), п.21,22 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина России от 06.05.99 №33н) в бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта следующая информация о формировании доходов и расходов:

            - выручка по видам деятельности (структура доходов);

            - выручка, полученная по договорам,  предусматривающим исполнение обязательств  неденежными средствами;

           - операционные доходы и расходы (по их видам);

            - внереализационные доходы и  расходы (по их видам);

            - чрезвычайные доходы и расходы;

            - расходы по обычным видам  деятельности (по элементам и  статьям затрат)

            Аудитору необходимо установить, насколько полно и достоверно раскрыты вышеназванные вопросы, а также чем мотивировалось решение о признании доходов, обусловленных предметом деятельности, классифицированных как выручка или операционные доходы. При этом аудитор принимает во внимание факторы (существенность, регулярность и т.п.), которые были приняты организацией при решении вопроса о «предмете деятельности» при принятии учетной политики.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

             Подводя итог выполненной работы, необходимо отметить, что учетная политика подчас становится для бухгалтеров чисто формальным документом, которому многие не придают должного значения. А напрасно, потому что:

1)грамотно составленная  учетная политика может быть  действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит – снижения налоговой нагрузки на предприятие;

2)положения учетной  политики могут стать весомым  аргументом  в споре с ревизорами;

3)учетная политика  является основой для формирования  всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений;

В связи с этим руководителю и главному бухгалтеру следует весьма серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.           В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические вопросы аудита. Предметом для изучения стала аудиторская проверка учетной политики предприятия ОАО «Антей». Аудит - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учёта, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчётности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

В первом разделе курсовой работе отражены теоретические вопросы аудита учетной политики. Изучены цели и задачи аудиторской проверки, нормативное регулирование.

Во втором разделе была проведена оценка ведения  бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на изучаемом предприятии. При проведении оценки существующей системы бухгалтерского учёта было установлено, что бухгалтерия в организации является структурным подразделением. Бухгалтерский учёт организован в соответствии с учётной политикой, принятой в организации. Система бухгалтерского учёта автоматизирована. Бухгалтерский учёт ведётся в соответствии с действующим законодательством. Отрицательное влияние оказывает неравномерность документационно - информационных потоков и отсут-ствие единого графика документооборота.

В третьем  разделе был сделан отчет по ее результатам. Предложенная методика аудиторской проверки включает в себя:

            - разработку общего плана проверки; разработку - программы проверки;

           - разработку  контрольных  процедур  на  основе  классификатора возможных нарушений;

           - рекомендации по выполнению  аудиторских процедур.

Проведение аудиторской  проверки организации поможет   в исключении    простейших технических ошибок; в  снижении    ошибок, обусловленных  неправильным  толкованием    законодательства;

             Проведенный анализ учетной политики ОАО «Антей» выявил некоторые ее недостатки, для устранения которых необходимо:       
            1) рекомендовать оформить приказ об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - учетная политика для целей бухгалтерского учета. Второй документ - учетная политика для целей налогообложения;

            2)внести более подробный перечень  положений в учетную политику  как для целей бухгалтерского  учета, так и для целей налогообложения;

            3) составить рекомендуемый перечень  приложений к учетной политике;

            4)обратить внимание на возможность  формирования резервов, как одного  из способов оптимизации налога  на прибыль. Учетная политика  Организации на 2005 год для целей бухгалтерского и налогового учета утверждена приказом №503 от 31.12.04г. в целом принята в соответствии с принципами бухгалтерского и налогового законодательства. Бухгалтерский и налоговый учет в целом соответствуют принятой учетной политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

             1   Налоговый кодекс РФ. Часть  I и II.

             2 Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ.

             3 Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.

             4 Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №3. Планирование  аудита.

             5 Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №4. Существенность  в аудите.

             6 Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. 
            7 Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

Информация о работе Аудит учетной политики