Аудит оплаты труда

Автор: Катя Федотова, 08 Декабря 2010 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда: сегодня предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА УЧЕТА ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 5
§ 1. Цели, задачи и объекты аудита 5
§ 2. Нормативные документы, используемые при аудите 6
ГЛАВА 2 АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ 10
§ 1. Проверка расчетов по начислению заработной платы и аудит удержаний из заработной платы 10
§ 2. Аудит расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды 21
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ
27
§ 1. Определение последовательности проверки учета труда и заработной платы и расчет аудиторского риска 28
§ 2. Организация процесса аудиторской проверки 32
§ 3. Оформление материалов аудиторской проверки 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

    Удержанные  из заработной платы алименты должны быть в трехдневный срок со дня  выдачи зарплаты выданы взыскателю из кассы или переведены по почте.12

    На  сумму удержаний по исполнительным листам в бухгалтерском учете  должны быть сделаны следующие записи:

    Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» -- на сумму удержанных алиментов;

    Дт 76 Кт 50 «Касса» -- на сумму выданных алиментов;

    Дт 76 Кт 51 «Расчетный счет» -- на сумму перечисленных  алиментов почтовым переводом.

    Другой  наиболее распространенный вид удержания  – это удержания за причиненный  материальный ущерб. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации, предусматривается Трудовым Кодексом  РФ, а именно главой 39 «Материальная ответственность работника».

    Если  по решению руководителя (согласно приказа, распоряжения) организации выявленная недостача относится на виновных материально-ответственных лиц, то согласно ст.248 ТК РФ взыскание суммы материального ущерба с виновного работника должно производиться в сумме, не превышающей среднего месячного заработка. Причем распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.  Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его среднемесячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

    При погашении недостачи путем удержания  из заработной в бухгалтерии должна быть сделана следующая запись: Дт 70 Кт 73.2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Проверка  сводных расчетов по оплате труда

    При проверке правильности составления  учетных регистров аудитор должен быть готов к тому, что на различных  предприятиях применяются разнообразные  учетные регистры, что не должно осуждаться, если это обеспечивает полноту учетного процесса и удобно для самого предприятия.

    При проверке учетных  регистров должны быть охвачены следующие  вопросы:

  • обеспечивает ли совокупность учетных регистров полное отражение хозяйственных операций предприятия;
  • удобны ли для использования эти регистры и достаточно ли они наглядны, обладают ли большой информационной емкостью,
  • пригодны ли они для составления необходимой отчетности и для пользования в экономическом анализе;
  • увязаны ли они друг с другом и с Главной книгой, обеспечивая этим контроль полноты и правильности учетных записей.

    Перед тем как приступить к проверке сводных расчетов по оплате труда, аудитору необходимо проверить сводную ведомость  по заработной плате, которая представляет собой сводный расчет по начислению заработной платы и удержаний из нее.13 В сводной ведомости представлены коды (виды) начислений и удержаний и относящиеся к ним суммы. Кроме того, здесь отражается сумма, которая должна быть выдана работникам предприятия. При ее выдаче расчетно-платежная ведомость закрывается вместе со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    При проверке расчетно-платежной ведомости  аудитор построчно проверяет  расписки в получении денег и  суммирует выданную заработную плату. Против фамилий тех, кто не получил заработную плату, в графе «Расписка в получении» должен быть проставлен штамп или надпись от руки «депонировано». 14Расчетно-платежная ведомость в этом случае должна закрываться двумя суммами – выданной наличными и депонированной. На сумму депонированной заработной платы  в бухгалтерском учете предприятия делается следующая запись: Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Остаток денег из кассы должен быть сдан на расчетный счет, поскольку наличные деньги, взятые из банка, расходуются строго по целевому назначению.

    Если  не выданная ранее сумма заработной платы так и не была востребована в течение трех лет, предприятие  перечисляет ее в состав прибылей: Дт 76 Кт 99.

    После проверки сводной ведомости по заработной плате, а также бухгалтерского учета сумм депонированной зарплаты аудитор осуществляет проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате  труда» и корреспондирующих с ним счетов.

    При сплошной или выборочной проверке аудитору следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания отраженных в указанных регистрах хозяйственных операций и выявить случайные арифметические ошибки и случайные неправильные бухгалтерские записи (проводки) – для их устранения в дальнейшем, а также сознательные ошибки, т.е. бухгалтерские записи, произведенные в целях вуалирования и фальсификации отчетных данных.15

    В заключение  аудита расчетов по оплате  труда необходимо сверить обороты по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с данными журналов-ордеров корреспондирующих счетов.

      При журнально-ордерной форме  учета обороты по кредиту этого  счета (начисление заработной  платы) проверяют по данным  журналов-ордеров № 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по данным журналов-ордеров № 1 «Касса» и № 2 «Расчетный счет», № 8 (по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.). При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов соответствующих счетов.

    Затем сводные данные проверяют по Главной  книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям  как Главной книги, так и бухгалтерского баланса (ф. № 1) по ст. «Задолженность перед персоналом организации» и «Задолженность перед государственными внебюджетными» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).

§ 2. Аудит расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды

 

     С 1 января 2010 года был отменен единый социальный налог. Вместо него компании, в том числе применяющие спецрежимы, платят страховые взносы во внебюджетные фонды. Они рассчитываются по тому же принципу, что и ЕСН. Ставки для работодателей в 2010 году остаются на уровне 2009 года: в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, в ФФОМС  1,1%, ТФОМС 2,0%.

Аудит расчетов с Пенсионным фондом

    Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) образован  в целях обеспечения социального  страхования. Он предназначен для выплаты  государственных пенсий,  оказания материальной помощи престарелым и  нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов.16

    Приступая к проверке данного раздела бухгалтерского учета, аудитор сначала устанавливает правильность определения налоговой базы, которая регламентируется 24 НК РФ, а именно ст.237 НК РФ. При этом аудитору необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и ст.239 НК РФ. Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам.  Налоговая база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты), будет определяться как сумма доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

    Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы. Поэтому на данном этапе аудитору целесообразно проверить соответствие сроков уплаты страховых взносов в ПФР действующему законодательству.

    В заключение аудита расчетов с ПФР  аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок. Бухгалтерский учет расчетов с ПФР  ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению», к которому открывается субсчет 69.2 – «Расчеты по пенсионному обеспечению».

    По  кредиту счета 69.2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также  суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:

      счетами, на которых отражено  начисление оплаты труда, - в части  отчислений, производимых за счет  организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.2);

    счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт 69.2);

    счетом 99 «прибыли и убытки» - на сумму пеней  за несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.2);

    счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих  расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.2).

    По  дебету счета 69.2 должны отражаться перечисленные  суммы платежей (Дт 69.2 Кт 51).

Аудит расчетов с Фондом социального страхования

    Социальное  страхование распространяется на все  категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое  должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).17 Средства ФСС РФ расходуются на оплату больничных листов по болезни, беременности и родам, пособия на рождение ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособия на погребение, на оплату путевок в санатории и дома отдыха и другие выплаты.

       При проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п.3 ст.238 НК РФ)

    Далее аудитор определяет правильность применения размера взносов, который также  должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако  индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты взносы на социальное страхование не осуществляют.

    В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей. Бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию».

    По  кредиту счета 69.1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а  также поступление частичной  стоимости путевок и суммы, полученные в случае превышения соответствующих  расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:

      счетами, на которых отражено  начисление оплаты труда, - в части  отчислений, производимых за счет  организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.1);

    счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт 69.1);

    счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму пеней  за несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.1);

    счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих  расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.1).

    По  дебету счета 69.1 должны отражаться заключение перечисленные суммы платежей (Дт 69.1 Кт 51), а также суммы, выплачиваемые  за счет платежей на социальное страхование (Дт 69.1 Кт 70).

Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования

    Обязательное  медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской  и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям.18

    Т.к. медицинское страхование создано  с целью гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    Страховые взносы, направляемые предприятием в  ФОМС РФ определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.

Информация о работе Аудит оплаты труда