Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проверка и закрепление теоретических и практических знаний по методам и технике выполнения аудита бухгалтерского учета коммерческих организаций, решение практических задач в области аудита учета поступления и выбытия основных средств на примере конкретного хозяйствующего субъекта, развитие умения аргументировано обосновывать и защищать результаты своих предложений.

Содержание

Введение 3
1 Экономические и организационно-управленческие аспекты деятельности ОАО «Сахарный завод «Жердевский»
5
2 Методологические основы проведения аудита учета поступления и выбытия ОС
12
3 План и программа аудита учета поступления и выбытия ОС 20
4 Организация проведения аудита 28
5 Типичные ошибки при учете основных средств 33
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая АУДИТ учета поступления и выбытия ОС, Ефремова Э-063.doc

— 389.00 Кб (Скачать)
 

Генеральный директор ________________________

Руководитель  аудиторской проверки_____________ Ефремова Е.А.

2 декабря  2009 г. 

     Перечень  процедур для детальной проверки основных средств разрабатываются  в программе проведения аудита и представлен в таблице  10:

Таблица 10 - Программа аудита основных средств

Проверяемая организация ОАО «Сахарный  завод «Жердевский»
Период  аудита С 10.01.2009 по 31.01.2009
Руководитель  аудиторской группы Ефремова  Е.А., главный специалист, аттестат № 5555555
Состав  аудиторской группы Ефремова  Е. А., Барашкин И.В.
Планируемый аудиторский риск средний = 3,2 %
Планируемый уровень существенности 24000 тыс. р.
Перечень  аудиторских процедур по разделам аудита Ссылка на аудиторские  процедуры Рабочие документы Исполнитель, сроки Примечание
1.Проверить правиль-ность отражения в бухгалтерском учете операций с ОС Проверка первичной  документации, договоров РД №… Ефремова 

Е. А.

11.01.09 –  12.01.09

Обратить внимание на исправления
(продолжение таблицы 10)
2. Проверка назначения материально-ответственных лиц за сохранностью основных средств Проверка документов РД-№… Барашкин И.В.

11.01.09

Нет примечаний
3. Проверка оборудова-ния помещений пожарно-охранной сигнализацией. Инспектирование РД №… Барашкин И.В.

11.01.09

Нет примечаний
4. Проверка организации порядка вывоза материальных средств с территории организации. Устный опрос  персонала РД №… Ефремова 

Е. А.

13.01.09

Недостоверные сведения, использовать наблюдение
5. Проверка проведения инвентаризации основных средств, оформления ее результатов. Проверка инвентаризационных описей, при возможности наблюдение РД №… Ефремова 

Е. А.

14.01.09 - 15.01.09

Проверить сроки последней инвентаризации на соответствие с указанными в учетной политике
6. Проверка правиль-ности отнесения предметов к основным средствам исходя из срока службы и нижнего уровня цены за единицу Проверка инвентарных  карточек ОС, учетной политики РД №… Ефремова 

Е. А.

16.01.09

Проверить на соответствие требованиям НПА
7. Проверка правильности оценки основных средств Проверка карточек ОС, договоров на покупку объектов и соблюдения правил учета Контроль-ный лист Барашкин И.В.

13.01.09-15.01.09

Проверить на соответствие требованиям НПА
8. Аудит оформления первичных учетных документов Проверка карточек ОС-1, ОС-4, ОС-6 и др. РД- №… Барашкин И.В.

16.01.09

Обратить внимание на наличие необходимых реквизитов
9. Проверка правильности отражения в учете реализации основных средств Подтверждение от покупателя, проверка карточек ОС-4 Запрос, контроль-ный лист Ефремова 

Е. А.

17.01.09

Проверить, были ли реализованы ОС в отчетном периоде?
10. Правильность начисления НДС при безвозмездной передаче основных средств Проверка заполнения декларации по НДС, РД №… Ефремова 

Е. А. Барашкин И.В.

18.01.09

Проверить, была ли безвозмездная передача ОС?
 
(окончание  таблицы 10)
11. Правильность исчисления налога на прибыль при реализации основных средств Проверка заполнения декларации по НП, подтверждение от покупателя РД №… Ефремова 

Е. А. Барашкин И.В.

19.01.09 – 20.01.09

см. п. 9
12. Правильности отражения в учете операций, связанных с арендой основных средств Проверка договоров  на аренду и соблюдение правил учета РД №… Ефремова 

Е. А.

20.01.09

Арендует ли организация ОС?
13. Правильность отражения в учете лизинговых операций Проверка договоров  лизинга и соблюдение правил учета РД №… Ефремова 

Е. А.

21.01.09

Не использует лизинг
14. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета Проверка бухгалтерской  отчетности и журналов-ордеров N13, № 10 Лист контроля N… Ефремова 

Е. А.

22.01.09 –  24.01.09

Нет примечаний
15. Правильность составления корреспонденции счетов по учету основных средств Прослеживание РД №… Ефремова 

Е. А. Барашкин И.В.

25.01.09 –  26.01.09

Нет примечаний
16. Проверка заключения договоров о материальной ответственности с лицами, отвечающими за сохранность основных средств. Проверка договоров  о материальной ответственности РД-№… Барашкин И.В.

27.01.09

Обратить внимание на договор с кладовщиком
 

Генеральный директор_____________________________

Руководитель  аудиторской проверки _________________Ефремова Е.А.

11.01.2009 г. 
 

     На  основании программы аудита проводится аудит основных средств в той  последовательности, в которой указано  в программе.

     Рассмотрим некоторые процедуры, используемые при проведении аудита основных средств.

     При формальной проверке первичных документов аудитор должен провести некоторые  процедуры на проверку соответствия их оформления закону №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Они включают: проверку степени унификации проверяемой первичной документации, проверку наличия в документах, не являющихся унифицированными, обязательных реквизитов, проверку утверждения неунифицированных форм, проверку наличия утвержденных руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных документов, правильность заполнения обязательных реквизитов первичной документации, правильность внесения исправлений, наличие подчисток и помарок, наличие отметки на документах о дате записи информации в учетный регистр, наличие на первичных документах подписи лица, ответственного за обработку документа [3].

     В ходе проведения аудита используются различные виды аудиторских процедур, краткая характеристика некоторых из них приведена в таблице 11:

Таблица 11 – Виды и характеристика аудиторских процедур

Вид процедуры Описание Примечание
1. Арифметическая проверка      Проверка  правильности таксировки (цена * штуку) и проверка правильности подсчета соответствующих  итогов  
2. Пересчет Процедура используется для достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по ОС, налоговых расчетов, показателей отчетности (). Проверка правильности отражения стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов, также для начисления ускоренной амортизации, документов по начисленной амортизации ОС, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал
3. Инспектирование Проверка записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам по основным средствам В основном используется при работе с первичной документацией
4. Наблюдение Отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по учету ОС Наблюдение за действиями материально-ответственных лиц в отношении ведения карточек ОС и инвентарных списков, наблюдении за бухгалтером по участку ОС
(окончание  таблицы 11)
5. Подтверждение Официальный запрос интересующему контрагенту аудируемого предприятия Для установления фактической передачи, продажи, наличия у арендатора и в других сопоставимых случаях
6. Прослеживание Установление  определенных соотношений в учете  основных средств, сопоставление различных  регистров ОС и другое постепенное  просматривание информации на данном направлении На усмотрение аудитора в соответствии с планом и программой аудита
7. Аналитические процедуры Обобщение вышеперечислен-ных процедур, сопоставление наличия ОС в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности. Обыкновенным  в данной процедуре считается  расчет общеизвестных коэффициентов фондоотдачи Определяются коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств.
 

     Все проверенные документы записывают в рабочие документы. Документы, по которым нет замечаний, записывают одним пакетом с отметкой «нарушений нет». Документы, по которым выявлены нарушения, описывают подробно. Сами документы помечают с разрешения базового предприятия и прилагают к отчетным документам.

     Также аудитор изучает документы, которые  не относятся к первичной документации, например договоры купли-продажи ОС, документы, разрешающие использование земельных участков, документы, подтверждающие государственную регистрация недвижимости, транспортных средств, разрешения на строительство. Аудитор должен убедиться, что права на данные объекты не ограничены для организации третьими лицами, что может пересекаться с другой процедурой «подтверждение».

     Таким образом, в данном параграфе был рассмотрен порядок планирования аудита основных средств, в котором был составлен план и программа аудита основных средств, которых следует придерживаться при проведении аудиторской проверки.

 

      4 Организация проведения аудита  

     Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются [11]:

    1. первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
    2. регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
    3. результаты анализа финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта;
    4. устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
    5. сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
    6. результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
    7. бухгалтерская отчетность.

      При аудите данных операций необходимо обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств, суммовых разниц для целей бухгалтерского учета и налогообложения, сумм НДС уплаченных при их приобретении, что отражено в программе аудита.

      В соответствии с п. 7,8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 25н, объекты  ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в качестве которой при приобретении объектов за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

      Рассмотрим  на практическом примере. Объект основных средств – железоотделитель ПЭ-100/28, поступил в ОАО «Сахарный завод «Жердевский» по товарной накладной № В-259 от 30.12.2008 на сумму 165625,00 руб. в том числе НДС 29812,5 руб. Так как стоимость объекта превышает 20000 руб., то объект относится к основным средствам и относится к третьей амортизационной группе. Объект был принят к бухгалтерскому учету 31.12.2008 актом о приеме-передаче объекта основных средств (форма №ОС-1) по первоначальной стоимости 165625 руб со сроком полезного использования 102 месяца при использовании линейного способа начисления амортизации (приложение Ж).

      Согласно  Инструкции по применению Плана счетов счет 08 «Вложения во Внеоборотные активы»  предназначен для обобщения информации о затратах организации на объекты, которые впоследствии будут приняты  к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Таким образом затраты по приобретению основного средства должны отражаться проводкой дебет 08 кредит 60 на стоимость основного средства без НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате продавцу, отражается по дебету счета 19, в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Следовательно, в бухгалтерском учете поступление данного ОС оформляется следующими проводками, что подтверждается выписками со счетов:

      Дт 08 Кт 60 – 165625,00 руб. – на сумму основного средства без НДС.

      Дт 19 Кт 60 – 29812,5руб. – сумма НДС уплачиваемая поставщику.

      При погашении задолженности перед  продавцом в учете делается запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета». При оплате основного средства поставщику делается проводка Дт 60 Кт 51 – 195437,5 руб.

      В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сформированная первоначальная стоимость основного средства, введенного в эксплуатацию и оформленного в  установленном порядке, списывается  с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации. Объект рассматривается как основное средство только после начала его фактического использования и, соответственно, оформления формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)». Ввод железоотделителя в эксплуатацию оформляется проводкой

      Дт 01 Кт 08 – 165625,00 руб.

      Сумму НДС, уплаченную контрагенту, организация  на основании пп. 1 п.2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК имеет право принять к вычету при наличии счета- фактуры и документов, подтверждающих фактическую оплату в полном объеме, после принятия на учет объекта основного средства. Принятая к вычету сумма НДС отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 19 на сумму 29812,5руб.

      Имеющиеся основные средства ОАО «Сахарный завод «Жердевский» заносятся в форму № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».

      В ходе аудиторской проверки правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению основных средств проверяется следующая документация [9]:

      - карточка счета 01 «Основные средства»;

      - акты приемки-передачи основных средств (форма ОС-1);

      - договоры, связанные с операциями поступления основных средств (купли-продажи, дарения, подряда, учредительный);

      - иные системные документы (приказы)

      Также в процессе проверки проверяется  правильность оценки первоначальной стоимости  основных средств. Оценка первоначальной стоимости зависит от способа  их поступления в организацию. В первоначальную стоимость основного средства должны быть включены затраты связанные с доставкой и доведению их до состояния, пригодного к эксплуатации.

      Ошибочная оценка первоначальной стоимости основного  средства, вызовет неправильное исчисление амортизации, искажение расходов, прибыли, неправильное исчисление налога на имущество.

      Следовательно, источниками информации при проверке правильности оценки первоначальной стоимости  основных средств [16]:

      карточка  счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

      ведомость аналитического учета по счету 01 «Основные  средства»;

      инвентарные карточки учета основных средств (форма  ОС-6);

      системные документы (заключение оценщиков, документы, содержащие информацию о рыночной стоимости  основных средств).

      Списание ОС оформляется следующими операциями (таблица 12):

Таблица 12 - Списание основных средств

Дебет Кредит Содержание  хозяйственных операций Первичные документы
01 субсчет  "Выбытие" 01 Списана первоначальная стоимость объектов основных средств Бухгалтерская справка-расчет, 
№ ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)", 
№ ОС-4а, № ОС-4б.
02 01 субсчет "Выбытие" Списана начисленная  амортизация. Бухгалтерская справка-расчет
91-2 01 субсчет "Выбытие" Списана остаточная стоимость объекта основных средств. Бухгалтерская справка-расчет
83 84 Списана сумма  дооценки по проданному объекту основных средств. Бухгалтерская справка-расчет
91-2 Разные счета Списаны расходы  по выбытию объекта основных средств. Договора на оказание услуг,  
Акт приемки-сдачи выполненных работ,  
Бухгалтерская справка-расчет
10 91-1 Оприходованы  материалы, полученные от демонтажа  оборудования и пригодные для  ремонта других объектов основных средств  по рыночной стоимости. № М-35 "Акт  об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений"

Информация о работе Аудит основных средств