Аудит операций с денежными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.

Для выполнения указанной цели необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитического учета.

При изучении указанной темы мною были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятия и цели аудита в целом;
Обозначить наиболее важные вопросы, подлежащие изучению на стадии проведения предварительной проверки аудита денежных средств;
Оценить качество организации внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств;
Проверить порядок ведения операций с денежными средствами на предмет соответствия действующему законодательству;
Описать порядок и цель формирования отчета о движении денежных средств;
Дать краткую характеристику отчета по результатам проведенной проверки.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

      В соответствии с п. 18 Порядка ведения  кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, кассир должен:

  • в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки «Депонировано»;
  • составить реестр депонированных сумм;
  • в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.

   Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных  по другим основаниям. Выявление злоупотреблений  с депонированными суммами возможно путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета. В соответствии с Планом счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонентам». Кредитовый оборот по субсчету «Расчеты по депонентам» за период - невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы, дебетовый оборот - погашенная в течение периода задолженность по депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет депонированных сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.

   При наличии расхождений между документами  следует составить таблицу по прилагаемой форме (см. табл. 8).

Таблица 8 Ведомость  расхождений между платежными ведомостями  и реестром депонированных сумм

Ведомость Реестр  депонированных сумм Отклонение (+,-)
номер дата ФИО Сумма записи номер ФИО За  какой период Номер ведомости сумма

Важность аудита данного участка учета определяется значительным числом нарушений, которые следует исключить в учетной практике.

      Ниже  приводится список наиболее часто встречающихся  ошибок при аудите кассовых операций.

   Типичные  ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:

  1. Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.);
  2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);
  3. Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов;
  4. Списание сумм без оснований и по подложным документам;
  5. Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;
  6.     Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
  7. Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям;
  8. Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям;
  9. Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину;
  10. Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах;
  11. Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию (организации);
  12. Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя предприятия специальная комиссия;
  13. В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились;
  14. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
  15. На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга;
  16. В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляет.

Глава 3 Порядок завершения аудита денежных средств

3.1. Анализ отчета о движении денежных средств

 

    Отчет о движении денежных средств - это динамический отчет, который методами балансовых обобщений определенных хозяйственных операций отчетного периода объясняет в существенных аспектах поступление и выбытие реальных финансовых средств. В сравнении с балансом и отчетом о прибылях и убытках он ориентирован на раскрытие для внешних пользователей бухгалтерской отчетности дополнительных сведений о финансовом положении организации, которые не могут быть прямо или косвенно получены из каких-либо других составных частей отчетности.

    Информация  о движении денежных средств должна иметь статус самостоятельной отчетной формы, а не приложения к бухгалтерскому балансу по соответствующей статье.

    Аудитор проверяет увязку показателей остатков денежных средств на начало и конец  отчетного года по отчету о движении денежных средств с показателями бухгалтерского баланса (ф. №1).

    Если  организация имела остатки валюты на валютном счете или в кассе  на начало года, то равенства между  показателями бухгалтерского баланса (стр.260) на начало года и отчета о  движении денежных средств (стр.010) не будет. Это связано с тем, что остатки валюты на начало года при составлении отчета о движении денежных средств пересчитываются по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года, а в бухгалтерском балансе остатки валюты на начало года показываются в пересчете по курсу на 31 декабря предыдущего года.

    Проверка  формирования показателей проводится с использованием данных регистров  синтетического и аналитического учета  по счетам учета денежных средств, а  также приложенных первичных  документов, отражающих содержание операции. Аудитор также использует процедуру арифметических подсчетов для подтверждения данных отчетных форм.

Цель  составления отчета

    Пользователи  финансовой отчетности предполагают получить ограниченные по объему, но полезные, информационно насыщенные данные о состоянии и движении денежного капитала организации, которые в сочетании с показателями других форм отчетности:

  • отражают масштабы денежного оборота организации (откуда поступили денежные средства; каков характер их происхождения; на что они были направлены при их расходовании);
  • раскрывают обстоятельства того, как исполнены обязательства организации перед собственниками, деловыми партнерами, государством и персоналом. Погашение обязательств позволяет оценить текущую ликвидность и долгосрочную платежеспособность организации;
  • показывают способность организации к генерированию денежных средств в результате совершения хозяйственных операций и тем самым представляют уровень кредитоспособности организации, возможности реализации проектов по расширению масштабов деятельности организации (путем инвестиционного проектирования, бюджетирования капитала, контроля кассовых смет). Сведения о денежном обороте помогают оценить способность организации и в будущем обеспечить превышение притока денежных средств над их оттоком;
  • позволяют установить причины и размеры расхождений между приростом денежных средств и чистой прибылью организации; обеспечить ясную связь между доходами, расходами, запасами, задолженностью, поступлением и расходованием денежных средств. Это поможет оценить условия привлечения денежного капитала, размеры иммобилизации денежных средств, а также рассмотреть последствия недоходообразующих внутренних денежных оборотов организации;
  • позволяют контролировать процесс обслуживания долговых обязательств и создания необходимых резервов по погашению основной суммы долга (образование погасительных фондов, фондов для выкупа и т.п.).

    В условиях рынка контролю за своевременностью и полнотой исполнения платежных  обязательств организации по обязательным платежам и денежным обязательствам придается особое значение. Несоблюдение последних неизбежно приводит организацию к банкротству. 

 

Форматы отчета о движении денежных средств (методы балансовых обобщений денежных потоков)

    Как в случае прямого, так и косвенного методов балансирования денежных оборотов информация о финансовой и инвестиционной деятельности организации раскрывается практически идентично. В силу этого обстоятельства значительно сближается содержание отчетов, подготовленных по различным версиям балансирования денежных потоков. Основное различие состоит только в раскрытии поступлений и расходовании денежных средств от операционной деятельности.

    Как правило, показатели отчета о движении денежных средств именуются так  же, как в бухгалтерском балансе или регистрах. Однако для придания отчету универсального характера имеет смысл группировать материал по характеру операций, а не по названиям счетов бухгалтерского учета. Следует отметить, что в РФ до сих пор не предусмотрен какой-либо определенный метод составления отчета о движении денежных средств, но рекомендуемый формат отчета в составе приложений раскрывается в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

    При составлении отчета о движении денежных средств предпочтительно использовать прямой метод, так как при этом обеспечиваются:

  • раскрытие значимых источников поступления денежных средств и направлений их расходования;
  • связь с данными бухгалтерских регистров, отражающих валовые суммы основных компонентов денежных средств, полученных и выплаченных в ходе операционной деятельности;
  • сопоставимость порядка раскрытия денежных оборотов подобно тому, как это делается применительно к финансовой и инвестиционной деятельности; возможность расширения минимального объема информации за счет детализации расшифровок из аналитического учета.

    Косвенный метод балансирования денежных потоков  признается равноправным с прямым методом  составления отчета. Информация о  денежных оборотах, обусловленных операционной деятельностью, считается раскрытой, если отчет сформирован по прямому или косвенному методу. Однако при этом приходится иметь в виду, что несмотря на совпадение конечных значений чистого прироста денежных средств от операционной деятельности существо раскрываемых показателей различно. При использовании прямого метода балансирования потоков денежных средств источники появления средств у организации и направления их использования в погашение обязательств непосредственно ясны и не требуют каких-либо комментариев.

    Косвенный же метод балансирования денежного  оборота ориентирован, прежде всего, на раскрытие взаимосвязи прироста ликвидности с показателями чистой прибыли, изменения показателей в бухгалтерском балансе и в отчете о прибылях и убытках. В данном случае этот фрагмент отчета о движении денежных средств обладает не столько относительной самостоятельностью, сколько рассматривается в качестве приложения-расшифровки взаимосвязи отчетных показателей различных форм бухгалтерской отчетности. Эта особенность косвенного метода составления отчета широко используется в бюджетировании и сметном планировании денежных потоков, в оценке эффективности инвестиций, а также при формировании отчетных показателей в промежуточной, а не годовой отчетности.

 

3.2. Оформление отчета по результатам проведения проверки операций с денежными средствами.

  По результатам  проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения  и рекомендации для их исправления.

Отчет может  быть в виде тестов или текста с  приложением рабочих листов в  виде таблиц, приведенных выше.

     Отчет должен выражать мнение аудитора о  достоверности данных по строке 261 баланса  «Денежные средства в кассе», строке 262 баланса «Денежные средства на расчетных счетах», строке 263 баланса  «Денежные средства на валютных счетах», строке 264 баланса «Прочие денежные средства» бухгалтерского баланса.

  В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего  контроля над наличием и движением  денежных средств организации.

Ниже приведем пример программы внутреннего контроля:

Цели  и участники внутреннего  контроля.

   Цели  внутреннего контроля денежных поступлений  состоят в обеспечении:

  • приема в полном объеме всех поступлений независимо от их источника;
  • правильной классификации всех поступлений и отражения их в учетных регистрах;
  • своевременной сдачи в банк всех денежных поступлений для занесения их на расчетный счет;
  • недопущения убытков, которые могут возникнуть как в результате злоупотребления, так и непреднамеренно.

   Например, схема учета денежных поступлений  в организациях торговли представлена ниже:

Информация о работе Аудит операций с денежными средствами