Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Содержание

Введение 3
1. Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета 5
2. Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 6
2.1. Цели и задачи аудита 8
2.2. Оценка организационной системы бухгалтерского учета 11
2.3. Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления 13
2.4. Проверка системы документации и документооборота 15
2.5. Анализ и оценка учетной политики предприятия 18
3. Типичные ошибки и нарушения в организации бухгалтерского учета 24
4. Обобщение результатов проверки. 25
Заключение 26
Библиографический список 28

Работа содержит 1 файл

Аудит.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

2.1. Цели и задачи аудита

 

      Цель  аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации  бухгалтерского учета и учетной  политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

      Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

  • установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;
  • охарактеризовать системы документации и документооборота;
  • дать оценку учетной политики предприятия.

      В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руководители предприятия могут в зависимости  от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное  подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.

      В ходе проверки аудиторы на основании  изучения Положения о бухгалтерской  службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников  службы выясняют ее организационную  структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

      Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Основными факторами, влияющими на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий. В настоящее время все большее распространение получает автоматизированная форма учета, преимуществами которой является возможность оперативной обработки значительных массивов информации, реализация принципа однократного ввода информации в систему, возможность получения разнообразных отчетов по мере необходимости и за любой период времени. Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе появляется подразделение, которое занимается программным и техническим сопровождением компьютерных систем.

      Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

      В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки  сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.

      Особое  внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной  политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается  соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

      Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

      -    рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учета  и отчетности;

      -   формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов  хозяйственной деятельности, по  которым не предусмотрены типовые  формы первичных учетных документов, а также формы документов для  внутренней бухгалтерской отчетности;

      -    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

      -    методы оценки активов и обязательств;

      - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

      -    порядок контроля за хозяйственными  операциями;

      -    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

      Анализ  аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в  Положениях об учетной политике указанные  элементы только обозначены, а их подробная  характеристика отсутствует. Это приводит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.

      Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательством:

      -   неизменность принятой методики  отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;

      -   полнота отражения за отчетный  период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его  инвентаризации;

      -   правильность отнесения доходов  и расходов к отчетным периодам;

      -   строгое разделение текущих затрат  и капитальных вложений;

      -   тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и синтетического учета;

      -   использование метода двойной  записи;

      - разделение хозяйственной деятельности  предприятия на отчетные периоды  (месяц, квартал и год);

      -   соблюдение имущественной обособленности  предприятия;

      -   предположение о непрерывности деятельности предприятия.

      Несоблюдение  названных правил приводит к искажению  картины имущественного и финансового  положения предприятия и должно рассматриваться аудиторами как  неправильное ведение бухгалтерского учета.

      Если  при изучении Положения об учетной политике будет установлено, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:

      -   изменения законодательства Российской  Федерации или нормативных актов  по бухгалтерскому учету;

      -    разработки предприятием новых  способов ведения бухгалтерского  учета, направленных на более  достоверное представление фактов  хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;

      -  существенного изменения условий  деятельности, которое связано с  реорганизацией, сменой собственников,  изменением видов деятельности.

      Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения руководителем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

      В развитие учетной политики предприятия  могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

      Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.

2.2. Оценка организационной системы бухгалтерского учета

 

      В ходе проведения аудиторской проверки аудитор должен внимательно изучить  организацию системы бухгалтерского учета.

      Система бухгалтерского учета является и объектом, и составной частью системы внутреннего контроля, поскольку система двойной записи, применяемая в бухгалтерском учете, уже сама по себе является одним из средств контроля. Однако необходимы и другие средства внутреннего контроля, способствующие достижению таких целей, как:

  • осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;
  • своевременный учет всех операций и прочих событий в точных величинах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды, с тем чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;
  • сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, через разумные промежутки времени и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.

      Понимание функционирования системы бухгалтерского учета, способов и методов его  ведения позволяет правильно  организовать процесс получения  аудиторских доказательств.

      Знакомство  с системой бухгалтерского учета  включает в себя изучение, анализ и оценку сведений об определенных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, в том числе:

  • учетной политике и основных принципах ведения бухгалтерского учета;
  • организационной структуре подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
  • распределении обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;
  • организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
  • порядке отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров;
  • порядке подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
  • роли и месте средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;
  • критических областях учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
  • средствах контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета.

Информация о работе Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия