Аудит учетной политики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Данная ситуация характерна для нынешней экономики Казахстана, т.е. необходимость процессов снижения информационного риска, осознана очень многими пользователями финансовой отчетности. В сложившейся экономической ситуации созданы все предпосылки для создания в Казахстане аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов.
Сущность аудита вытекает из тех задач, которые перед ним ставят законодатель и общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ…………….................................................................................6
1.1 Учетная политика организации………………………………………6
1.2 Формирование учетной политики…………………………………….7
ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМНЫХ ВОПРОСОВ……………………………………………………19
2.1 Аудит учетной политики…………………………………………......19
2.2 Аудит правоустанавливающих документов, правовая экспертиза договоров……………………………………………………………….....21
2.3 Аудит финансовой отчетности………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….28

Работа содержит 1 файл

Audit_uchetnoy_politiki_organizatsii.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Учет расчетов по налогам  и сборам ведется на счетах бухгалтерского учета непрерывно нарастающим итогом раздельно по каждому налогу и сбору, а также в разрезе задолженности (недоимка по основной сумме налога или сбора, пени, штрафа).

Расходы

Ведется раздельный учет затрат по каждому объекту калькуляции.

Затраты на использование  активов и услуг признаются и учитываются в учете как расходы за период, в течение которого признается относящийся к нему доход.

Расходы классифицируются на:

прямые расходы –  расходы, связанные с производством  продукции, которые могут быть прямо  и непосредственно включены в себестоимость продукции. Такие расходы признаются по признании доходов;

расходы периода –  расходы, связанные с процессом  реализации, и общие и административные расходы. Эти расходы признаются в течение периода , в котором  они возникли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМНЫХ ВОПРОСОВ

2.1 Аудит  учетной политики

 

Цель аудита учетной  политики – установить соответствие внутрифирменных документов системы регулирования ведения и организации бухгалтерского учета компании действующим законодательным нормативным и учредительным документам.

В качестве источников информации аудитор может использовать:

  • приказы об учетной политике и вносимых в нее изменениях;
  • инструкции, описывающие функционально-организационную структуру организации и его финансовых служб;
  • должностные инструкции;
  • порядок проведения инвентаризаций;
  • методические разработки отделов методологии бухгалтерского учета или внутреннего аудита компании и т.п.

Учет может осуществлять самостоятельная организационная  часть компании во главе с главным бухгалтером, централизованная бухгалтерия, аудиторская фирма или отдельный специалист, привлекаемый на договорных началах.

В целом аудитору следует  установить:

  1. Правильно ли организована работа аппарата бухгалтерии,
  2. Разработана ли индивидуальная концепция организации и методологии учета:
  • выбор соответствующей формы ведения бухгалтерского учета;
  • наличие рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  1. Имеются ли должностные инструкции отдельных работников;
  1. Насколько оптимально распределены служебные обязанности;
  2. Утвержден ли руководством график представления отчетности и график документооборота;
  3. Осуществляется ли контроль за выполнением соответствующих должностных инструкций и графиков;
  4. Обеспечены ли работники бухгалтерскими справочниками, нормативными инструкциями и т.п.;
  5. Обеспечивает ли бухгалтерский учета контроль за наличием и движением имущества, использованием всех ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  6. Соблюдаются установленные стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  7. Обеспечивает ли организация бухгалтерского учета и контроля возможность предупреждения образования недостач, растрат и незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей и других нарушений и злоупотреблений.

Центральным  объектом изучения является документация по учетной  политике организации, контрольными моментами  проверки которой являются:

  • наличие приказа (распоряжения) руководителя о принятии учетной политики компании;
  • соответствие принятой учетной политики требованиям действующего законодательства;
  • полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих   на оценку показателей финансовой отчетности  и принятие решений пользователями этой отчетности;
  • принятую в организации систему внутренней отчетности;
  • варианты использования счетов бухгалтерского учета, отличные от общепринятого порядка.

Отдельно изучаются  методологические вопросы учетной политики, оценивается эффективность их применения.

К таким вопросам относятся:

  • варианты начисления износа основных средств, обоснованность их применения;
  • выбранный метод оценки запасов при их списании в производство;
  • применяемые методы калькуляции себестоимости производственной продукции;
  • перечень создаваемых резервов;
  • вариант оценки незавершенного производства;
  • выбранный метод оценки товаров;
  • выбранный метод отражения в бухгалтерском учете выпуска готовой продукции;
  • перечень и правомерность (соответствие положениям учредительных документов) создания фондов и наличие положений о порядке их образования и использования;
  • порядок использования чистого дохода;
  • порядок отражения в учете начисленных дивидендов и нераспределенного дохода;
  • и т д.

 

    1.  Аудит правоустанавливающих документов, правовая экспертиза договоров

 

      Цель  аудита     правоустанавливающих     документов,            правовая экспертиза договоров – установить соответствие действующему законодательству правоустанавливающих документов, являющихся базой деятельности субъекта хозяйствования, а также договоров, оформляющих финансово-хозяйственные отношения.

В качестве источника  информации аудитор может использовать:

  • учредительные документы компании и изменения к ним;
  • свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговых органах;
  • положения о филиалах, представительствах;
  • учредительные документы дочерних и зависимых обществ;
  • лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности;
  • реестр акционеров, другие документы, оформляющие порядок формирования уставного капитала;
  • договоры, оформляющие финансово-хозяйственные операции и трудовые отношения.

В ходе проведения проверки аудитору рекомендуется выполнить  следующее:

  • установить организационно-правовую форму компании;
  • установить состав учредителей компании;
  • проверить соответствие предмета деятельности, указанного в уставе, реально осуществляемым  видам деятельности, что позволяет обоснованно подразделять затраты организации на производственные и непроизводственные;
  • проверить соответствие реально существующей структуры управления компании предусмотренной учредительными документами (в частности, объем полномочий руководителя и ограничения этих полномочий);
  • рассмотреть организационную структуру компании: наличие филиалов, представительств, обособленных подразделений;
  • в случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы проверить своевременность и правильность их государственной регистрации;
  • изучить предусмотренный учредительными документами порядок использования и распределения чистого дохода, образования резервных и иных фондов специального назначения;
  • сопоставить структуру и функции реально действующих ревизионных органов с порядком, декларируемым в учредительных документах;
  • посмотреть предусмотренный учредительными документами порядок приглашения и утверждения внешних аудиторов.

При правовой экспертизе договоров, оформляющих финансово-хозяйственные  операции, должны быть определены вид, предмет, субъектный состав и существенные условия каждого договора. Аудитор должен дать общую оценку состояния договорной работы в компании, выявить особенности процесса подготовки и утверждения (подписания) договоров:

  • привлекаются ли к работе специалисты;
  • принимают ли участие в утверждении договоров все заинтересованные службы компании (порядок визирования и ознакомления);
  • ведется ли в компании в случае нарушения условий хозяйственных договоров претензионная работа.

Особое значение для  дальнейшей   проверки имеет понимание  сути складывающихся из договора хозяйственных  отношений, не достигнув которого аудитор не может оценить правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности. При этом во внимание принимаются переписка между сторонами и сложившиеся между ними отношения. И в результате должна быть выявлена степень соответствия условий договора содержанию отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций.

Кроме учредительных  документов и хозяйственных договоров  аудиту также подлежат иные правовые документы, влияющие на результаты хозяйственной  деятельности и в итоге – на достоверность показателей финансовой отчетности.

 

 

 

2.3 Аудит финансовой отчетности

 

В соответствии с МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой представления финансовой отчетности.

Концептуальной основой представления финансовой  отчетности могут быть Международные стандарты финансовой отчетности или национальные стандарты конкретной страны.

Аудитор не заверяет финансовую отчетность или не гарантирует, что  финансовая отчетность является правдивой, он дает заключение, в котором сообщает, что по его мнению дано «правдивое и достоверное отражение» или «представлена достоверно по всем существенным аспектам» финансовая отчетность. Фразы «правдивое и достоверное отражение» или «представлена достоверно по всем существенным аспектам» являются эквивалентными терминами и используются во многих странах, включая Великобританию и США.

Несмотря на то, что  аудиторское заключение повышает доверие  к финансовой отчетности, пользователь не может считать данное заключение ни как уверенность в жизнеспособности субъекта в будущем, ни как гарантию рациональности или эффективности ведения дел руководством субъекта.

Аудит в соответствии с Международными стандартами аудита  (МСА) предназначен для обеспечения  разумной уверенности относительно того, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений. Разумная уверенность – это концепция, связанная со сбором аудиторских доказательств, необходимых для аудитора, чтобы сделать соответствующий вывод. Концепция разумной уверенности имеет отношение к процессу аудита в целом. Однако существуют неотъемлемые ограничения в аудите, могущие оказать влияние на способность аудитора обнаружить существенные искажения. Данные ограничения обусловлены такими факторами, как:

  • Использование тестирования
  • Ограничения, присущие любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля (например, возможность сговора);
  • Тот факт, что большинство аудиторских доказательств являются по своей природе, скорее убедительными, чем неопровержимыми. По этой причине, аудит при котором не удается обнаружить существенные искажения, не считается в обязательном порядке халатно проведенным аудитом.

Потребность в проведении аудита основывается на требованиях  пользователей финансовой отчетности. В ежегодной финансовой отчетности для акционеров и\или совету директоров представляется  информация об управлении активами, осуществляемом директорами и руководством. Банкиры, коммерческие кредиторы, а также потенциальные инвесторы и работники   проявляют интерес к состоянию финансовых дел компании. Требование проведения независимого аудита предусматривает удовлетворение потребности в обеспечении объективной финансовой отчетности, не содержащей ошибок и махинаций и соответствующей потребностям пользователей.

За многие годы, особое значение стало придаваться не подробной проверке индивидуальных статей, а всестороннему обзору действующих систем, за которым следует проверка записей и финансовой отчетности, подготовленной на их основе. Причинами столь важного изменения являются:

  • Увеличивающийся размер и сложность современных предприятий;
  • Разработка более точных и усложненных компьютерных систем;
  • Требование того, чтобы аудитор предоставлял заключение по отчету о результатах финансово-хозяйственной деятельности, что влечет за собой анализ всех финансово-хозяйственных операций в течение периода, а не просто остатков к кону года, как прежде.

          Необходимость во внешнем аудите  возникает в основном тогда,  когда права собственности и  управление предприятием разделяются.  Даже в случае отсутствия законодательного требования к проведению внешнего аудита, существуют определенные преимущества присущие аудиту финансовой отчетности:

Информация о работе Аудит учетной политики организации