Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии ООО «Антарес» и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.

Содержание

ВВДЕНИЕ 5
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 6
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 11
2.1 Цель и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками 11
2.2 Нормативное регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками 13
2.3 Источники информации для проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками 15
2.4 Основы проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками 18
3 ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АНТАРЕС» 20
3.1 Общая характеристика аудируемого лица - ООО «Антарес» 20
3.2 Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками 22
3.3 Уровень существенности и оценка аудиторского риска 25
3.4 План и программа аудита 27
3.5 Проведение аудиторской проверки 30
3.6 Аудиторское заключение 33
3.7 Пути совершенствования системы бухгалтерского учета и аудита 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Аудит.doc

— 365.50 Кб (Скачать)
t-align:justify">12) Отчеты контролирующих структур, акты проверок и прочее.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится с:

- Рабочим планом счетов;

- Формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;

- Документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом операций расчетов с покупателями и заказчиками;

- Перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции по расчетам с покупателями и заказчиками;

- Организацией инвентаризации этих операций.

По бухгалтерскому балансу (форма N 1) аудитор устанавливает состояние задолженности по данным раздела II «Оборотные активы» по стр. 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» подстрока «в том числе покупатели и заказчики» (Сумма рассчитывается по формуле = Остаток по Дебету по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - Остаток по Дебету по счету 62.3 «Расчеты по векселям полученным» + Остаток по Дебету по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - Остаток по Кредиту по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам») и разделу V «Краткосрочные обязательства» по стр. «Кредиторская задолженность» подстрока «Прочие кредиторы».

По Приложению к бухгалтерскому балансу (ф. N 5) в разд.2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» выясняется состояние (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности (по расчетам с покупателями и заказчиками) с выделением «просроченной», а из нее в свою очередь – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Таким образом, по данным этого раздела устанавливается величина просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, списание дебиторской задолженности на финансовые результаты, а также перечень организаций - дебиторов, имеющих наибольшую задолженность. В ходе проверки необходимо получить подтверждение достоверности этих данных и реальности погашения просроченной дебиторской задолженности. По справкам к разд.2 (ф. N 5) устанавливается движение полученных векселей и дебиторской задолженности по поставленной продукции (работам, услугам) по фактической себестоимости, а также перечень организаций - дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность.

Для проведения проверки аудитору могут быть предоставлены разные формы регистров синтетического и аналитического учета в зависимости от формы бухгалтерского учета, применяемой в организации. Перечень необходимых для проверки регистров может быть установлен в приказе об учетной политике.

В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета, используются журналы - ордера № 11(учетный регистр для учета отгрузки и реализации готовой продукции в разрезе субсчетов и синтетических показателей) в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятии. При ведении учета с использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 62, 90, аналитические ведомости, Главная книга (оборотно-сальдовая ведомость), и книга продаж. 

По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

1) Участников сделок и их число;

2) Применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами);

3) Порядок ведения аналитического учета (виды продаж: опт, розница, виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);

4) Нестандартные (нетипичные) бухгалтерские проводки.

При большом числе участников расчетных отношений и разнообразии форм платежей возрастают аудиторские риски, что необходимо учитывать при определении выборки по данному участку.

Если при выполнении процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор устанавливает их существенность и причины образования. Более того, необходимо затребовать первичные документы по оформлению и отражению в учете расчетных операций и операций по реализации продукции - это договоры, накладные, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, отгрузочные документы, банковские документы (выписки банка, платежные поручения, реестры чеков), кассовые документы (расходные кассовые ордера и квитанции к приходным кассовым ордерам), векселя, акты инвентаризации расчетов с покупателями.

 

2.4 Основы проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками

 

Расчеты между поставщиками и покупателями осу­ществляются, как правило; безналичным путем пла­тежными поручениями, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями, чеками, а средства со счетов фирмы списываются по распоряжению вла­дельца счетов.

Форма расчетов плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. Организации - участники договора по общему согла­шению могут проводить зачеты взаимной задолженно­сти, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачтенную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодатель­ством.

При проверке прежде всего необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку про­дукции, зарегистрированы ли эти договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем.  Проверяя расчеты с покупателями с использовани­ем векселей, необходимо обратить внимание на свое­временность и правильность отражения вексельно­го процента по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей, если имеются факты просроченной дебиторской задолжен­ности, нет ли пропусков срока исковой давности. Путем прослеживания и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразова­ния при реализации продукции (работ, услуг), исполь­зования наценок (скидок, накидок); нет ли умышлен­ных расчетов с покупателями ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных сделках, взаи­мозачетах, расчетов с использованием чеков, аккре­дитивов, векселей.

Расчеты с покупателями за реализованную продук­цию (работы, услуги) учитывают на активном балансо­вом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Таким образом, необходимо также проверить правильность веде­ния аналитического учета по данному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возмож­ность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями, обеспеченной векселя­ми, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтен­ными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок).

Проверяется правильность состав­ления корреспонденции счетов со счетом 62 «Расче­ты с покупателями и заказчиками»; соответствие за­писей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе. При проверке расчетов с покупателями можно при­менить также аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ.  Более того, следует отметить, что аудитор ответственен за вы­явление неисправленных ошибок.

Заключение аудитора должно гарантировать, что существенных ошибок в финансовой отчетности предприятия нет, или они выявлены полностью, или ошибки исправ­лены. При обнаружении ошибок аудитор обязан выяснить у руководства и персонала предприятия их причины. Он должен определить их влияние на финансовую отчетность. Если предполагаемая ошибка могла при­вести к искажению отчетности, то для восстановле­ния истины он должен выполнить дополнительные процедуры. Характер процедур зависит от степени воздействия ошибок и искажений на содержание фи­нансовой отчетности. Если ошибка могла быть предотвращена или вы­явлена при внутреннем контроле, но этого не прои­зошло, то аудитор должен пересмотреть предыду­щую оценку и уменьшить доверие к ней, расширить сектор проверки, введя дополнительные процедуры. Если ошибка связана с участием руководства пред­приятия, то аудитор должен предусмотреть досто­верность полученных ранее сведений и данных. Суждение о значительной ошибке должно быть до­казательным. Когда возникают сомнения в степени причастности руководства предприятия к выявленным нарушениям, аудитор должен получить юридическую консультацию о приемлемости соответствующих за­конодательных процедур. 

Таким образом, определив цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками, указав нормативное регулирование и источники информации, необходимые аудитору для проверки, а также основные положения проведения этой проверки, перейдем к практическому примеру.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМИ-СЕРВИС»

 

3.1 Общая характеристика аудируемого лица - ООО «Антарес»

 

Общество с Ограниченной Ответственностью «Антарес» создано согласно ГК РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», другим нормативным актам, утверждено учредителями 02 августа 2007 года. 

Общество является производственной коммерческой организацией, и его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Общество имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет расчетный счет и другие счета в банке. Учредители вправе изменять состав сформированного ими уставного капитала в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, фирменные и товарные знаки обслуживания, другую атрибутику и исключительные права на их использование. 

Предметом деятельности ООО «Антарес» является:

- Производство мебели;

- Продажа продукции собственного производства.

Высшим органом управления этого общества является общее собрание участников общества. Собрания учредителей бывают очередные и внеочередные. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать для принятия решений. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором – единоличным исполнительным органом общества. Директор общества подотчетен общему собранию участников. Директор общества избирается общим собранием участников на 5 лет. 

Организация развивается успешно, так как по всем основным показателям наблюдается тем роста более 100 %, расширяет производственные площади, увеличивает объемы производства, в ближайших планах расширить ассортимент.

В ООО «Антарес» бухгалтерская служба учреждена как структурное подразделение организации на основании распоряжения директора организации. Структурное подразделение возглавляется главным бухгалтером, который осуществляет руководство бухгалтерией. В распоряжении руководителя об учреждении бухгалтерской службы утверждено Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии. Должностные инструкции составлены для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избегать дублирования или неоформления отдельных хозяйственных операций.

На предприятии применяется автоматизированная форма учета и используется программа «1С - Бухгалтерия». 

Основная цель внутреннего контроля в ООО «Антарес» заключается в обеспечении эф­фективности функционирования всех видов деятельности на всех уров­нях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний контроль в организации  решает следующие задачи:

1) проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

2) проверка наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и приме­нения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своев­ременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджет­ные фонды;

3) экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности органи­зации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

4) экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использова­ния прибыли и фондов;

5) разработка и представление обоснованных предложений то улучше­нию организации системы контроля, бухгалтерского учёта и расчет­ной дисциплины, повышению эффективности программ развития, из­менению структуры производства и видов деятельности;

6) консультирование учредителей, руководителей подразделений, специ­алистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяй­ственной деятельности и другим проблемам.

Службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-эко­номические и прочие задачи, связанные со спецификой деятель­ности организации. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что бухгалтерский учет и внутренний контроль организован и ведется на должном уровне. 

 

3.2 Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками

 

При проверке расчетов с покупателями, прежде всего, необходимо установить качество состояния внутреннего контроля на предприятии. Для отражения этой цели, как правило, используют опрос (письменный или устный)  работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют те виды работ, которые либо совсем не подвергались проверке или мало контролировались бухгалтерией. 

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками