Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Надежда Малинина, 16 Октября 2010 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

На примере предприятия Автотех

Содержание

Введение
1. Организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами
1.1 Организация бухгалтерского учета
1.2 Нормативное регулирование
1.3 Документация, применяемая в учете расчетов с дебиторами и кредиторами
2. Методика аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами
2.1 Обзор и анализ существующих подходов к разработке аудиторской проверки
2.2 Структура и содержание аудиторской проверки
2.3 Аудиторская выборка, аудиторский риск
3. Аудиторская проверка учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех»
3.1 Характеристика ООО «Автотех»
3.2 Аудиторские процедуры, выполняемые в ходе аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами
3.3 Обобщение результатов аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Автотех»
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

деб и кред.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

1.3 Документация, применяемая  в учете расчетов с дебиторами  и кредиторами 
 

Основанием для  принятия на учет кредиторской задолженности  перед поставщиками являются расчетные  документы (счета, счета фактуры) и  документы, свидетельствующие о  факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг). 

Доставка материальных ценностей осуществляется только двумя  способами. В первом случае для доставки материальных ценностей предприятие  назначает своего поверенного (экспедитора). Ему выдают под отчет наличные деньги с правами получения ценностей и немедленной оплаты за них (например, покупка материалов и запасных частей), либо доверенность (ф. М-2). 

Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в порядке уступки права требования, векселями. При расчетах с поставщиками и подрядчиками наличными денежными средствами оформляются авансовые отчеты на основании выданных контрагентами квитанции к ПКО и кассового чека [18, с. 231]. Взаимозачетная операция является односторонней сделкой и может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны при отсутствии разногласий по проведению взаимозачета. Сторона, принявшая решение о проведении взаимозачетной операции, оформляет заявление о проведении зачета. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной. Подтверждением получения заявления другой стороной необходимо считать квитанцию, уведомление о получении и так далее.  

Расчеты с покупателями производятся как в наличной форме (через кассу организации - расчеты  за отгружаемую продукцию), так и  в безналичной форме: как оплата по выставленному счету через  банк (авансовые платежи), или оплата за ранее отгруженную продукцию (в случае отсрочки платежа).  

В ходе осуществления  своей деятельности у предприятия  возникают взаимоотношения с  персоналом, выполняющим производственное задание, что влечет за собой расчеты  с работниками предприятия, с органами социального страхования и обеспечения и другими организациями и лицами.  

Бухгалтерский учет расчетов с работниками по заработной плате осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».  

Первичные документы  являются основным источником сбора при проверке расчетов: с персоналом по оплате труда: приказы о приеме на работу и переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового договора; контракты, трудовые договоры; штатное расписание; личные карточки форма Т-2); табель учета использования рабочего времени (форма Т-13); листок нетрудоспособности; расчетно-платежная ведомость (форма Т-49); расчетная ведомость (форма Т-51); платежная ведомость (форма Т-53); лицевой счет (форма Т-54); исполнительные листы; налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога.  

По социальному  страхованию и обеспечению: расчетная  ведомость по средствам Фонда  социального страхования РФ (ф-4 ФСС  РФ); журнал поступления путевок  от ФСС РФ; расчетная ведомость  по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ; расчетная ведомость по взносам в Федеральный и Территориальные фонды: расчетная ведомость по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения (ф. ФЗ-1); обязательные сведения (информация) работодателя в Комитет по занятости населения.  

С подотчетными лицами: авансовый отчет; командировочное  удостоверение; журнал учета работников, выбывающих в командировки; журнал учета работников, прибывающих в  командировке; инвентаризационная опись  по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; с персоналом по прочим операциям: поручения-обязательства за товары, проданные в кредит; договоры займа; приказы (распоряжения) суда; исполнительные листы; платежные поручения; приходные кассовые ордера.  

2. Методика аудиторской  проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами 
 

2.1 Обзор и анализ  существующих подходов к разработке  аудиторской проверки 
 

Целью аудиторской  проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами является экспертиза достоверности данных первичных  документов, полноты и точности отражения в учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами. 

Объектами проверки являются расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, учет расчетов с персоналом предприятия; учет расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами; учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.  

Методика аудита операций с дебиторами и кредиторами  определяется организацией бухгалтерского учета, содержанием счетов и допущенных ошибок. 

Источники информации. При проверке расчетных операций проводится экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и точности отражения в учете расчетных и кредитных операций [1.]. 

Аудит расчетов состоит  в проверке состояния расчетов с  поставщиками и подрядчиками - счет 60; расчетов с покупателями и заказчиками - счет 62; расчетов по имущественному и личному страхованию - счет 65; расчетов по претензиям - счет 76; расчетов по авансам полученным - счет 62; расчетов по авансам выданным - счет 60; расчетов с подотчетными лицами - счет 71; расчетов по возмещению материального ущерба - счет 73-2; расчетов с прочими дебиторами и кредиторами - счет 76; расчетов по оплате труда -- счет 70; расчетов по социальному страхованию и обеспечению - счет 69; расчетов по внебюджетным платежам, расчетов с бюджетом - счет 68. 

При аудите расчетов с поставщиками аудитору необходимо проверить: 

наличие договоров  поставки продукции; 

реальность задолженности  поставщиков;  

актами инвентаризации (сверки) расчетов; 

правильность ведения  аналитического учета по счету 60; 

правильность составления  бухгалтерских проводок по счету 60; 

обоснованность учета  и принятия к зачету сумм НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам; 

соответствие записей  аналитического учета по счету 60 с записями в журнале-ордере № 6, регистрах компьютерного учета, главной книге и балансе. 

При аудите расчетов с покупателями и заказчиками  необходимо проверить: 

наличие договоров  поставки продукции; 

достоверность задолженности  покупателей; 

акты инвентаризации (сверки) расчетов; 

аналитический учет по счету 62; 

правильность составления  бухгалтерских проводок по счету 62; 

соответствие записей  аналитического учета по счету 62 с  записями в журнале-ордере № 11, главной  книге и балансе; 

* точность исчисления налогов с сумм реализации [ 19.]. 

Особое место в  аудите расчетов занимает аудит расчетов с подотчетными лицами. 

Подотчетными суммами  называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы  на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть про-12 месяцев, и стр. 628 -- прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты); 

отчет о движении денежных средств (форма № 4); 

главная книга; 

журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства. 

Начисление суммы  оплаты труда работникам, занятым  заготовкой материалов, отражают по дебету счета 15 и кредиту счета 70. 

Начисление суммы  оплаты труда работникам, занятым  приобретением материалов, отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 70. 

Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности производится записью: дебет счета 91; кредит счета 76, 62. 

Погашение кредиторской задолженности отражается по. дебету счета 76 и кредиту счетов 50, 51, 52, 55. Суммы штрафных санкций за нарушениедоговорных обязательств, пеня отражаются в учете по дебету счета 91, кредиту счетов 50, 51, 52. 

При аудите расчетов по возмещению материального ущерба проверяются:  

причины возникновения  материального ущерба (недостачи, растраты, хищения); 

полнота отнесения на виновных лиц сумм по недостачам и растратам, соблюдение сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, хищений и растрат; 

правильность ведения  аналитического учета по счету 73; 

правильность составления  бухгалтерских проводок по счету 73-3; 

соответствие записей  аналитического учета по счету 73 записям  в журнал е-ордере № 8, главной книге  и балансе. 

Аудит расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами. Вопросы правильности начисления налогов  и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными в связи с большим количеством видов налогов и других выплат в бюджет, нестабильностью и несовершенством налогового законодательства. 

Целью аудиторской  проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными  фондами является установление полноты  и правильности расчетов по налоговым и другим платежам в анализируемом периоде. 

При аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами: 

• правильность определения  объекта налогообложения; 

• правильность применения ставок налогов; 

• законность и обоснованность применения льгот по оплате налогов; 

• *. полноту и  своевременность перечисления взносов; 

• правильность отражения  в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению; 

• соответствие записей  аналитического и синтетического учета  по счету 68 записям в главной книге и балансе; 

правильность и  своевременность составления форм налогового учета и отчетности по бюджетным и внебюджетным платежам. 

2.2 Структура и  содержание аудиторской проверки 
 

Первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Международный и отечественный опыт доказывает, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. 

В соответствии с  правилом [15, разд.3] работа с экономическим  субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, должна начинаться с предварительного планирования. 

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию  письма-обязательства и заключению договора на проведения аудиторской  проверки, моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии приходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и ее потенциального клиента и обмен информацией, которая позволила каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита. 

Основными условиями  проведения аудита и связанные с  ними права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу экономического субъекта письма-обязательства аудиторской организации о согласовании на проведение аудита, целью которого является исключение возможного понимания сторонами условия предстоящего договора на проведение аудиторской проверки.  

В правиле (стандарте) определен перечень информации, которая  в обязательном порядке должна найти  свое отражение в письме-обязательстве [16]:  

-условия аудиторской  проверки; 

-обязательства аудиторской  организации; 

-обязательства экономического  субъекта. 

В письме обязательстве  должны быть приведены ссылки на нормативные  акты, на основании которых проводится аудит. В первую очередь к таким  законодательным и нормативным  актам относятся: 

-Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» [3]; 

- Федеральный закон  об аудиторской деятельности» [4]; 

-Правила (стандарты)  аудиторской деятельности; 

- Российские положения  по бухгалтерскому учету (далее  ПБУ). 

Каждый экономический  субъект, которого планирует проверять  аудитор, обязан вести бухгалтерский  учет. Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации, в стоимостном (денежном) выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.  

Информация о работе Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами