Аудит учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики на примере конкретной организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить методику аудита учетной политики организации;
2. Установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации;
3. Проверить соответствие положений учетной политики организации и порядка ее утверждения требованиям законодательства
4. Провести анализ соответствия основных элементов учетной политики их применению в бухгалтерском учете;
5. Выявить недостатки и предложить свои варианты по исправлению ошибок, а так же возможные пути улучшения.
6. На основе изученной методики аудита составить рекомендации и отчет аудитора по результатам проверки учетной политики.
Объектом исследования данной курсовой работы является учетная политика ОАО «Антей» на 2005 год.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические вопросы аудита учетной политики организации…………8
Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия………………………………………………8
Организационно-экономическая характеристика организации…10
2.Оценка ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в организации…………………………………………………………………..13
Оценка постановки и ведения бухгалтерского учета в организации…………………………………………………………13
Оценка системы внутреннего контроля в организации………….23
Расчет уровня существенности и аудиторского риска………...…26
Общий план и программа аудита………..………………………...31
3.Результаты аудиторской проверки………………………………..………...36
Результаты аудиторской проверки…..…………………………….36
Типичные ошибки в бухгалтерском учете учетной политики и бухгалтерской отчетности………………………………………….37
Заключение……..………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Аудит».doc

— 373.50 Кб (Скачать)

            -однородность и разграниченность счетов;

            -равнообъемность счетов одного  порядка; 

            -наличие резервных позиций.

   Принцип единства  критериев выделения счетов (или принцип одного основания) заключается в том, что при конструировании рабочего счетного плана признаки введения в него счетов должны сохранять одно и то же содержание на всех уровнях информационной структуры бухгалтерского учета и не могут подменяться другими признаками. Тем самым обеспечивается неизменность, выдержанность, однозначность плана счетов, разрешается возможность выявить содержание каждого счета и его отличие от других счетов. При смешении признаков возникает внутренние корреспонденции, затрудняются понимание и использование оборотов и сальдо по счетам.

             Согласно принципу однородности и разграниченность счетов включаемые в счетный план позиции должны отражать качественно однородные, строго определенные объекты учета. Один синтетический или аналитический счет не может обобщать информацию о разнородных фактах хозяйственной деятельности либо выполнять несходные функции. Реализация этого принципа предполагает соблюдение в отношении каждого счета единства экономического содержания, определенности структуры и назначения, однозначности отношения его к балансу. Однородность и разграниченность счетов, составляющих план счетов, определяется согласно их научно обоснованной классификации.

             Принцип равномерности счетов  одного порядка заключается в том, что в плане счетов учетные позиции одного порядка должны обеспечивать одинаковый уровень обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности. Введение однопорядковых счетов позволяет правильно установить взаимосвязи между ними и значительно упорядочить их корреспонденцию. Смешение разных уровней учета лишает план счетов последовательности и четкости.

Наличие в плане счетов резервных позиций обеспечивает возможность дополнения его новыми признаками группировки информации, т.е. его адаптируемость к изменениям в хозяйственной жизни и методике бухгалтерского учета.

             На предприятии проводится обязательный аудит. Его проводит аудиторская фирма «Паритет». Место нахождения: 400123, г. Волгоград, ул. Виноградная, 101, офис 304; номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности:E 001122; наименование органа, выдавшего лицензию: Минфин РФ; дата выдачи лицензии: 24.07.2002; срок действия лицензии: до 24.07.2007г.

  Бухгалтерский  учет ведется по журнально-ордерной  форме учета (с применением компьютерной техники).

  Учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учёта.

  Основанием  для записей в регистрах бухгалтерского  учёта являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчёты бухгалтерии.

 Отчётным годом считается период с 1 января по 31 декабря.

  Бухгалтерский  учёт осуществляется бухгалтерской  службой согласно п.2 ст.6 Закона № 129-ФЗ.

 Для своевременного  получения финансового результата  работы предприятия устанавливается дата сдачи материальных отчетов, табелей рабочего времени, ведомостей на начисление заработной платы не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

 Авансовые  отчеты по командировочным расходам  предоставляются в бухгалтерию не позднее 3 дней после возвращения из командировки.

 В целях  обеспечения достоверности данных  бухгалтерского учёта и отчетности производится инвентаризация:

            1) материальных остатков на складе  и в торговом зале перед  сдачей 
годового отчета (в 4 квартале)

           2) кассы не реже  одного раза в месяц, а также в случае передачи 
денежных средств другому материально-ответственному лицу

            3) внезапные инвентаризации кассы  и МПЗ производятся по решению 
руководителя

             4) инвентаризация основных средств  производится один раз в три года

             5) обязательная инвентаризация производится  в случаях, предусмотрен-ных ст.12 Закона № 129-ФЗ.

 Выдача  средств подотчет производится  на срок не более 10 месяцев  в течение календарного года.

Прибыль организации  используется без предварительного распределения и учёта на балансовом счёте 99 "Прибыли и убытки".

     Правила  документооборота на предприятии  регламентируются Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Эти правила увязаны с формами бухгалтерского и управленческого учета на предприятии.

  Учетная политика  разрабатывается главным бухгалтером  и утверждается руководителем,  один ее экземпляр представляется  в налоговую инспекцию. Вновь  созданная организация должна  разработать учетную политику  и передать ее в налоговую инспекцию в течение 90 дней со дня своей регистрации; в остальных случаях - в начале финансового года.

            Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией.  Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем.

Необходимость в этом обуславливается двумя факторами.

Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет.

Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.

К числу документов, оформляющих  учетную политику, относятся приказы  и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики.

Большое значение для оформления учетной  политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них – графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует  отметить важность учредительных документов (устав,    учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия.

Различные составляющие учетной политики оформляются документами  разного уровня. Методические, организационные  и, вероятно, отдельные технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжения руководителя предприятия, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения.

  Большая же часть технических  способов ведения учета может  регламентироваться инструкциями  и правилами, установленными главным  бухгалтером, а также проектными  материалами по организации учета на предприятии

            Учетная политика на предприятии  составлена в соответствии с  действующим законодательством  с учетом особенности деятельности предприятия ОАО «Антей». Система бухгалтерского учета является надежной, уровень неотъемлемого риска низкий.

 

Таблица 1

 Тест для  оценки надежности системы бухгалтерского   учета 

 

Оценка  учётной системы 

Комментарии

1 Разработан  и утвержден приказ по учётной политике организации

Да

2 Разработана  и утверждена организационная структура бухгалтерской службы

Да

3 Имеются  должностные инструкции с распределением фактических обязанностей и полномочий бухгалтерской службы

Да

4 Разработан  рабочий план счетов бухгалтерский учёта

Да

5 Разработан  единый график документооборота

Да

6 Осуществляется  контроль за выполнением графика документооборота

Да

7 Применяемая  форма бухгалтерского учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная и т.д.)

журнально-ордерная

8 Применение  в учёте и управление компьютерных  программ

Да

9 Наличие  положения о порядке проведения в организации инвентаризации

Да

10 Соответствие  бухгалтерских проводок действующей методологии

Да

11 Имеется  перечень налогов, уплаченных организацией

Да

12 Факты проведения  налоговых проверок в течении отчётного периода и их результаты

Проводились налоговые проверки с выведением результатов

13 Утверждение  метода формирования налогооблагаемых баз

Да


 

Бухгалтерский учёт ведётся в организации согласно нормативным актам и разработанной учётной политике. Таким образом, опираясь на профессиональное суждение, можно считать неотъемлемый риск на ОАО «Антей» низким. Далее при разработке общего плана и программы аудита следует соотнести проведенную оценку неотъемлемого риска с существенными остатками по счетам бухгалтерского учета и группам однотипных   операций   на   уровне   предпосылок   подготовки   финансовой отчетности.

 

 

 

 

 

           2.2 Оценка системы внутреннего контроля в организации.

В соответствии с правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. В данном разделе подробнее остановимся на оценке риска средств контроля.

Риск средств  контроля означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Система внутреннего  контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего  контроля выходит за рамки тех  вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и исключают контрольную среду.

Анализ системы  внутреннего контроля очень важен  для аудитора, ибо, чем эффективнее эта система, тем меньше его риск при проведении проверки.  Это объясняется тем,  что управление организацией связано с осуществлением непрерывного контроля, охватывающего все стороны его деятельности. Это и выписка документов, и их визирование ответственными работниками администрации, и взаимосверки, и другие многочисленные процедуры, формирующие систему внутреннего контроля.

             Система внутреннего контроля, созданная руководством организации, может быть эффективной или неэффективной в зависимости от способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации от возможных рисков. Проведём оценку информации, необходимой для разработки стратегии проверки. При организации внутрипроизводственного контроля следует иметь в виду, что никакая система, сколь бы идеальной  она ни была, не сможет абсолютно надежно защитить предприятие от посягательств на его активы, от искажения учетной и отчетной информации. Системы внутрипроизводственного контроля создают не для того, чтобы полностью исключить все злоупотребления и гарантировать безубыточную работу, а для того, чтобы снизить до минимума вероятность попыток незаконных действий, обеспечить их выявление и способствовать достижению максимального эффекта каждым подразделением, службой и исполнителем.

Информация о работе Аудит учетной политики