Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа посвящена теме «Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами». Актуальность темы заключается в том, что учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

     - проверить правильность формирования  элементов НДС по видам расчетов  между хозяйствующими субъектами, договорам гражданско-правового  характера, видам деятельности  и хозяйственных операций;

     - установить правильность отражения  расчетов по НДС на счетах  и в регистрах бухгалтерского  учета; сформулировать выводы  о правильности исчисления и  уплаты НДС в целом за налоговый  период, достоверности налоговой  отчетности и статей бухгалтерской  отчетности по НДС.

     При анализе учетной политики организации  в целях обложения НДС аудитором  устанавливается наличие в ней  положений в части ведения  раздельного учета по видам деятельности и операций; выбора налогового периода  согласно ст. 163 НК РФ; признания момента  определения налоговой базы. Раздельному учету подлежат объекты, облагаемые НДС, в том числе по различным ставкам, освобождаемые от данного налога, облагаемые заменяемыми НДС видами налогов; товары, перемещаемые через таможенную территорию Российской Федерации; операции, осуществляемые на территории Российской Федерации и вне ее, а также за счет целевого бюджетного финансирования.

     Состав  включаемых в программу аудита процедур по существу, направленных на получение  аудиторских доказательств достоверности  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, как известно, определяется особенностями проверяемых операций, предпосылками подготовки (критериями достоверности) бухгалтерской отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторского риска, методами аудиторской  деятельности, доступной аудитору информацией. Для аудита расчетов с бюджетом по НДС используются главным образом  приемы проверки соблюдения нормативных  актов при формировании элементов  налогообложения, приемы прослеживания  и подтверждения, а также синтаксического (формального) контроля заполнения документов, связанных с исчислением и  уплатой НДС.

     Рассмотрим  подробнее процедуры аудита НДС  при использовании различных  форм расчетов и некоторых договорных отношений между хозяйствующими субъектами, а также порядок проверки исчисления и уплаты НДС, отражения  расчетов по НДС в учете и отчетности.

     В таблице систематизированы основные процедуры аудита формирования элементов  НДС по таким способам расчетов, как оплата в счет предстоящих  поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, расчеты с использованием ценных бумаг, при натуральных формах оплата труда, новации долга, отступном. 

     Процедуры аудита формирования элементов НДС по способам расчетов

Планируемыепроцедуры Источники аудиторских доказательств 
Нормативные документы  Документы хозяйствующего субъекта
Оплата, частичная оплата в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) передачи имущественных прав
П 101-1. Нормативная проверка момента определения налоговой базы НДС и момента ее определения с учетом полученных экспортерами платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) Пункт 9 ст. 167 НК РФ Контракт, выписка  банка, документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров, работ, услуг 
П 101-2. Обоснование освобождения от НДС платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев Пункт 13 ст. 167 НК РФ Контракт, выписка  банка, документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров, работ, услуг 
П 101-3. Нормативная проверка налоговой базы НДС с учетом платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) на территории Российской Федерации Пункт 1 ст. 154 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ Выписка банка, расчетные документы 
П 101-4. Нормативная проверка вычетов НДС при платежах в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации Пункты 5, 8 ст. 171, п. п. 4, 6 ст. 172 НК РФ Счета-фактуры  от продавцов при приобретении товаров (работ, услуг),

документы, подтверждающие фактическую уплату налога

П 101-5. Нормативная проверка заполнения и регистрации счетов-фактур по перечисленным и полученным предварительным платежам и при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет предварительных платежей Пункты 9, 13, 18, 20 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в ред. от 11.05.2006 N 283 (далее - Правила) Счета-фактуры, расчетные документы, книга покупок  и книга продаж
Расчеты с использованием ценных бумаг 
П 102-1. Нормативная проверка налоговых вычетов покупателя при оплате товаров (работ, услуг) путем передачи векселя (собственного или полученного в обмен на собственный) Пункт 2 ст. 172 НК РФ Бухгалтерская справка, счета-фактуры, расчетные документы 
     
П 102-3. Нормативная проверка налоговой базы при получении процента (дисконта) по облигациям и векселям в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) в части, превышающей ставку рефинансирования Банка России в периодах, за которые производится расчет процента Подпункт 3 ст. 162 НК РФ Бухгалтерская справка, счета-фактуры 
П 102-4. Нормативная проверка регистрации счетов-фактур получателем процентов по векселю в книге продаж Пункт 19 Правил Счета-фактуры, книга продаж
П 102-5. Нормативная проверка регистрации документов строгой отчетности в книге продаж Пункт 21 Правил Документы строгой  отчетности, книга продаж
Натуральная оплата труда 
П 103-1. Нормативная проверка налоговой базы НДС при натуральной оплате труда Пункт 2 ст. 154, пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ Расчетная ведомость  по оплате труда, журнал-ордер по субсчету 90-1 "Выручка"
Новация долга, отступное 
П 104-1. Нормативная проверка налоговой базы НДС при новации долга, отступном Пункт 1 ст. 146 НК РФ Договор новации  долга, соглашение об отступном 
 

     При выполнении процедуры П 101-1 - нормативной проверке налоговой базы НДС с учетом платежей экспортерами оплаты в счет предстоящих поставок, работ, услуг следует иметь в виду, что моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов в обоснование применения налоговой ставки 0%. Если соответствующий пакет документов не собран на 181 календарный день, то моментом определения налоговой базы признается день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг.

     Для обоснования освобождения от НДС  платежей, полученных в счет предстоящих  поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного  цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (процедура  П 101-2), требуются контракт (копия контракта), выписка банка (ее копия), свидетельствующая о поступлении на счет организации-экспортера платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок на экспорт товаров; документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров.

     Если  длительность производственного цикла  изготовления товаров (выполнения работ, оказания услуг) не превышает шести  месяцев, то налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС (процедура П 101-3).

     При выполнении нормативной проверки вычетов  НДС при предварительных платежах (процедура П 101-4) следует принимать во внимание, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм платежей в счет будущих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм платежей. При этом вычеты сумм НДС производятся в полном объеме после корректировки учетных данных в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

     Программой  аудита НДС при частичных оплатах  следует предусмотреть проверку правильности оформления и регистрации  счетов-фактур по перечисленным и  полученным денежным средствам, а также  при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг в счет предварительных  платежей (процедура П 101-5). Аналогичная процедура требуется в случае частичной оплаты. Процедура П 101-6 позволяет установить соответствие нормативным актам регистрации счетов-фактур в книгах покупок и продаж.

     Сравнение показателей учета доходов, затрат и расчетов с бюджетом по НДС в  регистрах налогового и бухгалтерского учета по счетам 20 и другим счетам затрат, а также по счетам 19, 60, 62, 68, 76 дает возможность установить соответствие доходов, сумм налоговых вычетов и НДС к уплате в бюджет.

     Сумма взносов в внебюджетные фонды должна исчисляться отдельно в ПФРФ (20% от налоговой базы), ФСС (2,9%), ФОМС (1,1%), территориальный ФОМС (2,0%). Если налоговая база на каждого отдельного работника, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превышает 280тыс.руб., то отчисления во внебюджетные фонды должны исчисляться по регрессивной шкале ставок, установленной ст. 241 НК РФ.

     Аудитору  необходимо обратить внимание на своевременность  уплаты, правильность заполнения и  своевременность представления  деклараций.

     Страховые взносы во внебюджетные фонды подлежат уплате в виде ежемесячных авансовых платежей. Уплата  страховых взносов должна быть произведена не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, по итогам которого были исчислены причитающиеся к уплате страховых взносов.

     Организация должна представлять в налоговый  орган:

     - расчет по авансовым платежам  во внебюджетные фонды (в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – кварталом, полугодием, 9 месяцами);

     - декларацию по страховым взносам в ПФ РФ, ФОМС и ФССРФ (в срок до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом – годом);

     Необходимо  так же обратить внимание на наличие (отсутствие) инвентаризации (сверки) расчетов страховым взносам.

     Инвентаризация  расчетов с бюджетом и соответствующими фондами должна производиться в  установленных Законом РФ "О  бухгалтерском учете" случаях, в  том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. 

 

     2.Информационная база 

     Источниками информации для проверки расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами  являются:

     - расчетные ведомости по начислению  заработной платы,

     - журналы учета полученных и  выставленных счетов-фактур,

     - книга покупок, книга продаж,

     - учетные регистры по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др.

     - Главная книга,

     - Бухгалтерский баланс,

     - Отчет о прибылях и убытках,

     - декларации по налогам и платежам,

     - Положение об Учетной политике  предприятия.

 

      3. Последовательность проведения аудита 

     По  каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды  налогу необходимо проверить:

     - правильность определения налогооблагаемой  базы;

     - правомерность применения налоговых  ставок

     - правомерность применения льгот  при расчете и уплате налогов

     - правильность начисления, полноту  и своевременность перечисления  налоговых платежей, правильность  составления налоговой отчетности.

     Аудит правильности исчисления налогов проводится следующим образом.

     На  начальном этапе целесообразно  выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с  бюджетом и внебюджетными фондами. Следует также ознакомиться с  результатами предыдущих аудиторских  и налоговых проверок. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие  были допущены в предыдущем периоде  и наметить объекты для углубленного контроля.

     В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов, необходимо выполнить расчет налогооблагаемой базы и сравнить полученные показатели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается  путем сравнения фактических  ставок с их значениями, регламентированными  нормативными документами для соответствующих  условий. Результаты произведенных  расчетов сравниваются с фактическими льготами и выявляются отклонения.

     Выясняя правильность исчисления, полноту и  своевременность перечисления налоговых  платежей, аудиторы должны изучить  записи в учетных регистрах по счетам 68 "Расчеты по налогам и  сборам" и 69 "Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению". Аналитический  учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих  субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, заработной платы предприятия. При этом могут использоваться такие приемы контроля, как прослеживание, проверка платежных документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров учета и др.

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами