Аудит учетной политики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Данная ситуация характерна для нынешней экономики Казахстана, т.е. необходимость процессов снижения информационного риска, осознана очень многими пользователями финансовой отчетности. В сложившейся экономической ситуации созданы все предпосылки для создания в Казахстане аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов.
Сущность аудита вытекает из тех задач, которые перед ним ставят законодатель и общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ…………….................................................................................6
1.1 Учетная политика организации………………………………………6
1.2 Формирование учетной политики…………………………………….7
ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМНЫХ ВОПРОСОВ……………………………………………………19
2.1 Аудит учетной политики…………………………………………......19
2.2 Аудит правоустанавливающих документов, правовая экспертиза договоров……………………………………………………………….....21
2.3 Аудит финансовой отчетности………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….28

Работа содержит 1 файл

Audit_uchetnoy_politiki_organizatsii.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

План:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ…………….................................................................................6

1.1 Учетная политика  организации………………………………………6

1.2 Формирование учетной политики…………………………………….7

ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМНЫХ ВОПРОСОВ……………………………………………………19

2.1 Аудит учетной политики…………………………………………......19

2.2 Аудит правоустанавливающих документов, правовая экспертиза договоров……………………………………………………………….....21                                         

2.3 Аудит финансовой отчетности………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

ВВЕДЕНИЕ

Современный аудит –  это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка, представляющий собой  особую организационную форму контроля.

Однако, определений понятия  «Аудит» почти столько же, сколько  авторов. Несмотря на длительную историю  развития аудита, формулировка содержания аудита до сих пор точно не определена.

По мнению зарубежных исследователей, становление аудита – процесс достаточно длительный, он не закончился и в настоящее  время.

В США Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров дает следующее определение: «Аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям».

В Великобритании Комитет  по аудиторской проверке выработал  более простое определение аудита: «Независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение  мнения о них при соблюдении правил, установленных законом».

Наиболее простым считается  определение: «Аудит – это процесс  уменьшения до приемлемого уровня информационного  риска для пользователей финансовых отчетов»

Несмотря на наличие  различных трактовок аудита, можно подытожить, что основная суть аудита сводится к представлению обществу информации о степени возможного доверия к финансовой отчетности организации.

Аудитом называется независимая  проверка состояния и ведения  бухгалтерского учета, с тем чтобы  убедиться в обоснованности финансовой отчетности и ее соответствии нормативным документам. Аудитор должен выразить мнение о том, дает финансовая отчетность объективное мнение о фирме или нет.

Предметом аудита являются факты, отраженные в финансовых (бухгалтерских) отчетах.

Как известно, современный  аудит начал свое бурное развитие примерно со второй половины ХIХ столетия вместе с бурным развитием акционерных обществ как формы капитала, адекватной крупной промышленности, сельскому хозяйству и торговле. Это случилось в силу тех обстоятельств, что в новых условиях система отношений инвестора с наемной администрацией акционерных обществ претерпела существенные, коренные изменения:

  • Имущественная дифференциация населения, а также развитие фиктивного капитала вызвали принципиальный сдвиг в составе и в самом облике инвесторов;
  • Принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, нередко приводило к отрицательным последствиям и даже к банкротствам некоторых акционерных обществ;
  • Потребовались особые специальные  знания для людей, способных высказать  профессиональное суждение о достоверности их отчетности;
  • Произошел существенный отрыв администрации (исполнительной дирекции) акционерных обществ от непосредственных собственников в связи с резким расширением их числа;
  • Объективно разделились интересы администрации компаний как составителей отчетности и их инвесторов (в том числе  и акционеров), а также других пользователей этой отчетности;
  • Началось становление и развитие фондового рынка в качестве современной формы движения капитала.
  • Все перечисленные факторы по существу имеют непосредственное отношение к современным процессам,  происходящим  в казахстанской экономике.

Разумеется, существует разрыв между ожиданиями клиентов и  тем, как понимают свои обязанности  аудиторы. Но тем не менее все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенны в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на заключение аудиторов.

Данная ситуация характерна для нынешней экономики  Казахстана, т.е. необходимость процессов снижения информационного риска, осознана очень  многими пользователями финансовой отчетности. В сложившейся экономической  ситуации созданы все предпосылки для создания в Казахстане аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным доверием со стороны как  внутренних, так и внешних инвесторов.

Сущность аудита вытекает из тех задач, которые перед ним ставят законодатель и общество. Аудит следует рассматривать как:

а) процесс защиты интересов  собственников, подавляющая часть  которых не составляет финансовую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы  она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений  со стороны нанятой ими администрации;

б) процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного  риска для других пользователей  такой отчетности, публикуемой различными организациями. (Полное устранение информационного  риска при помощи аудита невозможно). 

В целом, практика аудита в странах с развитой рыночной экономикой очень обширна, а задачи стоящие перед аудитом – весомы и значительны.

Аудит (auditing) – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

I. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Учетная политика  организации

 

        Учетная политика – это документ, защищающий интересы организации  в сфере применения ею правил  ведения бухгалтерского учета.  В ней предусмотрены нормы,  позволяющие организации получать  достоверную и оперативную информацию о хозяйственной деятельности, используя принципы и методы учета. Принципы бухгалтерского учета отличаются от правил налогового учета, с помощью которого определяются налоговые обязательства организации.

        В соответствии с Законом РК  «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»№ 234 от 28 февраля 2007 г. учетная политика организации представляет собой принципы, основы, условия, правила и практику, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствиями с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете финансовой отчетности, стандартами бухгалтерского учета и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из потребностей организации и особенностей её деятельности.

Базой и основой для формирования учетной политики являются стандарты, которые допускают альтернативные способы отражения хозяйственных операций, активов, собственного капитала, обязательства  и прочие. Формирование учетной политики заключается в выборе одного  из способов, предлагаемых в каждом стандарте, обосновании их, исходя из условий деятельности организации, и принятии в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности.

По своей сути, понятие  «учетная политика» предполагает, что это должен быть документ, определяющий выбранные организацией методы учета, а также специфику организации и её учета.

Учетная политика – это  способы и методы учета, регулируемые нормативными актами, с одной стороны,  и учитывающие особенности деятельности предприятия с другой, т.е. практические правила ведения учета.

Учетная политика организации  формируется руководством организации, утверждается в порядке, установленном  законодательством РК и уставом (положением) организации.

При этом утверждаются: Типовой план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетический и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены  утвержденные типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов, обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета организации.

 

    1.  Формирование учетной политики

 

При формировании учетной  политики предполагается, что:

  • Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее  отсутствуют  намерения  и необходимость  ликвидации  или существенного сокращения масштабов своей деятельности и. следовательно, обязательства будут погашаться  в установленном порядке (принцип непрерывности деятельности);
  • Принятая организацией учетная политика применяется   последовательно от одного отчетного периода  к другому (качественная характеристика последовательности применения учетной политики);
  • Факты  хозяйственной деятельности  организации  относятся  к тому отчетному периоду, в котором  они  имели  место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денег, связанных с этими фактами.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

    1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов  финансово-хозяйственной деятельности организации (требование полноты);
    2. своевременное отражение фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском  учете и финансовой отчетности (требование своевременности);
    3. большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская  создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
    4. отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их юридической формы, сколько из сущности  и экономического содержания  фактов и условий хозяйствования (требование преобладания сущности над формой);
    5. тождество данных аналитического учета  оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета на последний календарный день  каждого месяца (требование непротиворечивости);
    6. рациональное ведение бухгалтерского учета  исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной  политики организации по конкретному

направлению ведения  и организации бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому  учету.

       Принятая  организацией учетная политика  подлежит оформлению соответствующей   организационно-распорядительной документацией  (приказами, распоряжениями и  т.п.) организации. Способы ведения  бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

К способам  ведения  бухгалтерского учета, принятым при  формировании учетной политики организации и подлежащим к раскрытию  в финансовой отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания дохода от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие вышеуказанным требованиям. Состав   и содержание подлежащей раскрытию в финансовой отчетности информации об учетной политике организации по конкретным  вопросам бухгалтерского учета устанавливаются в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности».

      Существенные  способы ведения бухгалтерского  учета подлежат раскрытию в  пояснительной записке, входящей  в состав финансовой отчетности  организации за отчетный год.  Изменения учетной политики организации, должно быть обоснованными, оформляться в установленном законодательством порядке, вводиться с 1 января  года, следующего  за годом его утверждения,  и может производиться в следующих случаях:

  • изменения законодательства РК или нормативных актов;
  • разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности.

      Последствия  изменения учетной политики, оказавшие  или способные  оказать   существенное влияние на финансовое  положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в финансовой отчетности, исходя из требования  представления числовых показателей  минимум за два года. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в финансовой отчетности организации.

Информация о работе Аудит учетной политики организации