Аудит отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение и раскрытие темы: проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности, определение достоверности отраженных в ней данных.
В соответствии с целью при написании работы решались следующие основные задачи:
-изучение теоретической и методической основы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

На этапе проведения проверки аудитор использует аналитические процедуры при исследовании необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности ( сравнение фактических показателей отчетности с плановыми, прогнозными, среднеотраслевыми и пр.).

В процессе завершения аудита аналитические процедуры применяют для окончательной проверки наличия в отчетности каких либо существенных искажений или других финансовых проблем, в результате чего могут быть выявлены области, требующие дополнительных аудиторских процедур.

 

2.2.Методы получения аудиторских доказательств

Аудитор применяет различные методы получения аудиторских доказательств, т.е. использует различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

При формальной проверке документ проверяют с формальной стороны для того, чтобы установить, составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые реквизиты, содержание хозяйственной операции, подписи и их расшифровки и т.д.

При арифметической проверке документов оценивают правильность произведенных расчетов, вычислений, таксировок, и т.д.

Экспертная проверка устанавливает подлинность документов. При этом проверяют реальность имеющихся в них подписей; соответствие датам отражения в них операций; отсутствие дописок текста, букв, цифр и т.д.

При проверке документов по существу устанавливают достоверность  зафиксированных в документах операций, их законность и экономическую целесообразность, а также изучают полученные от данной операции результаты и ее влияние на конечный финансовый результат.

Сопоставление документов заключается в проверке достоверности правильности отраженных в документах хозяйственных операций путем сопоставления данных разных документов ( плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних и внешних, разовых и накопительных, первичных и накопительных), относящемся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям.

Составление альтернативного баланса используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции ( выполнение работ, оказание услуг), что позволяет аудитору выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

Инспектирование – это проверка записей, документов или материальных активов, в ходе которой можно получить аудиторские доказательства разной степени надежности: созданные третьими сторонами и находящийся у них; созданными третьими сторонами, но находящиеся у аудируемого лица; созданные аудируемым лицом и находящиеся у него.

Наблюдение – это изучение процессов или процедур, выполняемых другими лицами. Эта процедура полезна для оценки системы внутреннего контроля.

В процессе запроса осуществляется поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за приделами клиента аудита ( запросы могут быть устными или письменными) с целью получения фактов нарушений, хищений, недостач, излишков ресурсов, а также выявленным существенным ошибкам в бухгалтерском учете имущества, обязательств, хозяйственных операций.

Подтверждением считается ответ на запрос об информации, содержащихся в бухгалтерских записях. Клиент аудита по соглашению с аудитором должен обратиться с просьбой о подтверждении к третьей стороне. Подтверждение получает аудиторская организация.

Инвентаризация представляет собой непосредственную проверку хозяйственных средств путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. аудитор может учувствовать в инвентаризации различных активов клиента, в результате которой получает ценные доказательства о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций.

При прослеживании аудитор проверяет первичные документы и учет их данных в регистрах бухгалтерского учета, изучает корреспонденцию счетов и убеждается в правильности или неправильности отражения в бухгалтерском учете соответствующих хозяйственных операций.

Задачей сканирование является изучение не типичных операций, отраженных в документации аудируемого лица. Его применяют по конкретному напровлению( сканирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов).

Устный опрос предполагает опрос персонала, руководства клиента и третьей стороны. Для его проведения предварительно могут быть подготовлены бланки с перечнем вопросов по разным проблемам в целях фиксирования ответов опрашиваемых лиц. Результаты таких опросов оформляются в виде протокола или краткого конспекта, в котором указывают фамилию аудитора, проводившего опрос, а также фамилию, имя и отчество опрашиваемого лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ГЛАВА lll. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ.

 

3.2. Цель проверки, источники информации и типичные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности

 

Как показывает мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчётности является действенный контроль качества. Основой системы контроля является аудит. Аудиторская деятельность в России организуется с учётом мирового опыта. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране находится в стадии становления.

        Целью проведения аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии ведения бухгалтерского учёта действующим законодательным и нормативным актам.

       Объектом аудиторской проверки является аудиторская отчетность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

     Целью проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности является установление её соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Основными источниками информации при аудиторской проверке служат:

- Форма №1 «Бухгалтерский баланс предприятия»;

- Форма №2 « Отчет о прибылях и убытках»;

- Форма №3 «Отчет об изменениях капитала»;

- Форма №4 «Отчет о движении денежных средств»;

- Форма № 5 « Приложение к бухгалтерскому балансу»;

- Пояснительная записка к годовому отчету;

- Главная книга, регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского учета.

В ходе проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, как правило выявляются следующие типичные ошибки и нарушения:

- показатели отчетности не подтверждены результатами инвентаризации;

- допущены арифметические ошибки при подсчете показателей отчетности, округления значений показателей;

- отсутствует взаимоувязка отдельных показателей различных форм отчетности;

- не полностью заполнены все обязательные реквизиты отчетности.

 

3.2. Аудиторская проверка, анализ и подтверждение бухгалтерской отчетности

В ходе проверки бухгалтерской отчетности аудитор оценивает содержание отдельных её форм, соблюдения правил формирования её показателей и их корреляцию.

Для контроля соответствия показателей отчетности требованиям нормативных документов проверяют: состав и содержание форм бухгалтерской отчетности; достоверность её показателей; правильность оценки статей отчетности и т.п.

Проверка бухгалтерского баланса (форма№1). Проверку показателей бухгалтерского баланса целесообразно начинать с процедуры арифметических подсчетов итогов по группам статей, разделам и валюты баланса по активу и пассиву и сверки полученных результатов с данными, указанными в балансе организации.

В ходе аудита бухгалтерского баланса необходимо проверить соблюдения требований непротиворечивости ( в частности, тождества показателей граф на начало отчетного года и на конец отчетного года). На данном этапе сопоставляют данные бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного года как по номенклатуре статей, так и по содержанию показателей, включенных в статьи бухгалтерского баланса, а так же соотносят их с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них за предыдущий отчетный год. Тем самым аудитор подтверждает соблюдение требований последовательности и сопоставимости.

Для подтверждения статей бухгалтерского баланса используется процедура сверки тождественности показателей баланса и Главной книги путем сопоставления показателей. При этом используются данные соответствующих учетных регистров, что позволяет выявить отклонения по отдельным статьям. Важной процедурой является проверка выполнения методики  формирования показателей и оценка статей бухгалтерского баланса.

В процессе показателей взаимоувязки отчетных форм сверяют показатели бухгалтерского баланса с данными других отчетных форм. Данные бухгалтерского баланса используют для анализа имущественного и финансового положения организации.

Проверка отчета о прибылях и убытках ( форма №2). Проверка формирования показателей отчета о прибылях и убытках направлена на подтверждение: достоверности состава доходов и расходов от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов; точности определения показателей отчетной формы ( аудитор сверяет тождественность показателей графы «За отчетный год» с данными Главной книги и учетных регистров по счетам учета доходов и расходов); соблюдения требования не противоречивости ( аудитор проверяет соблюдения тождества показателей граф « За аналогичный период предыдущего года» и «За отчетный период» предыдущего года с учетом изменений учетной политики, законодательных и иных нормативных актов); соблюдение принципа существенности, согласно которому доходы и расходы должны приводиться обособленно, если они существенны. В акционерных обществах необходимо проверить информацию, приведенную справочно к отчету о прибылях и убытках.

Проведенные процедуры проверки формирования показателей отчета о прибылях и убытках позволяют подтвердить достоверность показателей, формирующих прибыль. Данные отчета о прибылях и убытках используют для проведения анализа финансовых результатов.

Проверка отчета об изменениях капитала (форма № 3). Отчет об изменениях капитала раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале и дает пояснения к статьям третьего раздела баланса «Капитали резервы».

Данный отчет содержит показатели о состоянии и движении уставного, добавочного и резервного капиталов, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), оценочных резервов, резервов предстоящих расходов. Кроме того, в отчете приводится справочная информация о состоянии и изменении чистых активов и направлении использования бюджетного и внебюджетного финансирования.

Аудит формирования показателей отчетной формы также рекомендуется начинать с арифметических подсчетов. Показатели отдельных видов капитала, резервов предстоящих расходов, оценочных резервов на начало и конец года и оборотов за год проверяют на соответствие данным Главной книги и регистров синтетического учета по соответствующим счетам.

Особое внимание следует уделить информации об источниках увеличения капитала организации, а также причинах его уменьшения. Аудитор должен установить правильность расчета показателя «чистые активы», значение величины которого очень важно для оценки финансового состояния организации, поскольку в соответствии с требованиями законодательных актов проводится сопоставление показателя чистых активов с величиной уставного капитала. Если величина чистых активов оказывается ниже величины уставного капитала, то величина уставного капитала должна быть доведена до величины чистых активов.

Проверка отчета о движении денежных средств (форма№4). В отчете раскрывается информация о денежных средствах находящихся на счетах в банках и в кассе организации. Данные отчета позволяют раскрыть причины изменений в объеме и составе денежных потоков за отчетный период.

При формировании показателей отчета денежные потоки классифицируются по трем группам, соответствующим разным видам деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой. Аудитор проверяет правильность представленной информации по видам деятельности.

Проверка формирования показателей проводится с использованием данных регистров синтетического и аналитического учета по счетам учета денежных средств, а также приложенных первичных документов, отражающих содержание операции. Аудитор также использует процедуру арифметических подсчетов для подтверждения данных отчетных форм.

Анализ денежных потоков по видам деятельности предприятия позволяет аудитору: по данным денежных потоков текущей деятельности – оценить возможность организации направлять денежные средства на поддержание хозяйственного процесса; по данным денежных потоков инвестиционной деятельности – определить на сколько будущие производственные мощности смогут поддерживать сложившейся уровень текущей деятельности.

Проверка пояснительной записки. Пояснительная записка является структурной частью годового бухгалтерского отчета. В ней приводятся данные в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету, не нашедшие отражения в годовой бухгалтерской отчетности. Форма и последовательность представления информации в пояснительной записке строго не регламентированы.

Информация о работе Аудит отчетности