Аудит учетной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:17, доклад

Описание работы

Учетная политика, принятая организацией, должна раскрываться для внешних потребителей финансовой информации о деятельности данной организации. Для анализа состояния финансовой (бухгалтерской) отчетности следует знать, как сформированы те или иные показатели, что означает их изменение (реальное улучшение или ухудшение дел или же всего лишь корректировка исчисления этих показателей). Это позволит любому заинтересованному пользователю понять и оценить данные бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

практическое пособие для аудитора и бухгалтера.docx

— 34.68 Кб (Скачать)

Предприятия могут  создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями  за продукцию (товары, работы или услуги). Суммы такого резерва относятся  на финансовые результаты деятельности предприятия.  

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность  не погашенная в сроки, установленные  договорами, и не обеспеченная соответствующими гарантиями, что устанавливается  на основе результатов проведения в  конце года инвентаризации дебиторской  задолженности. Величина резерва определяется предприятием по каждому сомнительному  долгу в отдельности в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения им долга полностью или частично. Если до конца года, следующего за годом создания резервов сомнительных долгов, эти резервы в какой-либо части не будут использованы, то неизрасходованные суммы присоединяются к налогооблагаемой прибыли соответствующего года. Основное назначение резервов сомнительных долгов заключается в погашении просроченной дебиторской задолженности, возникающей при использовании метода определения выручки от реализации продукции по мере отгрузки товаров.  

13) Учет расходов  будущих периодов и сроки их  погашения.  

Расходы будущих  периодов - это затраты, которые относятся  к следующим периодам, но произведены  предприятием в текущем периоде. В бухгалтерском учете такие  затраты отражаются на счете 97 "Расходы  будущих периодов", а затем  списываются на себестоимость одним  из следующих способов:

- равномерно в  течение периода, к которому  эти расходы относятся;

- пропорционально  объему продукции (работ, услуг);

- иным способом, установленным  предприятием. 
 

Следует еще раз  отметить, что порядок списания таких  расходов предприятие определяет самостоятельно.  

14) Порядок проведения  инвентаризации имущества и обязательств.  

Предприятие самостоятельно устанавливает количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.  

Приведенный перечень возможных элементов учетной  политики не является исчерпывающим.  

Аудитору при проведении проверки необходимо установить:

- издан ли приказ (распоряжение) руководителя предприятия  по учетной политике (следует  помнить, что вновь созданное  предприятие должно оформить  избранную им учетную политику  не позднее окончания первого  налогового периода);

- полностью ли  раскрыты избранные при формировании  учетной политики способы ведения  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие  решения пользователями бухгалтерской  отчетности.  
 

4. Договоры на  поставку продукции и договоры  арендных отношений. На что  обратить внимание?

Все договоры должны подписываться руководителем предприятия  только после визы главного бухгалтера и руководителей финансовой, планово-экономической  и юридической служб, что обеспечивает согласованность действий различных  служб.  

Аудитору можно  определить круг потребителей, с которыми предприятие заключило договоры на поставку производимой продукции, проверить, как выполняются условия этих договоров, ведется ли журнал выполнения договоров. Поскольку отгрузка и  отпуск продукции разным потребителям производятся, как правило, в течение  года неоднократно и в разное время, необходимы оперативный учет и контроль выполнения договоров поставки. Ведение  такого учета осуществляется по данным ведомостей отгрузки и реализации готовых  изделий.  
 

В регистре оперативного учета отгрузки указывают дату, номер  счета - платежного требования, адрес  покупателя, дату выписки счета - платежного требования, наименование продукции, расчетный  и фактический сроки оплаты и  ее величину.  

По данным регистров  оперативного учета составляют накопительные  ведомости выпуска, отгрузки и реализации продукции нарастающим итогом с  начала месяца и года. Если на предприятии  внедрена система оперативного учета  себестоимости, то по данным о ежедневной оплате платежных документов за реализованную  продукцию и об издержках на ее производство и сбыт можно определить расчетную сумму прибыли за любой  в течение месяца период. Такая  информация позволяет управлять  качественными показателями деятельности предприятия, вовремя принимать  меры, предотвращающие потери прибыли  и обеспечивающие выполнение обязательств перед бюджетом.  

Не следует забывать, что за нарушение условий договора с предприятия через арбитражный  суд можно взыскивать значительные суммы штрафов, снижающие фактические  финансовые результаты, а значит сумму  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.  

При проверке учета  арендных отношений аудитору необходимо проверить, как на предприятии организован  бухгалтерский учет хозяйственных  операций, связанных с арендой.  

Под арендой следует  понимать имущественный наем по договору, по которому арендодатель предоставляет  арендатору имущество (здания, сооружения, оборудование, имущественный комплекс и проч.). Кроме сдачи в аренду отдельных объектов имущества на сравнительно короткий срок, теперь можно  взять имущество (главным образом  оборудование, средства механизации  и автоматизации, вычислительную технику  и проч.) в долгосрочную аренду. Такая  аренда получила название - лизинг. По окончании срока действия лизингового  соглашения (договора, контракта) арендатор  может купить или возвратить лизинговое имущество арендодателю. 
 

5. Аудит денежных  средств и денежных документов

5.1. Аудит кассовых  операций

Вся информация о  наличии и движении денежных средств  в кассе собирается на счете 50 "Касса". К этому счету могут быть открыты  следующие субсчета: 50-1 "Касса  организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы" и др.  

В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы или  процедуры проверки достаточно просты. Именно при проверке этого участка  основному аудитору целесообразно  привлекать ассистентов.  

Путем проведения сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует  ли принятый на предприятии порядок  учета денежных средств порядку, установленному соответствующими нормативными документами. Так, порядок хранения, расходования и учета денежных средств  в кассе установлен письмом Центробанка  РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 и Положением Центробанка РФ от 5 января 1998 г. N 14п "О правилах организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации".  

При проверке следует  установить, соблюдает ли предприятие  установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно  хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных  расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе  допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты  заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности и премий.  

Все операции по поступлению  и расходованию денежных средств  кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной  печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итог операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу одновременно на двух листах. Один лист отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям.  

По желанию аудитора или директора предприятия можно  провести инвентаризацию. Инвентаризация должна проходить в присутствии  кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет. При  инвентаризации кассы необходимо проверить: имеется ли приказ о назначении кассира; заключен ли с кассиром договор о  полной индивидуальной материальной ответственности  установленной формы; соответствует  ли помещение кассы рекомендациям  по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности  и оснащенности средствами пожарно-охранной сигнализации.  

После инвентаризации кассы аудитору необходимо проверить: - созданы ли условия, необходимые  для обеспечения сохранности  денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк;

- полноту и своевременность  оприходования денег, полученных  по чекам;

- правильность оформления  приходных и расходных кассовых  ордеров, кассовой книги, журнала  регистрации приходных и расходных  кассовых ордеров;

- имеются ли подписи  в получении денег, для чего  ужно выборочно проверить подписи  в расходных ордерах и ведомостях  на соответствие;

- правильность ведения  кассовой книги и остатков  денег по ней;

- наличие или отсутствие  штампов на кассовых документах (получено, оплачено);

- соответствие фамилий  в платежных ведомостях фамилиям  в других документах;

- соблюдается ли  лимит хранения наличных денег  в кассе;

-правильность выдачи  денег по доверенностям;

- соблюден ли порядок  регистрации контрольно-кассовых  машин в налоговых органах.  

5.1.1. Аудит учета  денежных документов

В кассе могут  храниться денежные документы. К  ним относятся путевки в санатории  и дома отдыха, почтовые марки, проездные  билеты, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие документы. Как  уже было сказано, учет денежных документов ведется на субсчете 50-3 "Денежные документы", при этом аналитический  учет ведется по каждому виду денежных документов.  

Аудитору необходимо проверить:

- правильность учета  денежных документов (поступление  и списание денежных документов  оформляется кассовыми приходными  и расходными документами и  отражается в книге по движению  денежных документов; кассир составляет  отчет по движению денежных  документов и сдает его главному  бухгалтеру);

- правильность составления  бухгалтерских проводок по счету  50-3 "Денежные документы" и  записей в книге по учету  и движению денежных документов.  

5.1.2. Виды нарушений  при ведении операций по кассе

Возможны следующие  нарушения при ведении операций по кассе:

1)Прямое хищение  денежных средств (ничем не  замаскированное или замаскированное  неоформленными документами и  расписками). Прямое хищение денежных  средств без подлогов выявляется  при проверке кассы путем инвентаризации  кассовой наличности. Иногда оно  маскируется расписками должностных  лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими  должностными лицами, в частности  работниками счетного аппарата.

2) Неоприходование  и присвоение поступивших денежных  сумм (из банка, от различных  физических и юридических лиц  по приходным ордерам, от различных  юридических лиц по доверенности).

Неоприходование денег  по кассе связано со списанием  полученных сумм непосредственно на расходы или сокрытием приходных  операций. Наиболее часто встречаются  случаи неоприходования в кассу  денег, полученных с расчетного счета. Присвоение денежных средств в этом случае вскрывается взаимной проверкой  операций кассы и банка. Необходимо сверить в первую очередь корешки  выданных чеков с приходными документами  по кассе.

3) Излишнее списание  денег по кассе (повторное использование  одних и тех же документов, неправильный подсчет итогов  в кассовых документах и отчетах,  списание сумм без оснований  или по подложным документам, подлог в законно оформленных  документах с увеличением сумм  списаний).

4) Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам  и организациям (присвоение депонированной  заработной платы и средств,  начисленных по другим основаниям; присвоение сумм, причитающихся  другим предприятиям). Наиболее распространенным  видом неоприходованных платежей  по кассовым ордерам являются  платежи увольняющихся лиц, погашающих  при расчете свою задолженность.  

Расчеты суммами  наличных денежных средств, которые  превышают предельную величину (с  другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица; поступающими в кассу проверяемого предприятия). Борьба с присвоением  денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления безналичных расчетов во всех возможных случаях.  

Информация о работе Аудит учетной политики предприятия