Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Главной целью аудита является обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности. За последние годы в бухгалтерском учете произошли существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международными и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям. Для многих бухгалтеров эти изменения непонятны и поэтому нежеланны.

Работа содержит 1 файл

курсовая аудит основных средств.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

     Неправильно определен срок полезного использования. Причины ошибок могут также заключаться  в неверном определении срока полезного использования объектов основных средств.

     В постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1для каждой амортизационной  группы основных средств указаны  пределы сроков, например, для первой группы – от одного года до двух лет  включительно; для второй группы – от двух лет до трех лет включительно и т.д. Конкретный срок использования имущества фирма устанавливает сама.

     При этом возможно допустить ошибку, устанавливая в месяцах предельный срок, определенный для конкретной группы. Для первой группы максимальный срок составляет 24 месяца, для третьей минимальный срок – 25 месяцев, а максимальный – 36. В результате неправильного толкования «граничащих» сроков искажена сумма ежемесячных амортизационных отчислений и, как следствие, прибыль.

     Нарушения правил учета расходов на модернизацию и реконструкцию. Распространенной ошибкой в организациях является неправильное отражение в учете расходов на модернизацию, реконструкцию и ремонт основных средств. Часто бухгалтеры организаций неправильно классифицируют произведенные расходы, и соответственно искажают показатели бухгалтерской и налоговой отчетности.

     В первую очередь организациям необходимо выделять в учете капитальные  затраты, перенос стоимости которых  на издержки производства обращения  производится через амортизационные отчисления (п.6  ст. 8 закона о бухгалтерском учете, п. 11 Положения по ведению бухгалтерского учета). Такие затраты учитываются отдельно от текущих затрат.

     Как свидетельствует практика, некоторые  бухгалтеры относят расходы на модернизацию и реконструкцию основных средств на текущие затраты. Однако это является ошибкой. На такие расходы надо увеличивать стоимость основных средств. Ведь целью проведения модернизации (реконструкции) по общему правилу должно являться улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.). Об этом говорится в пункте 27 ПБУ 6/01. Бухгалтер организации ошибочно отнес произведенные расходы в дебет счета 20 «Основное производство», признав их расходами на текущий ремонт.

     Ошибки, допускаемые при отражении расходов на ремонт. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета затраты  на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат.

     Минфин  России в письме от 14 января 2004 г. № 16-00-14/10 сообщил, что вопросы определения видов ремонта не регулируются законодательством о бухгалтерском учете.

     Поэтому основанием для определения видов  ремонта должны являться соответствующие  документы, разработанные техническим  службами организаций в рамках системы  планово-предупредительных ремонтов.

     Ремонт  объектов основных средств может  производиться силами самой организации (хозяйственным способом) и/или силами сторонних организаций (подрядным  способом).

     Организация может использовать один из следующих  способов учета затрат на ремонт основных средств:

     - фактические затраты на ремонт  списываются на расходы на  производство текущего отчетного  периода;

     - фактические затраты на ремонт  равномерно списываются за счет  ранее созданного резерва расходов  на ремонт основных средств;

     - неравномерно производимые фактические затраты на ремонт предварительно накапливаются в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным их списанием на расходы на производство.

     Для целей бухгалтерского учета надо отметить в учетной политике организации выбранный способ отражения в учете затрат на проведение ремонтов основных средств.

     Типичными ошибками учета расходов на ремонт основных средств являются следующие:

     - несоответствие метода учета  расходов на ремонт основных  средств, закрепленного учетной политикой организации, фактическому состоянию учета.

     - неправильное разграничение затрат  на восстановление основных средств  (ремонт, реконструкция, модернизация).

     У бухгалтеров часто возникают  проблемы по учету для целей налогообложения  прибыли расходов на ремонт основных средств стоимостью 10 000 руб., единовременно списанных в производство. Можно ли списывать на расходы ремонт объекта, который в учете не числится? Ответ на этот вопрос положительный.

     Организация не создала резерва на ремонт. В  бухгалтерском учете ПБУ 10/99 «расходы организации» не запрещает учитывать затраты на ремонт по объектам, стоимость которых уже списана. Причем ремонт относится к расходам по обычным видам деятельности (п.7 ПБУ 10/99). А, следовательно, его стоимость списывается в дебет счетов 20, 25, 26 или 44. Это зависит то того, какой деятельностью занимается организация и каково назначение имущества.

     Что же касается налогового учета, то там  расходы на ремонт позволяет учесть подпункт 2 пункта 1 статьи 253 и пункт 1 статьи 260 НК РФ. При этом никаких ограничений для «малоценных» основных средств не установлено. Кстати, такого же мнения придерживаются и специалисты МНС России в ответах на частные запросы. Главное, чтобы затраты были обоснованны и документально подтверждены.

     Если фирма создала резерв под расходы на ремонт основных средств. Порядок создания резерва закреплен в статье 324 НК РФ. И в этой же статье сказано, что отчисления в данный резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости всех амортизируемых основных средств. А согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ, основные средства стоимостью до 10 000 руб. не считаются амортизируемыми. Следовательно, стоимость ремонта таких объектов надо списывать не за счет резерва, а относить на прочие расходы. Такого же мнения и МНС России.

     В бухгалтерском учете аналогичного ограничения нет. И расходы на ремонт «малоценного» имущества  можно покрыть за счет резерва. Это  следует из пункта 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Однако в Минфине России считают, что организации вправе создавать резерв не под все основные средства, а, например, только под дорогостоящие. Но это необходимо прописать в учетной политике. В таком случае расходы на ремонт дешевого имущества будут списываться не за счет резерва, а на расходы, так же как и в налоговом учете.

     Неверное  отражение выбытия основных средств. В соответствии с пунктом 76 Методических указаний по учету основных средств  выбытие объекта основных средств  признается в бухгалтерском учете  организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

     Выбытие объекта основных средств может  иметь место в случаях:

     - продажи;

     - списания в случае морального  и физического износа;

     - ликвидации при авариях, стихийных  бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

     - передачи в виде вклада в  уставный (складочный) капитал других  организаций, паевой фонд;

     - передачи по договорам мены, дарения;

     - передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

     - недостачи и порчи, выявленных  при инвентаризации активов и обязательств;

     - частичной ликвидации при выполнении  работ по реконструкции;

     - в иных случаях.

     При выбытии объектов основных средств  к счету 01 «Основные средства»  может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого  субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основных средств списывается с субсчета «Выбытие основных средств» к счету 01 в дебет субсчета «Прочие расходы» счета 91. Такой порядок учета выбытия основных средств прописан в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

     Рассмотрим  ошибки, возникающие при передаче объектов в уставный капитал других организаций.

     Передача  основного средства в уставный капитал  является финансовым вложением (ПБУ 19/02). Оценивается такое вложение по стоимости, согласованной учредителями. При  отражении выбытия основных средств в счет вклада в уставный капитал некоторые бухгалтеры допускают методологические ошибки. Согласно пункту 85 Методических указаний по учету основных средств, выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств. Многие же бухгалтеры счета расчетов при этом не используют, списывая остаточную стоимость напрямую на счет 58 «Финансовые вложения».

     Неправильный  учет арендных и лизинговых операций В настоящее время широкое  применение в хозяйственной деятельности экономических субъектов получили договоры аренды имущества, в частности  договоры аренды автотранспортных средств.

     Некоторые фирмы ошибочно списывают на расходы  стоимость коммунальных услуг по зданию, хотя договор со специализированными  организациями на водо-, тепло-, энергоснабжение  заключен физическим лицом.  Ведь счета  на оплату услуг выписаны на имя собственника помещения. А в целях налогообложения прибыли признать затраты можно, если они экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Следовательно, расходы по коммунальному обслуживанию арендованного помещения арендатор может признать в налоговом учете либо в составе арендной платы, либо заключив договор со специализированной организацией.

     Нередко возникают сложности при отражении  в учете операций по договору лизинга. Имущество, сдаваемое в лизинг, учитывают  на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», но только тогда, когда его изначально предполагали сдавать в аренду. Затраты на покупку имущества, предназначенного для сдачи в лизинг, отражаются у лизингодателя по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотных активы». А принимая предмет лизинга к учету, бухгалтер делает проводку:

     Если  предмет лизинга находится на балансе у лизингополучателя, то первоначальную стоимость предмета лизинга составляет так называемая выкупная цена – это сумма, которую  он обязан перечислить лизингодателю за арендованное имущество. Но на самом деле лизинговые платежи состоят из двух частей – собственно платы за предмет лизинга (выкупной цены) и вознаграждения лизингодателя. Вторая часть не должна увеличивать первоначальную стоимость предмета лизинга. Ее списывают на затратные счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т.д.).

     Заметим, что сведения о размере каждой из двух составляющих лизинговых платежей должны быть отражены в договоре лизинга. Иначе налоговые органы могут потребовать включить в первоначальную стоимость основного средства полную сумму всех платежей по договору лизинга. И тогда придется суммы, которые приходятся на вознаграждение лизингодателя, списывать на расходы не сразу, а только через амортизационные отчисления.

     Все типичные ошибки представлены   в  сопоставлении с предпосылками  составления бухгалтерской отчетности (Таблица 1). 

Таблица 1 - Типичные ошибки

№ п/п Предпосылки подготовки финансовой отчетности Типовые ошибки Аудиторские процедуры
А 1 2
1 существование (реальность) Показанные  в бухгалтерском учете ОС в  действительности не существуют. Наблюдение  аудитора за инвентаризацией ОС. Проводится проверка физического наличия Ос от учетных записей к физическому  наличию и наоборот – от физическому наличия к учетном данным.
2 права и обязанности ОС, поступившие  по аренде или по лизингу, показаны в бухгалтерском учете как  принадлежащие компании; неверное отнесение  объекта к ОС Инспектирование.  Аудитор изучает договоры купли-продажи  ОС, товарно-сопроводительную и расчетную  документацию, документы, разрешающие  использование земельных участков.
3  возникновение В бухгалтерском  учете отражены операции поступления  ОС, которых в действительности не было Подтверждение.  Аудитор получает подтверждение  от поставщика о величине и дате возникновения  кредиторской задолженности 
 
 
  полнота Имеющиеся у  организации ОС не отражаются в бухгалтерском  учете. Наблюдение  аудитора за инвентаризацией ОС

Аналитические процедуры. Аудитор анализирует: коэффициенты фондоотдачи, коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств 

Информация о работе Аудит основных средств