Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Надежда Малинина, 16 Октября 2010 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

На примере предприятия Автотех

Содержание

Введение
1. Организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами
1.1 Организация бухгалтерского учета
1.2 Нормативное регулирование
1.3 Документация, применяемая в учете расчетов с дебиторами и кредиторами
2. Методика аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами
2.1 Обзор и анализ существующих подходов к разработке аудиторской проверки
2.2 Структура и содержание аудиторской проверки
2.3 Аудиторская выборка, аудиторский риск
3. Аудиторская проверка учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех»
3.1 Характеристика ООО «Автотех»
3.2 Аудиторские процедуры, выполняемые в ходе аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами
3.3 Обобщение результатов аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех»
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

деб и кред.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Аудитор в ходе планирования и проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета: внимательно изучить организацию и документооборот клиента, описать эту систему и проанализировать ее сильные и слабые стороны.  

Правило (стандарт) [4] предписывается на стадии предварительного планирования изучить не только систему бухгалтерского учета экономического субъекта, но и систему внутреннего контроля. Понятие «система внутреннего контроля экономического субъекта» часто вызывает замешательство у многих российских аудиторов, не говоря уже о представителях экономических субъектов.[36, c.120] 

Под такой системой внутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик и  процедур, применяемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйства деятельности. Система внутреннего контроля должна включать в частности, процедуры, применение которых обеспечивает надзор и проверку за следующими аспектами финансово-хозяйственной деятельности: 

-соблюдение требований законодательства, применяемого при осуществлении финансово-хозяйственных операций; 

-использование приказов, распоряжений и других руководящих  указаний на всех уровнях иерархии  управления; 

-точностью и полнотой  оформления документацией бухгалтерского учета; 

-предотвращение  ошибок и искажений информации; 

-своевременность  и правильностью подготовки бухгалтерской  отчетности; 

-обеспечение сохранности  активов экономического субъекта. 

Система внутреннего  контроля (далее - СВК) включает в себя контрольную среду, систему бухгалтерского учета (далее - СБУ) и средства контроля. Для оценки СВК составляются тесты. Процентное отношение положительных ответов к общему количеству тестов, участвующих в опросе, является базой для оценки СВК (табл. 2.1.). 

Таблица 2.1.  

Оценка системы  внутреннего контроля 

Отношение положительных  ответов к общему числу тестов 

Оценка СВК  

Более 60% 

Высокая  

40-60% 

Средняя  

Менее 40% 

Низкая  
 
 

Оценка уровня существенности является важнейшим этапом аудиторской  проверки, результаты реализации которого во многом определяют тип аудиторского заключения, установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. Единые требования, касающиеся концепции существенности ее взаимосвязи с аудиторским риском, установлены федеральным правилом (стандартом) №4 «Существенность в аудите», которое разработано с учетом международных стандартов аудита. Информация считается существенной, если «ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности». При этом «аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению». Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.  

Максимально допустимые искажения не должны менять тенденцию  в изменении соответствующих  показателей; изменения в таких  статьях, как балансовая прибыль, себестоимость, реализация, валюта баланса и собственных средства, не должны превышать (в общем объеме) 5% от соответствующих показателей Отчета о прибылях и убытках и Баланса. Такой уровень существенности вытекает из пункта 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.03г. №67н, согласно которому существенной может быть признана сумма в отчетности, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. 

Для оценки СВК на рассматриваемом предприятии был  составлен контрольный тест (Приложение 2). По результатам тестирования из 55 вопросов - 45 (81,8%) положительных и 10 (18,2%) отрицательных ответов. Исходя из данных теста был сделан вывод, что надежность СВК на рассматриваемом предприятии можно определить как высокую. Бухгалтерский учет и контроль за его ведением организованы таким образом, что существенные ошибки выявляются еще на стадии первичной обработки документов. Существует и исполняется график инвентаризации обязательств, проводятся сверки расчетов. [18] Ошибки, минующие СВК, являются несущественными, исправляются обычно в следующем отчетном периоде и не приводят к серьезным искажениям отчетности. 

2.3 Аудиторская выборка, аудиторский риск (стандарты, этапы) 
 

Общие принципы оценки аудиторского риска регламентируются федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Оценка  аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». В пункте 2 стандарта указывается, что «аудитору следует использовать своё профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня». На практике свести аудиторский риск к нулю нереально. Однако аудитор должен стремиться к его минимизации, планировать и проводить аудит таким образом, чтобы риск неправильного суждения был достаточно мал. Оценка совокупного риска аудиторской проверки проводится на основе следующих трёх составляющих: предварительный аудиторский риск; риск по областям потенциального риска; риск принятия клиента. Предварительный аудиторский риск определяется на этапе предварительного планирования на основе информации о бизнесе клиента и учитывается при решении вопросов возможности проведения аудиторской проверки, а также при формулировке основных условий договора. На этапе непосредственного планирования аудиторской проверки аудитор обращается к информации, полученной ранее. Оценка предварительного аудиторского риска производится путём анализа наличия факта рисковых условий деятельности предприятия, к числу которых, в частности, относятся: зависимость предприятий по отношению к другим лицам; использование значительных сумм привлечённых источников финансирования; условия в отрасли деятельности предприятия; структура предприятия. Положительные ответы более чем на половину вопросов по областям риска, согласно перечню, свидетельствует о высоком риске аудитора. При оценке второй составляющей совокупного аудиторского риска предполагается, что к областям потенциального риска аудитора относятся: статьи, изменение доли которых в структуре валюты баланса в отчётном периоде составило 10%; статьи баланса, темп роста которых превышает темп роста валюты баланса в 1,5 раза; новые статьи отчётности. Выявить области потенциального риска аудитора позволяет применение таких аналитических процедур, как расчет удельного веса отдельных статьей баланса в общем итоге и сравнение показателей проверяемой бухгалтерской отчетности с аналогичными данными предыдущих периодов с выделением позиций, имеющих большие отклонения. Оценка результатов выглядит следующим образом: совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет не более 5% от валюты баланса - риск аудитора «низкий». Совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет 5-20% от валюты баланса - риск аудитора «средний». Совокупная сумма статей по активу (пассиву), требующих дополнительного изучения, составляет более 20% от валюты баланса - риск аудитора «высокий». 

На величину риска  принятия клиента оказывает влияние  оценка финансового состояния предприятия. Расчет наиболее важных показателей, характеризующих  финансовое состояние, проводится аудитором  на этапе предварительного планирования в процессе оценки потенциального клиента. [37, c. 10] 

Совокупный риск является риском аудитора, на основании  которого составляется план и программа  проверки, определяется объем выборочной проверки. 

Аудиторский риск включает в себя три составные части:  

· неотъемлемый риск;  

· риск средств контроля;  

· риск необнаружения. 

Неотъемлемый риск и риск средств контроля присущи  экономическому субъекту и не зависят  от аудитора. Аудитор может провести только оценку уровня указанных рисов и не может на них повлиять. Оценка уровней неотъемлемого риска и риска средств контроля проводится на основе полученных данных в результате изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента. Наиболее эффективными методами получения необходимой информации являются ознакомление с внутренними документами экономического субъекта, проведение устных опросов персонала, направление письменных запросов, наблюдение, использование специальных вопросников, тестов, анкет. 

В зависимости от влияния различных групп факторов величины неотъемлемого риска и риска средств контроля в рамках одной и той же аудиторской проверки могут изменяться от счета к счету, что обусловливает целесообразность их оценки для каждого участка учета в отдельности. 

Величина аудиторского риска будет зависеть от показателей  качественных характеристик раздела  аудита, к которым относятся следующие: 

- раздел аудита  является значимым в деятельности  предприятия - в процессе производственно-хозяйственной  деятельности предприятие производит значительное количество операций, относящихся к данному разделу. 

- изменения в нормативных  документах по бухгалтерскому  учету - в проверяемом периоде  изменился порядок отражения  в бухгалтерском учете операций  и (или) формирования показателей бухгалтерской отчетности, относящихся к данному разделу аудита. 

- изменения в налоговом  законодательстве - в проверяемом  периоде изменился порядок налогообложения  элементов, входящих в данный  раздел аудита. 

- смена порядка  учета и отчетности - предприятием в течение проверяемого периода был изменен порядок учета элементов, входящих в данных раздел аудита. 

- смена бухгалтера - в проверяемом периоде произошла  смена ответственного исполнителя  на данном участке бухгалтерского  учета. 

- нетипичные операции - в процессе изучения договоров, на основании которых ведется хозяйственная деятельность предприятия. 

При оценке внутрихозяйственного риска принимались во внимание: специфические  особенности деятельности предприятия; опыт и квалификация бухгалтерского персонала; сложность учитываемых хозяйственных операций, для правильного оформления которых требуется высокая квалификация; наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством; наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственных операций. На основании этих данных уровень внутрихозяйственный риск был оценен на уровне 75%. 

Тестирование средств  контроля убедило в том, что СБУ  и СВК надежны и способны предотвращать  появление существенных искажений бухгалтерской отчетности и помогают их выявлять, средства контроля работают с одинаковой эффективностью на протяжении всего проверяемого периода. Риск средств контроля составляет 25%. 

Проверка должна планироваться с учетом минимизации риска необнаружения. Это тот тип риска, на значение который аудитор может и должен влиять. Оценив уровни внутрихозяйственного риска и риска средств контроля, мы можем допустить риск необнаружения как низкий на уровне 10% 

3.Аудиторская проверка  учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех» 
 

3.1 Характеристика  ООО «Автотех» 
 

Общество с ограниченной ответственностью «Автотех» учреждено  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации, и приобретает права юридического лица с момента его регистрации с 15 октября 2003 г. 

Основным видом  деятельности ООО «Автотех» являются услуги компании в области внутригородских  и междугородних перевозок. Основное направление деятельности - организация  и выполнение грузовых автоперевозок  в городском и междугороднем сообщении по территории России и связанных с этим услуг.  

Общество имеет  расчетный счет в банке, круглую  печать со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), штампы, бланки и другие реквизиты. 

Имущество образуется за счет вкладов в уставной капитал, а так же за счет источников, предусмотренных действующим законодательством. 

ООО «Автотех» осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации. 

Исполнительным органом  является директор, избранный общим  собранием, он же осуществляет организацию  документооборота. Директор является высшим звеном. У него в подчинении находится весь персонал организации. Ему принадлежит право окончательного принятия решений по всем вопросам. 

Транспортная компания «Автотех» осуществляет автоперевозки  и любые транспортные услуги по Москве и России.  

Компания осуществляет автоперевозки автомобильным транспортом  по следующим направлениям: 

· доставка груза  по Москве и Московской области  

· доставка груза  по России  

· доставка груза  по схеме „от двери до двери“  

· разработка внутрироссийских индивидуальных логистических схем грузоперевозок  

· доставка груза  в строго оговоренные сроки  

· организация мультимодальных и интермодальных перевозок грузов  

· индивидуальные схемы  страхования грузов  

· доставка документов при помощи собственной курьерской службы  

Данные таблицы 3.1., характеризуют основные показатели деятельности ООО «Автотех» за 2007-2008 гг.  

Таблица 3.1. 

Основные показатели деятельности ООО «Автотех» за 2007-2008 г.г.  

Показатели 

2007 

2008 

отклонения  

(+ ; -)  

  

3=(2-1)/1*100%  

1. Выручка от продажи,  тыс. руб. 

93 407 

170 564 

82,60  

2. Прибыль от продажи,  тыс. руб. 

3 010 

3 783 

25,68  

3. Среднесписочная  численность работников, чел. 

34 

39 

14,70  

Информация о работе Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами