Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа
В современных условиях хозяйствования развитие и расширение деятельности организации влечет за собой необходимость привлечения других организаций для выполнения основной деятельности, одним из основных видов которых является работы с поставщиками и подрядчиками. Актуальность рассмотрения методики аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками состоит в том, что в настоящее время деятельность предприятия невозможна без периодического привлечения деятельности других организаций. Для проведения квалифицированной проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо иметь представление о порядке бухгалтерского учета обязательств между поставщиками, подрядчиками и организацией.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
1.1 Общее понятие о расчётах с поставщиками и подрядчиками……………..5
1.2 Синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………… ………………….9
1.3Цель и источники информации для аудиторской проверки… ……………14
2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
2.1Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………… …………..17
2.2План и программа проверки…………………………………………………22
2.3Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………..……………………..29
2.4 Типичные ошибки…………………………………...………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………44
2.1 Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками сначала оценивают качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия.
Аудитор составляет таблицу
с перечнем процедур контроля и возможных
методов организации
Заполнив две последние
графы такой таблицы, аудитор
уже с достаточной степенью определенности
может оценить действующую на
предприятии систему
Таблица №2 - Оценка состояния внутреннего контроля
Наиме- нование процедур контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии |
Оценка наличия внут- реннего контро-ля |
При- ме- ча-ние | |
«+» |
«-« | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Контроль законности соверше-ния опера-ции и создания первич-ного документа |
1.Все хозяйствен-ные операции совершаются в учете с письмен- ного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц |
Систематическая проверка первич- ной документации на наличие не- обходимых подписей службой внутреннего контроля |
|||
Отказ в принятии документа в об- работку работниками бухгалтерии без необходимых подписей |
|||||
Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной опе- рации без необходимых письмен- ных распоряжений |
|||||
2.Все хозяйствен- ные операции совершаются в строгом соответст- вии с заключен- ными договорами и действующим законодатель- ством |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия произве- денных и зафиксированных на но- сителе операций хозяйственным договором и действующему зако- нодательству |
||||
Визирование договоров и прочих юридических актов главным бух- галтером или другим уполномо- ченным работником бухгалтерии |
|||||
2.Фор- мальная проверка докумен- тации на наличие всех обя- зательных реквизитов |
3.Весь массив первичных доку- ментов в части наличия необхо- димых реквизитов отвечает требова- ниям законода- тельства о бухгал- терском учете |
Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах |
|||
Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих кон- кретные документы, за правильно- стью оформления документов
|
|||||
Наиме- нование процедур контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии |
Оценка наличия внут- реннего контро-ля |
При- ме- ча-ние | |
(+) |
(-) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3.Соответ- ствие пер- вичной докумен- тации регисриру- емым опе- ративным фактам |
4.Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен доку- мент, верно зафи- ксировавший со- вершенный опе- ративный факт |
Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первич- ных документов экономическому смыслу операции |
|||
Арифметический и логический кон- тролль со стороны работников бух- галтерии, обрабатывающих доку- ментацию, за соответствием совер- шенной операции оформленному оправдательному документу |
|||||
4.Контроль полноты регистра- ции пер- вичных докумен- тов |
5.Достижение уве- рености, что все первичные доку- менты на пред- приятии будут введены и обра- ботаны |
Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах |
|||
Единая нумерация первичной до- кументации, контроль со стороны бухгалтероии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов |
|||||
5.Контроль точности регистра- |
6.Точный количес- твенный и качес- твенный перенос данных из доку- мента в систему учета |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета |
|||
Автоматический ввод бухгалтер-ской проводки с документа с помощью программных продуктов |
|||||
Обязательная контировка первич-ных документов бухгалтером, про- изводящим их обработку |
|||||
Наиме- нование процедур контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии |
Оценка наличия внутреннего контро-ля |
При- меча-ние | |
(+) |
(-) | ||||
6.Контроль своевременности регистрации и об- работки первичных документов |
7.Достижение уверенности в том, что принцип временной опре- деленности на предприятии соблюден |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре |
|||
Проведение инвентаризации и сверок расчетов в целях установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату |
|||||
Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером – исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов |
|||||
7.Контроль документопотоков |
8.Достижение уверенности
в том, что на предприятии
исполняются действующие |
Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций персонала, участвующего в системе документооборота в соответствии с действующими графиками |
|||
Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов |
|||||
8.Контроль защиты информации при организации обработки и регистрации документов |
9.Достижение уверенности
в том, что в процессе |
Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности |
|||
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке |
|||||
9.Контроль системы защиты информации в условиях КОД |
Практика введения паролей на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМ |
||||
Наиме- нование процедур контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии |
Оценка наличия внутреннего контро-ля |
При- меча-ние | |
(+) |
(-) | ||||
10.Кон-троль организации хранения документов |
10.Достижение уверенности
в том, что в организованной
на предприятии системе |
Проверка службой внутреннего контроля соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы |
|||
Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации |
|||||
Инвентаризация дел в архивах |
|||||
11.Кон-троль за истребованием кредиторской задолженности |
11.Достижение уверенности
в том, что с любой |
Систематическая проверка службой
внутреннего контроля (ВК) своевременности
предъявления претензий поставщикам
и своевременности подачи дел
в арбитражные суды и отслеживание
результатов проведенных |
|||
Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности |
|||||
12.Кон-троль за правильностью
отражения операций на счетах бухгалтерского
учета |
12.Достижение уверенности
в том, что все операции по
расчетам с поставщиками и
подрядчиками будут отражены
на соответствующих |
Использование на предприятии
автоматизированных средств обработки
данных, в которых реализована
возможность автоматического |
|||
Контроль со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах записей |
|||||
Разработка типовых |
После проведения анализа системы внутреннего контроля аудитор определяет, каким образом на предприятии организован обмен информацией между службой внутреннего контроля и органом управления предприятия. Это важный момент в понимании организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь свидетельствуют о допущенных нарушениях и ошибках, но не являются подтверждением того, что обнаруженные ошибки нарушения будут исправлены. Аудитор должен выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были приняты после того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета.
2.2 План и программа проверки
План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля учетов, с поставщиками и подрядчиками. План аудита охватывает четыре основные направления проверки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками:
- правовую оценку договоров
с поставщиками и подрядчиками
с позиций действующего
- организацию первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- организацию бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- организацию налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности. Содержание плана представим в таблице №3.
Таблица №3 План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проверяемая организация
Период проверки
Число человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
состав аудиторской группы
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения аудита |
Исполнитель |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками |
При возникно-вении необхо- димости при-влечения экс-перта | ||
2 |
Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками |
|||
3 |
Проверка состояния |
|||
4 |
Проверка правильности отражения
в бухгалтерском учете |
|||
5 |
Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками |
|||
6 |
Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками |
Руководитель аудиторской организации подпись
Руководитель аудиторской группы подпись
Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Программу аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками представим в таблице №4.
Таблица №4 - Программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация
Период проверки
Число человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита |
Период проведения аудита |
Исполнитель |
Рабочие документы аудитора |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1
1.1
|
Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками Экспертиза договоров с поставщиками Экспертиза договоров с подрядчиками |
Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечения |
При проверке применить непредставительную выборку | ||
2 |
Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и под- рядчиками |
Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки) |
При осуществлении проверки по поступлению ТМЦ-применять | ||
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5 |
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ принятия к учету Работ, услуг Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг Проверка законности ПУД Проверка соблюдения графика документооборота Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах Проверка организации хранения документов и организации доступа ПУД |
договоры, складского учета,
книги покупок, графики документооборота,
организационно- |
репрезентативную выборку (метод систематического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ)- выборка непредставительная | ||
3
3.1
3.2
|
Проверка состояния Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию |
Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы постав щикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной ко взысканию и другие подобные документы |
Провести выборочную инвентаризацию задолженности, списанные безнадежно долги проверить сплошным методом | ||
4 |
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками |
Регистры бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и др. |
Проверку проводить сплошным методом | ||
4.1
4.2
4.3
4.4 |
Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам Проверка расчетов по векселям выданным Проверка расчетов по коммерческим кредитам Проверка расчетов по претензия Проверка учета курсовых и суммовых разниц |
||||
5
5.1
5.2 |
Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками |
Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность |
|||
6
6.1
6.2
|
Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам Налоговый учет сомнительной задолженности Налоговый учет суммовых разниц |
Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы |
|||
6.4 |
Учет налога на добавленную стоимость |
Руководитель аудиторской организации
Руководитель аудиторской группы
На первом этапе проведения
аудита расчетов с поставщиками и
подрядчиками производится правовая оценка
договоров с позиций
Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.5
Первая группа: Экспертиза
договоров с поставщиками. Операции
по поступлению на предприятие различных
товарно-материальных ценностей и
имущественных прав оформляются
договорами этой группы. В ходе проведения
аудита аудитор должен убедиться
в том, что форма заключенного
договора полностью соответствует
экономическому смыслу совершенной
предприятием сделки, а также в
том, что договор содержит все
существенные условия и риск признания
договора недействительным отсутствует.
Договора этой группы отличает то, что
предметом этих договоров является
приобретение вещи или вещественных
прав, обладающих количественными и
стоимостными характеристиками. Проверка
соблюдения этих договоров происходит
путем сверки данных количественного
и стоимостного учета по приобретенным
ценностям с условиями
Вторая группа: Экспертиза договоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Предметом договоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольший риск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг: реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные, охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск, что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторские доказательства) некачественны - довольно высок. Помимо этого велика вероятность фиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты.
Исходя из всех перечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственность давать правовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следует привлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.
2.3 Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
С учетом результатов по проведенным ранее процедурам, аудитор может приступить к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками аудитором применяются процедуры:
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей.
Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетов проводится некачественно или не проводится совсем, аудитор вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию лучше проводить с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной или не подтвержденной суммой1 возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Важно принимать данный факт во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий.
Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками