Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:46, курсовая работа
Особенно важно проведение аудиторской проверки основных средств на промышленных предприятиях, где на долю основных средств приходится значительная часть всего имущества предприятия. Такие предприятия имеют огромные производственные площади, множество техники, оборудования, различных сооружений. Одним из таких предприятий является ЗАО “Гормаш”, занимающийся производством строительных материалов, на основании информации которого ведется исследование в данной работе.
Введение
Глава 1. Подготовительный этап и планирование аудита.
1.1 Ознакомление с деятельностью организации
1.2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
1.3 Разработка плана и программы аудита
Глава 2. Сбор аудиторских доказательств по проверке операций с основными средствами в ЗАО «Гомаш».
2.1. Аудит аналитического и синтетического учета основных средств
2.2. Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию ОС
2.3. Аудит амортизации (износа) основных средств
Глава 3. Обобщение данных аудита по проверке операций с основными средствами.
3.1. Обобщение аудиторских доказательств (аудиторское заключение)
3.2. Оценка уровня существенности и аудиторского риска
3.3. Оценка непрерывности деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Для проверки расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен составить программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Данная программа представлена в рабочем документе аудитора «Программа аудита расчетов с подотчетными лицами» (Приложение 8).
Глава 2. Сбор аудиторских доказательств по проверке операций с основными средствами в ЗАО «Гомаш».
2.1. Аудит аналитического
и синтетического учета
При проведении аудиторской проверки учета основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.
Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись магнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др.
Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
В капитальном строительстве для оформления выполненных работ применяются акт о приемке выполненных работ применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат. А заказчик на основании этой справки расплачивается с ним. Акт можно составлять и после каждого этапа работ, если в договоре предусмотрено, что строительство ведется в несколько этапов.
Передача объектов основных средств между подразделениями ЗАО «Гормаш» оформляется актом ОС-1 (Приложение 13) и авизо. В акте указываются все предусмотренные типовой формой показатели по разделам 1 и 2. При этом по графе «Стоимость приобретения» отражается величина восстановительной стоимости, отраженная в бухгалтерском учете передающего подразделения.
При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства".
Приемку законченных
работ по достройке и дооборудованию
объекта,
производимых в порядке капитальных вложений,
оформляют актом
приемки-сдачи
Особо тщательно надо проверить
полноту и своевременность
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.
2.2. Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию ОС
Учет движения ОС оформляется унифицированными документами, утвержденными МФ и ЦСУ РФ. При проверке необходимо обратить внимание на следующее:
При проверке операций по поступлению
основных средств необходимо установить,
обоснованно ли экономически строительство
тех или иных объектов, включено
ли оно в план капитальных вложений,
обеспечено ли необходимым финансированием,
имеется ли в полном объеме проектно-сметная
документация. Необходимо также установить
целесообразность и законность приобретения,
выявить полноту и
Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя ЗАО «Гормаш»
Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1 (Приложение 12), № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).
Принятые объекты учитывают в инвентарных карточках (Приложение 16) по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов).
Основные средства, приобретенные предприятием за плату, отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
1. Дт 08- Кт 60 (76)- приняты к оплате счета подрядчика за выполненные строительные работы по договору строительного подряда и иным договорам;
2. . Дт 19- Кт 60- учтены суммы НДС уплаченные по объектам основных средств, которые подлежат возврату из бюджета (зачету);
3. Дт 08- Кт 07- передано в монтаж оборудование, требующее монтажа;
4. Дт 01- Кт 08- ввод в эксплуатацию.
Поступившее оборудование
оформляется актом о приемке об
При проверке поступления
основных средств в порядке их
безвозмездной передачи устанавливают
наличие соответствующих
Практика аудиторских проверок показывает, что основные нарушения и ошибки допускаются при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что. в отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут служит основанием для оприходования и введения в эксплуатацию этих средств.
Отдельно следует проверить операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал.
При проверке строительства
и приобретения основных средств
необходимо установить: ведется ли
аналитический учет по счету 08 “Капитальные
вложения”; ведутся ли субсчета по
счету 08 и соответствуют ли они
плану счетов; куда относятся затраты
по капитальному строительству; как
оформляется ввод в эксплуатацию
основных средств; облагаются ли налогом
на добавленную стоимость затраты
по строительно-монтажным работам,
выполненным хозяйственным
Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных со списанием основных средств вследствие недостачи, порчи, производится на основании оформленных документов, подтверждающих недостачу объекта и оформлением акта на списание основных средств (Приложение 15) .
Для выбытия объектов основных средств(продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01, может открываться субсчет « выбытие основных средств» операции по выбытию основных средств отражаются в учете следующими записями:
1. Дт 01- Кт 01- списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;
2. Дт 02 -Кт 01 - списывается сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту;
3. Дт 51,62,10 - Кт 91/1 - отражены поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств;
4. Дт 91/ 2 - Кт 23,70,69 - отражены расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств:
5. Дт 91/2 - Кт 01 - списывается остаточная стоимость выбывающего объекта по окончании процедуры выбытия.
2.3. Аудит амортизации (износа) основных средств
Важной задачей контроля по учету основных средств является проверка правильности начисления износа.
В ходе проверки необходимо установить правильность отнесения основных средств к амортизационным категориям.
Начисление амортизации инвентарных объектов в бухгалтерском учете производится линейным способом.