Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита основных средств является установление соответствии применяемой в организации методики учёта, налогообложению операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в РФ. В этой связи задачей курсовой работы является изучение аудита основных средств в СПК «Тепелево» Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, с целью внесения конкретных предложений по совершенствованию бухгалтерского учёта и повышению эффективности использования основных средств, а также следует рассмотреть сущность, назначения и основные понятия аудита.
В работе применялись различные методы исследований: документация, денежная оценка, баланс, инвентаризация, отчетность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1.

Обзор литературы……………………………………………………………....7

Глава 2.

Методология проведения аудита основных средств………………………..14

2.1 Методологические основы и задачи аудита основных средств………….14

2.2 Планирование аудиторской проверки……………………………………16

2.3 Аудит первичной документации по движению основных средств……..27

2.4 Аудит синтетического и аналитического учёта основных средств………31

2.5 Аудит показателей, содержащихся в отчетности…………………………35

Глава 3.

Оформление результатов аудита………………………………………………39

3.1 Виды аудиторских заключений……………………………………………39

Выводы и предложения………………………………………………………..45

Список использованной литературы………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

пр.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

                  унифицированные формы первичной учетной документации (Приложение 4);

                  приказ о назначении постоянно действующей комиссии;

                  отчет о переоценке основных средств;

                  договоры купли - продажи основных средств;

                  договоры на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств.

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

                  Главную книгу;

                  Регистры бухгалтерского учета по счетам:

1)                 по которым непосредственно отражаются операции с основными средствами - 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения в необоротные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производство и хозяйство»; 001 «Арендованные основные средства»;

2)                 проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности - 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

                  ведомость аналитического учета основных средств;

                  разработанные таблицы «Расчет износа (амортизации) основных средств».

Отчетность включает:

                  Бухгалтерский баланс (форма № 1) - отражаются данные по основным средствам, принадлежащим организации на праве собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения, представлены в разделе I «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» (стр. 120) с детализацией по видам: земельные участки и объекты использования (стр. 121); здания, машины и оборудование (стр. 122). Основные средства показываются в балансе в оценке НЕТТО - по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).

                  Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) - Расшифровка движения основных средств в течение отчетного года, а также их состав на конец отчетного года;

                  Статистический отчет (форма № 11) - статистическое наблюдение за наличием и движением основных средств;

                  налоговая отчетность (налоговые декларации).

Также предоставляется аудитору внеучетная информация, которая включает акты предыдущих налоговых проверок, аудиторские заключения и отчеты, договоры, соглашения, приказы и распоряжения руководителя организации и др.              

        Поступающие в хозяйство основные средства должны быть документально оформлены и сразу же оприходованы. Основным документом на оприходование основных средств является акт приема – передачи основных средств.

В акте должны быть приведены краткая характеристика принятого объекта, соответствие его техническим условиям, результаты пробных испытаний. Если обнаружены отдельные недоделки, то устанавливаются сроки их устранения. Акт утверждается руководителем предприятия и предоставляется в бухгалтерию. К нему прилагается вся техническая документация, относящаяся к данному объекту. На основании этих
документов бухгалтер делает соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств. После этого техническая документация передается в службу главного инженера. Акт утверждает руководитель предприятия. Основные средства в процессе эксплуатации, постепенно изнашиваясь, приходят в такое состояние, когда дальнейшее их использование становится невозможным или экономически нецелесообразным. Полностью износившиеся основные средства подлежат ликвидации и списанию с баланса. Вместе с тем в хозяйственной деятельности имеется много других причин, вследствие которых из производства выбывают основные средства: они могут, переданы другим хозяйствам по каким – либо причинам безвозмездно; излишние и неиспользуемые основные средства могут быть проданы другим предприятиям; основные средства могут быть переданы межхозяйственным организациям в порядке долевого участия; не исключены случаи, когда основные средства разрушаются или уничтожаются в результате стихийных бедствий (пожар, наводнение, землетрясение и др.); часть инвентарного объекта может быть ликвидированы в связи с переоборудованием и модернизацией и т.п. Для списания основных средств приказом руководителя на предприятии создана постоянно действующая комиссия, которая составляет соответствующие документы. Для оформления выбытия (списания) объектов основных средств используется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4), акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а). Акты составляются в двух экземплярах (один - в бухгалтерию, второй - материально-ответственному лицу), подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Все объекты основных средств в обязательном порядке подлежат закреплению по местам их нахождения и эксплуатации за материально-ответственными лицами.

В каждом подразделении для объектного учета основных средств по местам их закрепления (эксплуатации) имеются вторые экземпляры инвентарных карточек учета основных средств (формы № ОС – 6).

 

 

 

 

2.4 Аудит синтетического и аналитического учёта основных средств

 

  При проведении аудиторской проверки учета основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

 

         Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки. Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета. Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др.

  Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной. Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск. Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ПЭВМ – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1), приложением (ф. 5).

При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.  Особо тщательно надо проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.

 

В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.

 

   Аудит правильности начисления амортизации основных средств

     В ходе контроля необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; учитывается ли при этом их движение; правильно ли применяются нормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним; нет ли случаев начисления амортизации во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случаях перевода на консервацию; нет ли фактов прекращения начисления амортизации по объектам основных средств во время их ремонта и простоя; обоснованно ли применяется метод ускоренной амортизации активной части производственных основных средств.                                                                                                                                  

      При проверке полноты принятия в расчет при начислении амортизации сравнивают общую стоимость основных средств с остатком по счету 01 в Главной книге и данными баланса по состоянию на соответствующую дату с учетом их движения.  Однако при этом следует иметь в виду, что амортизация не начисляется по продуктивному скоту; библиотечным фондам, фондам бюджетных организаций; полностью амортизированным основным средствам. Следует проверить расчет амортизации основных средств с учетом их движения в течение года, то есть с учетом их поступления и выбытия. В течение года размер амортизации за отчетный месяц определяется исходя из суммы амортизации, начисленной за предыдущий месяц, скорректированной по установленным нормам в связи с изменением в составе основных средств за предыдущий месяц, а также в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств. Следовательно, сумму амортизации, подлежащую начислению в отчетном периоде, рассчитывают на основе начисленной амортизации в предыдущем месяце, к которой прибавляют начисленную сумму амортизации по поступившим основным средствам и вычитают сумму амортизации по выбывшим основным средствам в прошлом месяце, а также сумму амортизации в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств. Начисление амортизации без учета движения приводит к искажению учетных данных об издержках производства и действительной величине остаточной стоимости         основных средств. При проверке документов при начислении и учету амортизации основных средств нужно иметь в виду, что начисление амортизации не производиться во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию; на время реконструкции и технического перевооружения продлевают нормативный срок службы основных средств. По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем. В процессе аудиторской проверки следует рекомендовать администрации внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет и отчетность.  Организации могут применять метод ускоренной амортизации в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, товаров народного потребления, расширения экспорта продукции в случаях, когда ими осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники. При этом норму нельзя увеличивать более чем в два раза. Малые предприятия имеют право в первый год функционирования включать в затраты дополнительно до 50% балансовой стоимости основных средств. При этом ускоренная амортизация не должна применяться по машинам, оборудованию и транспортным средствам с нормативным сроком службы до 3 лет; по подвижному составу автомобильного транспорта; по оборудованию самолетомоторного парка гражданской авиации.

В заключение необходимо проверить правильность отражения начисленной амортизации на счетах бухгалтерского учета и отдельных объектах учета затрат производства. Амортизационные отчисления  по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде. Расчет амортизации производится  в ведомости на первое число месяца. При этом делаются бухгалтерские записи на счета бухгалтерского учета: Д 20 (23,25,26,44)-К 02.

      По объектам основных средств полученным по договорам дарения и безвозмездно в процессе приватизации, начисляется амортизация.

      При начислении амортизации по основным средствам полученным по договору дарения на сумму начисленной амортизации одновременно делаются следующие бухгалтерские записи:

Д 98 , субсчет – безвозмездные поступления,

К 91, субсчет – прочие доходы.

 

    2.5 Аудит показателей содержащихся в отчётности

 

      Отчетность — это система показателей в форме таблиц, отражающих объем и результаты деятельности организации. Ее составление — завершение текущей учетно-экономической работы. Отчетность должна быть достоверной, т. е. обоснованной сверенными данными синтетического и аналитического учета, подтверждена материалами инвентаризации имущества, денежных средств в кассе, выписками банков, актами сверки дебиторской и кредиторской задолженности и др. Годовая бухгалтерская отчетность организации до представления в соответствующие органы рассматривается и утверждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами. Объем и порядок составления отчетности регламентированы приказами Министерства финансов РФ.

        В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, а также Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом № 4н, в состав бухгалтерской годовой отчетности СПК «Тепелево» включаются:

— Бухгалтерский баланс (форма № 1); (Приложение 5)

— Отчет о. прибылях и убытках (форма № 2); (Приложение 6 )

— Отчет об изменениях капитала (форма № 3); (Приложение 7)

— Отчет о движении денежных средств (форма № 4); (Приложение 8)

— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); (Приложение 9)

— пояснительная записка, а также аудиторское заключение (если данная организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту);

      При проведении первичного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта следует провести проверку достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Аудит основных средств