Аудит основных средств на примере СХПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Понятие аудиторской деятельности более широкое и предусматривает практическое выполнение, как аудита, так и других аудиторских услуг в виде связанных с ним экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложение, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

Работа содержит 1 файл

аудит.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Введение 
 

Глава 1. теоретические  основы аудита основных средств и нематериальных активов предприятия. 

     Понятие аудиторской деятельности более широкое и предусматривает практическое выполнение, как аудита, так и других аудиторских услуг в виде связанных с ним экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложение, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

     Предмет аудиторской деятельности - процесс расширенного воспроизводства общественно-необходимого продукта и соблюдения его экономико-правового регулирования в условиях рыночной экономики.

     Объектами аудита являются ведение бухгалтерского учета, достоверность отчетности, финансовая стойкость, платежеспособность, система управления предприятием, качество работы экономических и технических служб, налогообложение, планирование, нормирование, стимулирование, внутрихозяйственный контроль, организация и технология производства, процессы хозяйственной деятельности, проектно-сметная документация, исполнительная дисциплина и др.

     Аудитор оценивает предназначенную для  представления пользователям финансовую информацию с позиции объективности  и релевантности, достаточный уровень  которых определенный определенными нормативными документами (стандартами и нормами профессиональных организаций или действующим законодательством).

     1.1. Нормативное регулирование  аудиторской деятельности

     Система нормативного регулирования деятельности в сфере аудита, принятая в России, насчитывает пять уровней:

     Первым  уровнем выступает закон «Об  аудиторской деятельности», а также  Указы Президента РФ и Кодексы  РФ.

     Вторым  уровнем – Постановления Правительства  РФ, а также всевозможные правовым акты федерального органа по регулированию аудиторской деятельности.

     Правила и стандарты аудиторской деятельности формируют третий уровень. Они разработаны  для однозначного понимания норм аудита.

     На  четвертом уровне – методики, которые  применяются в аудиторской деятельности, которые регламентируют порядок проведения аудиторами проверок по конкретным отраслям, а также по вопросам налогообложения.

     Внутренние  стандарты компаний-аудиторов формируют  пятый уровень. Они направлены на разъяснение правил этой деятельности, а также на разработку отдельных аудиторских процедур. Эти стандарты разрабатываются самими компаниями-аудиторами, они в целом формируют единый подход по осуществлению проверок.

           Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской  деятельности в РФ, являются:

     1.     Указ Президента РФ от 22.12.93г.  № 2263 «Об аудиторской деятельности  в РФ, утвердивший “Временные  правила аудиторской деятельности  “».

     2.     Распоряжение Президента РФ от 01.12.94г. № 54 – РП «Об    организации работы Комиссии  по аудиторской деятельности при Президенте РФ»

     3.     Постановление Правительства РФ  от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в РФ»  (с изм. от 21.07.97г. № 907).

     4.     Постановление Правительства РФ  от 06.05.94г. № 482 «Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.97г. № 907).

     5.     Постановление Правительства РФ  от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении  нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» (с изм. 21.07.97г. № 907).

     6.     Постановление Правительства РФ  от 07.12.94г. № 1355 «Об основных  критериях (системе показателей)  деятельности экономических субъектов,  по которым их бухгалтерская  (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» (с изм. от 25.04.95г. № 408).

     7.     Правила (стандарты) аудиторской  деятельности, одобренные комиссией  по аудиторской деятельности  при Президенте РФ.

     В указанных документах отражены нормативные  положения по организации аудиторской деятельности в РФ, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских фирм и аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений.

     В настоящее время подготовлены и  обсуждаются несколько проектов Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности». В этом законе должны быть сформулированы понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторских проверок, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов. Принятие закона будет способствовать росту общественной значимости и эффективности отечественного аудита.

     В соответствии с действующим законодательством аудиторской деятельности в России могут заниматься физические и юридические лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участием иностранных юридических и физических лиц.

     Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Доля аттестованных аудиторов в уставном капитале фирмы должна быть не менее 51%, что объективно гарантирует независимость от государственных и коммерческих структур.

     Физические  лица регистрируются в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Для занятия аудиторской деятельностью  физические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская фирма. Лицензирование аудиторской деятельности производиться с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ, предъявляемым к аудиторской деятельности.

     К аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности допускаются  лица, имеющие экономическое или  юридическое высшее или среднее  специальное образование, а также  стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве бухгалтера, аудитора, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, преподавателя по экономическому профилю и не имеющие судебных ограничений. Претендент на получение квалификационного аттестата аудитора должен иметь также специальное профессиональное образование, включающее обучение по 240-часовой программе в определенном учебно-методическом центре, стажировку в аудиторской фирме и сдачу выпускных экзаменов. Экзамены проводятся в письменной форме по следующим дисциплинам: бухгалтерский учет и отчетность, аудит, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятия и правовое регулирование имущественных отношений. При успешной сдаче экзаменов выдается квалификационный аттестат сроком на три года. Если в течение двух лет лицо не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу. Продление действия аттестата осуществляется после переподготовке аудитора на курсах повышения квалификации по 40-часовой программе.

     Квалификационные  аттестаты и лицензии выдаются по следующим направлениям

     аудиторской деятельности:

     - Банковский аудит;

     - Аудит страховых организаций;

     - Аудит бирж, внебюджетных фондов  и инвестиционных институтов;

     - Общий аудит (иных экономических  субъектов).

     Порядок лицензирования определен Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия выдает генеральные лицензии государственным органам – Министерству финансов и Центральному банку РФ. Их Центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) выдают лицензии единого образца аудиторским фирмам и аудиторам. Лицензия выдается сроком на 1 – 5 лет после представления необходимых документов и уплаты сбора для аудиторских фирм в сумме 150, а для аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, - в сумме 50 минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на год.

     Лицензия  может быть аннулирована в случаях:

  • Обнаружения факта представления аудитором для ее получения

                            недостоверных сведений;

  • Осуществления аудитором деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
  • Предоставления аудитором полученных им в ходе проверки сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта;
  • Вступления в законную силу приговора суда в отношении аудитора о лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • Неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок и оказание аудиторских услуг;
  • Умышленного сокрытия аудитором обстоятельств, исключающих возможность проведения проверки экономического субъекта.

     Существует  несколько определенных правил, касающихся деятельности независимых аудиторов: свободный выбор аудитора хозяйствующим  субъектом; договорные отношения между  аудитором и клиентом, позволяющие  аудитору выбирать клиента и быть независимым от указаний государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных в ходе проверки недостатков; невозможность проведения проверки при родственных или деловых отношениях аудитора и клиентом, превышающих рамки договора на

     оказание  аудиторских услуг; запрещение аудиторам  заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с оказанием  аудиторских,

     консультационных  и других услуг, разрешенных законодательством.

     Работа  аудиторов постоянно усложняется в связи с часто меняющейся нормативной и законодательной базой. В современных условиях регулярно выходят новые законы, указы, постановления, инструкции, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые нормативные документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета и налогообложения предприятий, поэтому аудиторы должны располагать полным банком данных действующей нормативной информации, относящейся к особенностям деятельности проверяемого предприятия. 

     Стандартизация  аудиторской деятельности.

     Для успешного выполнения аудиторских  проверок и качественного оказания других аудиторских услуг необходимо применение в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

          Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.                  

     Основная  цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей  аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнение аудиторской проверки.

          Значение стандартов состоит в следующем:

  • способствовать обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
  • устанавливать единые требования при осуществлении обязательного аудита;
  • содействовать внедрению в аудиторскую практику  научных достижений;
  • помогать пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки;
  • обеспечить сравнимость качества работы отдельных аудиторов.

     Все стандарты  рассматриваются и  утверждаются на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при  Президенте РФ. Предусматривается подготовить 39 стандартов аудита, которые будут  подразделяться на три основные группы:

Информация о работе Аудит основных средств на примере СХПК