Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:22, курсовая работа
Целью аудита основных средств является установление соответствии применяемой в организации методики учёта, налогообложению операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в РФ. В этой связи задачей курсовой работы является изучение аудита основных средств в СПК «Тепелево» Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, с целью внесения конкретных предложений по совершенствованию бухгалтерского учёта и повышению эффективности использования основных средств, а также следует рассмотреть сущность, назначения и основные понятия аудита.
В работе применялись различные методы исследований: документация, денежная оценка, баланс, инвентаризация, отчетность.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.
Обзор литературы……………………………………………………………....7
Глава 2.
Методология проведения аудита основных средств………………………..14
2.1 Методологические основы и задачи аудита основных средств………….14
2.2 Планирование аудиторской проверки……………………………………16
2.3 Аудит первичной документации по движению основных средств……..27
2.4 Аудит синтетического и аналитического учёта основных средств………31
2.5 Аудит показателей, содержащихся в отчетности…………………………35
Глава 3.
Оформление результатов аудита………………………………………………39
3.1 Виды аудиторских заключений……………………………………………39
Выводы и предложения………………………………………………………..45
Список использованной литературы………………………………………….47
Аудиторской организации необходимо учитывать, что начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности должны отражать:
– результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта за период, предшествующий первичному аудиту;
– последовательное применение учетной политики экономического субъекта за этот период. Аудиторская организация должна получить достаточный объем доказательств, чтобы убедиться, что:
– начальные и сравнительные показатели отчетности не содержат существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности;
– конечные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
– в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности их результаты соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности;
– учетная политика применяется на постоянной основе, а изменения в ней, влияющие на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности, надлежащим образом документированы.
Первичный аудит таких данных показателей бухгалтерской отчетности должен быть спланирован и проведен таким образом, чтобы обеспечить выявление не всех имеющихся искажений таких показателей, а только тех, которые имеют существенное значение.
В последние годы идет интенсивная разработка и принятие правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Разработка аудиторских правил (стандартов) до принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Комиссией совместно с ЦАЛАК Министерства финансов и Центрального банка созданы рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В группы вошли крупные российские ученые в области бухгалтерского учета и аудита, а также практикующие аудиторы. В связи с требованиями норм ФЗ «Об аудиторской деятельности» федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень необходимых правил (стандартов) в России определен в соответствии с рекомендациями Комитета международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров. Предусмотрено к разработке более 30 стандартов, которые подразделяются на три группы:
• общие правила (стандарты);
• правила (стандарты) проведения аудиторской проверки;
• правила (стандарты) составления отчета.
Эти правила (стандарты) содержат основные принципы проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудиторы могли выбрать как необходимые масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество результатов аудиторской проверки.
Приведем перечень этих правил (стандартов):
1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (25.12.1996 г.).
2. Планирование аудита (25.12.1996 г.).
3. Аудиторские доказательства (25.12.1996 г.).
4. Использование работы эксперта (25.12.1996 г.).
5. Аудиторская выборка (25.12.1996 г.).
6. Документирование аудита (25.12.1996 г.).
7. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности (25.12.1996 г.).
8. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита (25.12.1996 г.).
9. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности (25.1-2.1996 г.).
10. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита (25.12.1996 г.) и т д
Глава 3
Оформление результатов аудита
3.1 Виды аудиторских заключений.
Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.
После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор должен оценить полноту и качество выполнения всех пунктов плана и программы аудита. Кроме того он должен провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективное аудиторское заключение. Систематизация результатов проверки заключается в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. Ее выполняет, как правило, руководитель бригады аудиторов. Данные группируются по разделам проверки (учет основных средств, учет материально-производственных запасов и т. д.), а внутри разделов — по аналитическим и другим признакам. При необходимости выделяют наиболее существенные ошибки и замечания: неверные учетные записи, отсутствие оправдательных документов по операциям, нарушения налогового законодательства и др.
Анализ результатов проверки проводится по полученным данным и имеет несколько целей:
— анализ учетной политики предприятия;
— правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;
— соблюдение налогового законодательства;
— анализ финансового состояния предприятия.
Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения. В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии. Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.
После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.
Возможны четыре вида аудиторских заключений:
· заключение без замечаний (безоговорочное заключение);
· заключение с замечаниями (заключение с оговорками);
· отрицательное заключение;
· заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.
Первый вид заключения без замечаний аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.
Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.
Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.
Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.
Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование "Аудиторское заключение";
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
8) указание даты заключения.
Аудиторское заключение должно быть заверено печатью аудиторской организации. Аудиторская организация должна соблюдать единообразие формы аудиторского заключения. Аудиторское заключение должно быть адресовано заказчику аудиторской проверки с указанием всех необходимых реквизитов заказчика.
Вводная часть аудиторского заключения включает в себя следующие реквизиты аудиторской организации:
- юридический адрес и телефоны аудиторской организации;
- номер лицензии на право осуществления аудиторской деятельности,
- дату выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию;
- номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской организации;
- номер расчетного счета аудиторской организации;
- фамилию, имя и отчество аудиторов, принимавших участие в аудиторской - проверке, а также руководителя аудиторской организации.
Аудиторское заключение составляется не менее чем в трех экземплярах, из которых два представляются заказчику аудиторской проверки. Оно должно быть понятным пользователям финансовой отчетности, содержать указания на ограничения, вызванные неуверенностью и (или) несогласием аудитора. Также, аудиторское заключение является открытой информацией, которая должна быть доступна всем пользователям финансовой отчетности. Аудиторское заключение вместе с соответствующими финансовыми отчетами может быть опубликовано хозяйствующим субъектом.
Аудиторская организация может отказаться от составления аудиторского заключения тогда, когда аудиторская организация из-за ограничения объема аудиторской проверки не может получить достаточные аудиторские доказательства для выражения мнения о финансовой отчетности. Ограничение объема аудиторской проверки – это явные действия или бездействие представителей хозяйствующего субъекта либо третьих лиц, направленные на воспрепятствование проведению уже начавшейся аудиторской проверки в том объеме, который аудитор считает необходимым для подготовки аудиторского заключения. Отказ от составления аудиторского заключения должен быть в форме заявления и иметь название «Заявление об отказе аудиторской организации от составления аудиторского заключения». Аудиторский отчет и аудиторское заключение, составленные без проведения аудиторской проверки, либо по результатам аудиторской проверки, но не соответствующие содержанию документов хозяйствующего субъекта, полученных аудитором (аудиторами) в ходе аудиторской проверки, считаются заведомо ложными.
Составление заведомо ложного аудиторского отчета и аудиторского заключения влечет за собой ответственность в установленном законодательством порядке.
В результате проверки СПК «Тепелево», мы может сделать вывод, что данная организация даёт вполне положительное заключение. Бухгалтерская отчетность показывает достоверное представление о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с методами ведения БУ и финансовой отчетности в РФ.