Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:38, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития отечественной экономики связан с кардинальными изменениям в структуре и формах собственности, а также в организации и управлении производством. Это обусловливает необходимость совершенствования системы учетной информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Реформирование бухгалтерского учета в Украине является составной частью мероприятий, ориентированных на внедрение экономических отношений рыночного направления. Трансформация учета осуществляется в рамках реализации стратегического курса нашего государства на интеграцию в мировое экономическое пространство, предусматривающий адаптацию законодательства Украины к европейскому уровню.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
Цели и задачи аудита основных средств………………………………….. 4
Нормативно-правовое регулирование аудита основных средств………. 7
Аудит учетной политики предприятия относительно основных средств.……………………………………………………………………… 10
Оценка системы внутреннего контроля и выявления зон риска……….. 13
Содержание программы аудиторской проверки………………………… 16
Типовая корреспонденция относительно операций с основными средствами…………………………………………………………………... 22
Сбор аудиторских доказательств и оформление рабочих документов…. 28
Аудиторское заключение по результатам проверки……………………... 37
Заключение……………………………………………………………………… 41
Список использованной литературы…………………………………………. 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая русский.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     Правовые  и организационные основы аудиторской  деятельности в Украине регламентируются законодательством, а также нормативными актами о сертификации специалистов по аудиту и лицензирование их деятельности. Нормы аудита предусматривают основные принципы выполнения аудиторских работ, но не являются методиками или инструкциями к применению методических приемов и присущих им процедур аудита.

     Применение  международных и национальных норм аудита (стандартов) способствует улучшению  качества контроля и активизации  деятельности субъектов предпринимательства  и достоверности отражения ее в бухгалтерском учете и отчетности.

 

      3. Аудит учетной политики предприятия относительно основных средств

     Первое, что подлежит проверке при аудите основных средств - это учетная политика предприятия. Потому что, прежде чем проверять как осуществляется учет надо проверить как этот учет на предприятии организован. В учетной политике в соответствии с П (С) БУ № 7 "Основные средства" должно быть указано методы оценки основных средств, их классификация на предприятии, методы амортизации, признаки включения объектов в состав основных средств и прочее.

     Аудитор должен проверить соответствие учетной политики действующему законодательству и бухгалтерским требованиям в отношении основных средств. Аудитор проверяет, насколько целесообразно применять ту или иную форму организации бухгалтерского учета, соответствует ли она конкретным условиям работы предприятия. Проверке подлежит также состояние синтетического учета и его связи с данными аналитического учета.

     Бухгалтерский учет основных средств организуется в соответствии с типовыми классификациями  основных средств. Эти типовые классификации предназначены для установления единого их группировки в учете. В соответствии с существующей системы учета в Украине действует следующий порядок классификации:

  1. по отраслевому признаку;
  2. по характеру участия в процессе производства - производственные и непроизводственные;
  3. по видам - земельные участки, здания и сооружения, транспортные средства, машины и оборудование, продуктивный и рабочий скот, многолетние насаждения и др.
  4. по принадлежности - собственные и арендованные;
  5. по признаку использования - находящиеся в эксплуатации, на реконструкции, в запасе, на консервации;

     Основные  средства в бухгалтерском учете  учитываются по первоначальной стоимости, определяемой на основе следующих фактических  расходов:

    • сумм, уплаченных в соответствии с договором;
    • сумм, уплаченных организациям за осуществление работ по договорам, за информационные и консультационные услуги;
    • оплачиваемых налогов, пошлин, регистрационных сборов, государственной пошлины и других платежей, связанных с приобретением основных средств;
    • расходов на страхование рисков, связанных с доставкой;
    • расходов на установку, монтаж, наладку основных средств.

     Исторически для учета основных средств всегда использовались три вида оценки:

      1. первоначальная стоимость - используется в учете на протяжении всего срока службы объекта на данном предприятии;
      2. переоценена стоимость - переоценена первоначальная стоимость;
      3. остаточная стоимость - первоначальная стоимость за минусом износа;

     Бесплатно получении основные средства оцениваются  по справедливой стоимости на дату получения.

     Первоначальная  стоимость основных средств полученных в обмен на приобретенный объект, приравнивается к остаточной стоимости  переданного объекта основных средств.

     Справедливая  стоимость - сумма, по которой могут  быть осуществлены обмен актива или оплата обязательств в результате операций между заинтересованными и независимыми сторонами.

     Разница между справедливой и остаточной стоимостью переданного объекта  включается в состав расходов отчетного  периода.

     Первоначальная  стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, реконструкция и др.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод.

     Аналитический учет ведется по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом абсолютный механизм со всеми приборами и устройствами, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

     В учетной политике должен быть указан конкретный метод амортизации для  конкретного вида основных средств. Им может быть один из методов:

  • прямолинейный;
  • уменьшения остаточной стоимости;
  • ускоренное уменьшение остаточной стоимости;
  • кумулятивный;
  • производственный;
  • налоговый.

 

      4. Оценка системы внутреннего контроля и выявления зон риска

     В соответствии с требованиями аудитор  должен получить достаточное представление о структуре внутреннего контроля клиента перед составлением плана аудиторской проверки. Достаточное представление о структуре контроля позволяет аудитору определить типы возможных отклонений, степени риска и разработать методику проведения проверки для их обнаружения. Аудитор получает представление о клиенте, определяя особенности мер и процедур применительно к каждому элементу структуры контроля, и, выясняет, работают ли они в действительности, т.е. используются ли они на предприятии. Представление о структуре контроля, необходимого при составлении плана проведения аудиторской проверки (т.е. для установления и принятия соответствующих действий при определении возможности отклонения материалов) формируется на основе ранее накопленного на предприятии опыта использования результатов аудиторской проверки за прошлый год, на основе анкетирования персонала фирмы-клиента, наблюдение за выполнением персоналом своих обязанностей и анализа подготовленного накануне клиентом описания мер и процедур, а также другой документации. Для получения свидетельства о правильном использовании мер и процедур аудитор анализирует записи, документы, отчеты. [2]

     Одним из этапов процесса планирования - оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой - создание основы для планирования аудиторской проверки, а также определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе. Поэтому характер и качество проверки во многом будут зависеть от того, насколько грамотно и достоверно аудитор изучит систему внутреннего контроля.

     Система внутреннего контроля может считаться  эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении  недостоверной информации и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточного степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим путем скорректировать объем аудиторской проверки. [3]

     Аудиторский риск - это риск того, что аудитор  может выразить неадекватное мнение в тех случаях, когда в документах бухгалтерской отчетности существуют существенные искажения, иначе говоря, за неверно подготовленной отчетностью будет представлен аудиторский вывод без замечаний. Поэтому аудитор должен проанализировать степень риска перед проведением проверки.[5]

     Для того чтобы предотвратить аудиторском риска или сделать его минимальным, аудитор должен определить оптимальный объем информации для исследования, чтобы он мог взять на себя профессиональную ответственность. При этом стоимость доказательств (свидетельств) должна быть минимальной.

     Аудиторский риск связан с внутрихозяйственным  риском. Чтобы оценить в начале риск аудитор должен изучить факторы, которые создают риск, а именно: характер бизнеса клиента, честность администрации, результаты предварительного аудита, первичный и вторичный аудит, профессионализм бухгалтерских кадров, вероятность присвоения средств, достоверность сальдо на счетах бухгалтерского учета. Аудитор должен оценить перечисленные факторы и решить, какой из них наиболее важен для последующего учета при определении аудиторского риска.

     В приложении 1 Национальный норматив аудита № 12 "Листок оценки собственного риска  и риска средств внутреннего  контроля" приведен перечень вопросов, ответы на которые позволяют оценить  свой ​​риск. Для основных средств это, например, такие вопросы: проводится периодическая инвентаризация подвижных основных средств, соблюдаются метод начисления амортизации и параметры основных средств, проведенная или нет классификация основных средств, или списанные с баланса остаточная стоимость основных средств 2 и 3 группы проданных (ликвидированных ) и др.

     После завершения анализа риска и проверки системы внутреннего контроля аудиторы, основываясь на предварительных  данных о экономического субъекта и  результатах проведенных аналитических  процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудита. Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. в каких направлениях и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы.[13] 

 

      5. Содержание программы аудиторской проверки

     Аудиторская проверка должна отвечать следующим  требованиям и состоять из определенных этапов. Условно можно выделить три этапа:

  1. планирование;
  2. сбор аудиторских доказательств;
  3. завершения аудита.

На первом этапе аудитор:

  • прежде знакомится с клиентом (это означает понимание деятельности клиента, знакомство с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля);
  • оформляет свои отношения с клиентом контракту и / или письмом - обязательством;
  • рассчитывает уровень существенности предстоящей проверки;
  • изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента;
  • оценивает аудиторские риски;
  • готовит общий план и программу аудита.

     В соответствии с требованиями правил (стандарта) аудиторской деятельности "Планирование аудита" ниже приведен примерный смысл и форма программы  аудита основных средств.[4]

     Программа аудита операций с основными средствами включает следующий перечень вопросов, которые необходимо проверить и процедур:

п / п

Перечень  вопросов Процедуры
Или назначены  материально-ответственные лица за сохранность основных средств? проверка документов
Заключены договоры о материальной ответственности с лицами, отвечающими за сохранность основных средств? проверка документов
Оснащены ли ни помещения пожарно-охранной сигнализацией? проверка документов, устный опрос персонала
Или организованный порядок вывоза материальных средств с территории организации? проверка документов, устный опрос персонала
Проводилась инвентаризация основных средств, как оформлены  ее результаты? проверка документов
Правильность  отнесения предметов к основным средствам проверка документов
Правильность начисления амортизации по основным средствам, в том числе ускоренной проверка документов и арифметические расчеты
Правильность  проведения переоценки основных средств  и оформления ее результатов проверка документов
Правильность  разделения основных средств по назначению (производственные, непроизводственные) проверка документов, устный опрос персонала, инвентаризация
Правильность  оценки основных средств проверка документов и соблюдение правил учета
Правильность  оформления первичных документов, по поступлению и выбытии основных средств проверка документов и соблюдение правил учета
Правильность  начисления НДС при бесплатной передаче основных средств проверка документов
Правильность  начисления налога на прибыль при  реализации основных средств проверка документов
Применяется индекс инфляции для целей налогообложения  прибыли при реализации основных средств, правильность его применения? проверка документов
Правильность  отражения в учете операций, связанных  с арендой основных средств проверка документов и соблюдение правил учета
Правильность  отражения в учете лизинговых операций проверка документов и соблюдение правил учета
Правильность  отражения в учете расходов на ремонт основных средств проверка документов и соблюдение правил учета
Правильность корреспонденции счетов по учету основных средств видслиджування
Соответствие  записей аналитического и синтетического учета записям в формах бухгалтерской  отчетности по счету 10 "Основные средства" видслиджування

Информация о работе Аудит основных средств