Аудитор
должен убедиться, что принятая предприятием
система бухгалтерского учета обеспечивает:
- использование
общих принципов управления;
- текущее
наблюдение, измерение и регистрацию финансово-хозяйственных
операций;
- систематизацию
информации, содержащейся в учетной первичной
документации;
- осуществление
контроля за достоверностью используемой
информации;
- своевременное
составление отчетности;
- соблюдение
порядка, сроков проведения инвентаризаций
активов и обязательств;
- автоматизацию
учета.
В
ходе аудиторской проверки обязательно
проверяется соответствие организации
системы бухгалтерского учета проверяемого
предприятия действующим нормативным
документам. В рабочей документации аудитора
отражаются все случаи отмеченных нарушений.
Система
бухгалтерского учета может считаться
эффективной, если при отражении хозяйственных
операций выполняются следующие требования:
- операции
в учете правильно отражают временной
период их осуществления;
- операции
в учете зафиксированы в правильных суммах;
- операции
отражены на счетах бухгалтерского учета
в соответствии с действующими нормативными
положениями и учетной политикой;
- детали операций,
имеющие существенное значение для учета
и отчетности, зафиксированы;
- ограничена
возможность злоупотреблений.
2.3.
Оценка формы бухгалтерского учета и ее
соответствия условиям организации и
управления
При
оценке формы бухгалтерского учета
аудитор должен проверить соблюдение
предприятием требований Положения
по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, а также других
нормативных документов.
Кроме
того, аудитор оценивает фактическое
соответствие формы бухгалтерского
учета предусмотренным правилам:
- постоянность
принятой методики отражения хозяйственных
операций, оценки имущества и обязательств
в течение отчетного периода, от одного
отчетного периода к другому. При наличии
каких-либо изменений они должны быть
освещены в бухгалтерской отчетности,
а также дана оценка их влияния на финансовое
состояние;
- полнота отражения
за отчетный период всех хозяйственных
операций, имущества и результатов его
инвентаризации;
- правильность
отнесения доходов и расходов к отчетным
периодам. Все доходы и расходы, полученные
или понесенные в отчетном периоде, считаются
доходами и расходами отчетного периода
независимо от фактического времени поступления
или выплаты денежных средств;
- разделение
затрат, связанных с текущей деятельностью,
и капитальных затрат;
- тождество
данных аналитического учета оборотам
и остаткам по счетам синтетического учета,
а также показателей бухгалтерской отчетности
данным синтетического и аналитического
учета.
Несоблюдение
вышеуказанных правил приводит к
искажению имущественного и финансового
положения предприятия, результатов
его деятельности и должно трактоваться
аудитором как неправильное ведение
бухгалтерского учета.
В
ходе аудиторской проверки необходимо
ознакомиться с внутренними документами
проверяемого предприятия, касающимися
организации, постановки и ведения
бухгалтерского учета, и определить,
в какой мере реальное состояние
соответствует положениям вышеперечисленных
документов. При необходимости аудитор
должен проследить движение отдельных
сумм в учете от первичных документов
до отчетности.
Ознакомление
с системой бухгалтерского учета
на предварительной стадии проверки
может быть произведено на основании
устного опроса, просмотра необходимых
документов, обработки и оценки сведений
о различных сторонах хозяйственной деятельности
проверяемого предприятия, для выяснения:
- Разработана
и утверждена ли схема организационной
структуры предприятия по отделам с указанием
управленческих связей, подчиненности
отделов (исполнителей).
- Разработана
и утверждена ли схема организационной
структуры подразделения, ответственного
за ведение бухгалтерского учета с указанием
управленческих связей, подчиненности,
исполнителей.
- Имеется ли
разработанный и утвержденный график
документооборота в виде перечня работ
по созданию, проверке и обработке документов,
выполняемых подразделениями и отдельными
исполнителями, с указанием их взаимосвязи
и сроков выполнения работ.
- Утверждено
ли распределение обязанностей и полномочий
между сотрудниками, обеспечивающими
осуществление коммерческой и финансово-хозяйственной
деятельности, и сотрудниками, обеспечивающими
отражение этих операций в бухгалтерском
учете.
- Существует
ли разделение функций (обязанностей)
между работниками, выполняющими операции
на определенном участке, с возможностью
контроля за ведением учета на участке
в целом.
- Имеются ли
должностные инструкции для работников
бухгалтерских и учетных служб с распределением
обязанностей, определением ответственности
и установлением пределов полномочий
в соответствии с занимаемой должностью.
- Установлен
ли круг должностных лиц, имеющих право
подписи первичных документов (на отпуск
материально-производственных запасов,
расход денежных средств, принятие к учету
командировочных и представительских
расходов и т. д.).
- При наличии
в учете дефицитных и дорогостоящих материально-производственных
запасов ограничен ли круг лиц, имеющих
право распоряжаться ими.
- Назначены
ли приказом материально ответственные
лица. Заключены ли с ними договоры о полной
материальной ответственности.
- Организованы
ли хранение и сохранность материально-производственных
запасов, денежных средств: имеется
ли склад с соответствующе оборудованными
местами для хранения материально-производственных
запасов; склад охраняется или оснащен
охранной сигнализацией; денежные средства
и бланки строгой отчетности хранятся
в сейфах, и доступ к ним ограничен; обеспечивается
ли сопровождение кассира при доставке
денежных средств в банк (из банка).
- В целях контроля
за сохранностью документации все ли документы
сброшюрованы и последовательно пронумерованы
для облегчения их поиска при необходимости.
- Хранятся
ли учетные регистры в сейфах или в отдельных,
специально оборудованных помещениях.
- Утверждены
и действуют ли внутренние контрольные
органы: служба внутреннего аудита; назначена
и утверждена ли руководителем инвентаризационная
комиссия; утверждена ли комиссия по приему
(передаче), вводу в эксплуатацию, списанию
основных средств.
- Проводятся
ли внутренними контрольными органами
ревизионные и инвентаризационные плановые
и внезапные проверки на предмет выяснения
соответствия данных бухгалтерского учета
фактическому наличию (для подтверждения
следует проверить наличие инвентаризационных
ведомостей): внезапная ревизия кассы
(один раз в месяц); ревизия или инвентаризация
при смене материально-ответственных
лиц; учет остатков материалов открытого
хранения (в строительстве) на конец отчетного
периода.
- В соответствии
с установленными учетной политикой сроками
проводится ли инвентаризация: склада
на предмет фактического наличия материально-производственных
запасов, особенно дорогостоящих и дефицитных
основных средств; готовой продукции,
товаров; незавершенного производства;
нематериальных активов; имущества, принятого
(переданного на ответственное хранение);
бланков строгой отчетности, ценных
бумаг; финансовых вложений; кредитов,
заемных средств.
- Производится
ли получение и отпуск материально-производственных
запасов со склада на основании доверенностей
и т.д.
2.4.
Проверка системы документации и документооборота
Своевременное
и качественное оформление первичных
учетных документов, передачу их в
установленные сроки для отражения
в бухгалтерском учете, а также
достоверность содержащихся в них
данных обеспечивают лица, составившие
и подписавшие эти документы. Для осуществления
контроля и упорядочения обработки данных
о хозяйственных операциях на основе первичных
учетных документов составляются сводные
учетные документы. Таким образом, адекватно
организованная и своевременно актуализированная
система документооборота является основой
учетного процесса.
Система
бухгалтерской документации и документооборота
регламентируется утвержденным руководителем
предприятия графиком документооборота.
В
соответствии с Положением по бухгалтерскому
учету «Учетная политика организации»
ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина
России от 09.12.1998 № 60н, правила документооборота,
принципы обработки учетной информации,
а также формы первичных документов, применяемых
для оформления фактов хозяйственной
деятельности, по которым не предусмотрены
типовые формы первичных учетных документов,
должны быть зафиксированы в рамках учетной
политики предприятия. Недостаточное
внимание руководства предприятия к существующей
системе документооборота может повлечь
за собой искажение отчетности и, как результат
— неправильное принятие решений, введение
в заблуждение внешних пользователей.
При
анализе графика документооборота
необходимо провести обследование рабочих
мест бухгалтерской службы, а также
сотрудников других подразделений предприятия,
которые принимают участие в обработке
бухгалтерских документов. В первую очередь
необходимо определить основные функции
каждого бухгалтера, перечень отражаемых
им в учете хозяйственных операций, документов
и заполняемых регистров учета. При этом
нужно определить, кто проверяет и визирует
соответствующие документы. При обследовании
необходимо иметь в виду, что все обрабатываемые
первичные документы бухгалтерского учета
должны найти свое отражение в регистрах
бухгалтерского учета. Поэтому целесообразно
на этапе обследования выявить алгоритмы
формирования регистров, а также применить
дополнительные процедуры, позволяющие
оценить правильность их составления,
выявить ненадлежащее отражение первичных
документов в учетных регистрах, оценить
риск неотражения документов в бухгалтерском
учете. Также необходимо определить, каким
образом информация из регистров бухгалтерского
учета попадает в отчетность, и проанализировать
механизм формирования внешней отчетности
на предмет правильного перенесения в
нее данных из регистров бухгалтерского
учета.
Этот
способ обследования помогает найти
дублирование и разрыв в графике
документооборота. Таким образом, сопоставление
действий каждого бухгалтера, определенных
в ходе обследования рабочих мест,
и действий, выполнение которых должно
осуществляться бухгалтерией исходя из
конкретных функций цикла, позволит выявить,
насколько адекватна работа бухгалтерии,
включая документооборот, имеющим место
в деятельности предприятия бизнес-процессам.
Принятая
система документирования и документооборота
должна обеспечивать:
- полноту отражения
в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной
деятельности. Каждый факт хозяйственной
деятельности должен быть зафиксирован
в первичном бухгалтерском документе,
поскольку первичные учетные документы
являются подтверждением самого факта
совершения хозяйственной операции, а
также являются основанием для формирования
финансовой (бухгалтерской) отчетности
предприятия;
- выявление
скрытых резервов. Система документирования
и документооборота должна быть построена
таким образом, чтобы уже в процессе оформления
первичных учетных документов производился
анализ эффективности использования ресурсов;
- отражение
в бухгалтерском учете фактов хозяйственной
деятельности таким образом, чтобы оно
исходило не только из их правовой формы,
но и из экономического содержания фактов
и условий хозяйствования. При проверке
организации документирования аудитору
необходимо уделять большое внимание
соблюдению принципа приоритета содержания
перед формой;
- тождественность
данных аналитического и синтетического
учета;
- рациональное
и экономное ведение бухгалтерского учета
исходя из условий хозяйственной деятельности
и масштабов предприятия.
Под
графиком документооборота понимается
принятая предприятием система (способы)
создания, принятия и отражения в бухгалтерском
учете, а также хранения первичных документов.
Наличие
правильно составленного графика
документооборота и его соблюдение
позволяют рационально распределить
должностные обязанности между
работниками, вести точный учет и своевременно
составлять отчетность.
Ответственность
за соблюдение графика документооборота,
своевременную и качественную подготовку
документов, передачу их в установленный
срок для отражения в бухгалтерском
учете и отчетности, достоверность
содержащихся в документах данных несут
лица, подготовившие и подписавшие их.
Контроль за соблюдением графика документооборота
осуществляет главный бухгалтер предприятия.
Аудитор
должен убедиться, что график документооборота
утвержден приказом руководителя предприятия.
Как
правило, график документооборота составляется
в виде схемы или таблицы, в
которой указываются ответственные
за оформление, исполнение, обработку
и проверку каждого документа, а
также срок исполнения документа
и порядок его передачи в архив.
Отсутствие графика документооборота
не влечет административной или финансовой
ответственности, но усложняет работу
сотрудников бухгалтерии и других служб
и характеризует систему внутреннего
контроля как недостаточную.
При
проверке аудитор должен убедиться,
что по каждому документу график документооборота,
как правило, содержит следующие примерные
разделы:
- порядок создания
документа: количество экземпляров; ответственный
за выписку; ответственный за оформление;
ответственный за исполнение; срок исполнения;
- порядок проверки
документа: ответственный за проверку;
кто представляет на проверку; порядок
представления; срок представления;
- порядок обработки
документа: исполнитель; срок исполнения;
- порядок передачи
документа в архив: исполнитель; срок передачи.
Необходимо
проверить, включены ли в обязанности
всех работников предприятия положения
о создании и представлении первичных
оправдательных документов, относящихся
к сфере их деятельности, в строгом соответствии
с графиком документооборота.
Проверка
полноты и точности регистрации
документа в учетных регистрах позволяет
аудитору получить существенные доказательства
того, что при принятии документов к учету
соблюдены шесть основных принципов:
- было достаточно
оснований для регистрации каждого документа;
- все документы,
оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы
полностью;
- все документы
отражены в соответствии с экономической
сущностью операции и по всем документам
произведен точный количественный и качественный
перенос данных в систему учета;
- все документы
зарегистрированы своевременно;
- все документы
зарегистрированы в соответствующих данной
хозяйственной операции учетных регистрах;
- каждый документ
принят к учету единожды.