Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Особенно важно проведение аудиторской проверки основных средств на промышленных предприятиях, где на долю основных средств приходится значительная часть всего имущества предприятия. Такие предприятия имеют огромные производственные площади, множество техники, оборудования, различных сооружений. Одним из таких предприятий является ЗАО “Гормаш”, занимающийся производством строительных материалов, на основании информации которого ведется исследование в данной работе.

Содержание

Введение
Глава 1. Подготовительный этап и планирование аудита.
1.1 Ознакомление с деятельностью организации
1.2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
1.3 Разработка плана и программы аудита
Глава 2. Сбор аудиторских доказательств по проверке операций с основными средствами в ЗАО «Гомаш».
2.1. Аудит аналитического и синтетического учета основных средств
2.2. Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию ОС
2.3. Аудит амортизации (износа) основных средств
Глава 3. Обобщение данных аудита по проверке операций с основными средствами.
3.1. Обобщение аудиторских доказательств (аудиторское заключение)
3.2. Оценка уровня существенности и аудиторского риска
3.3. Оценка непрерывности деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 64.04 Кб (Скачать)

           Для проверки расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен составить программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Данная программа представлена в рабочем документе аудитора «Программа аудита расчетов с подотчетными лицами» (Приложение 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Сбор аудиторских  доказательств по проверке операций с основными средствами в ЗАО «Гомаш».

 

2.1. Аудит аналитического  и синтетического учета основных  средств.

При проведении аудиторской  проверки учета основных средств  прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым  не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие  средства инвентарные карточки.

Отдельно следует проверить  состояние учета основных средств  в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для  этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма  № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные  средства”, регулярность  взаимной сверки данных бухгалтерского учета.

При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может  вестись магнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.

Основными источниками информации об основных средствах служат первичные  документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне  перемещение и др.

Проверка правильности ведения  аналитического учета может быть сплошной или выборочной.

Важным моментом в организации  аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена  последняя инвентаризация, какие  были выявлены ошибки и как они  исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать  ее проведения. Это позволит более  качественно провести последующую  проверку и уменьшить аудиторский  риск.

В капитальном строительстве  для оформления выполненных работ  применяются акт о приемке выполненных работ применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат. А заказчик на основании этой справки расплачивается с ним. Акт можно составлять и после каждого этапа работ, если в договоре предусмотрено, что строительство ведется в несколько этапов.

Передача объектов основных средств между подразделениями  ЗАО «Гормаш» оформляется актом ОС-1 (Приложение 13) и авизо. В акте указываются все предусмотренные типовой формой показатели по разделам 1 и 2. При этом по графе «Стоимость приобретения» отражается величина восстановительной стоимости, отраженная в бухгалтерском учете передающего подразделения.

При получении в собственность  основных средств в бухгалтерском  учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства".

Приемку законченных  работ по достройке и дооборудованию объекта, 
производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом 
приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (Приложение 14).

Особо тщательно надо проверить  полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств, а  также инвентаризационные описи  и приложенные к ним протоколы  заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости  результатов последней инвентаризации, решения руководства организации  по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая  проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько  можно доверять результатам внутреннего  контроля, чтобы скорректировать  аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.

В ходе проверки рекомендуется  проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного  или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как  на практике часто используют фиктивные  договоры для начисления арендной платы  с целью увеличения себестоимости  продукции и присвоения средств.

 

 

 

 

2.2. Аудит оформления  и отражения в учете операций  по поступлению и выбытию ОС

Учет движения ОС оформляется  унифицированными документами, утвержденными  МФ и ЦСУ РФ. При проверке необходимо обратить внимание на следующее:

  • при передаче ОС в качестве взноса в Уставный капитал должен быть приведен их перечень, где указывают первоначальную стоимость, износ и цену соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры Актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны и вся техническая документация на передаваемые объекты;
  • при приобретении ОС у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
  • при приобретения объектов ОС в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарной карточке должна быть вписана расшифровка – перечень отдельных предметов, входящих в комплект;
  • при приобретении объектов ОС за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
  • объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав ОС, а учитываются как незавершенные капвложения (сч. 08);
  • объекты ОС, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом сч. 001;
  • при продаже ОС должна быть установлена рыночная стоимость;
  • при безвозмездной передаче ОС подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы);
  • для определения непригодности ОС, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;
  • если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
  • детали и узлы, содержащие драгметаллы, должны быть учтены отдельно с целью сдачи их в переработку для извлечения драгметаллов.

 

При проверке операций по поступлению  основных средств необходимо установить, обоснованно ли экономически строительство  тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная  документация. Необходимо также установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность  оприходования поступивших в  хозяйство основных средств, а также  правильность документального оформления и реальность их оценки.

Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя ЗАО «Гормаш»

Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1 (Приложение 12), № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).

Принятые объекты учитывают  в инвентарных карточках (Приложение 16) по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов).

Основные средства, приобретенные  предприятием за плату, отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

1. Дт 08- Кт 60 (76)- приняты к оплате счета подрядчика за выполненные строительные работы по договору строительного подряда и иным договорам;

2. . Дт 19- Кт 60- учтены суммы НДС уплаченные по объектам основных средств, которые подлежат возврату из бюджета (зачету);

3. Дт 08- Кт 07- передано в монтаж оборудование, требующее монтажа;

4.  Дт 01- Кт 08- ввод в эксплуатацию.

Поступившее оборудование оформляется актом о приемке оборудования (ф. ОС-14), а сдача его в монтаж — актом о приемке-передаче оборудования в монтаж (ф. ОС-15). На Белгородском филиале ОАО «ЦентрТелеком» был составлен акт о приемке-передаче оборудования в монтаж. Оборудование передано для реконструкции подземной линии связи Ракитное-Трефиловка-Лаптевка инв№45/1751и включает: Кожух КМ-12, PTS-01, RPS-01 (приложение 17). Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании (ф.ОС-16).

При проверке поступления  основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают  наличие соответствующих двусторонних актов приемки-передачи указанных  объектов, их техническое состояние  и своевременность оприходования  и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.

Практика аудиторских  проверок показывает, что основные нарушения и ошибки допускаются  при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что. в  отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого  первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются  накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут  служит основанием для оприходования  и введения в эксплуатацию этих средств.

Отдельно следует проверить  операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов  в уставный капитал.

При проверке строительства  и приобретения основных средств  необходимо установить: ведется ли аналитический учет по счету 08 “Капитальные вложения”; ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они  плану счетов; куда относятся затраты  по капитальному строительству; как  оформляется ввод в эксплуатацию основных средств; облагаются ли налогом  на добавленную стоимость затраты  по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом (дебет счета 08 и кредит счета 68).

Отражение в бухгалтерском  учете операций, связанных со списанием  основных средств  вследствие недостачи, порчи, производится на основании оформленных  документов, подтверждающих недостачу  объекта и  оформлением акта на списание основных средств (Приложение 15) .

Для выбытия объектов основных средств(продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01, может открываться субсчет « выбытие основных средств» операции по выбытию основных средств отражаются в учете следующими записями:

1. Дт 01- Кт 01- списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;

2. Дт  02 -Кт 01 - списывается сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту;

3. Дт  51,62,10 - Кт  91/1 - отражены поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств;

4. Дт 91/ 2 - Кт  23,70,69 - отражены расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств:

5. Дт  91/2 - Кт  01 - списывается остаточная стоимость выбывающего объекта по окончании процедуры выбытия.

 

 

 

 

 

2.3. Аудит амортизации  (износа) основных средств

Важной задачей контроля по учету основных средств является проверка правильности начисления износа.

В ходе проверки необходимо установить правильность отнесения  основных средств к амортизационным  категориям.

Начисление амортизации  инвентарных объектов в бухгалтерском  учете производится линейным способом.

Информация о работе Аудит основных средств