Аудит операций с денежными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.

Для выполнения указанной цели необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитического учета.

При изучении указанной темы мною были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятия и цели аудита в целом;
Обозначить наиболее важные вопросы, подлежащие изучению на стадии проведения предварительной проверки аудита денежных средств;
Оценить качество организации внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств;
Проверить порядок ведения операций с денежными средствами на предмет соответствия действующему законодательству;
Описать порядок и цель формирования отчета о движении денежных средств;
Дать краткую характеристику отчета по результатам проведенной проверки.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

    проведение  аудита в среде компьютерной обработки  данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);

    оценка  риска искажения бухгалтерской  отчетности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при  выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);

    контроль  качества работы в ходе проведения аудита («Внутрифирменный контроль качества аудита»).

    К концу проверки руководитель аудиторской  группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской  отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

    Заявление об ответственности заказчика имеет  очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему  подписанное заявление об ответственности  в случае ограничения допуска к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности документы, сведения и информация.

Завершение и  оформление результатов аудита.

    Обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. На заключительном этапе аудиторского процесса составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.

    После окончания проверки годовой бухгалтерской отчетности аудитор оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчетность существенные искажения и неточности.

    Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую  отчетность, т.е. в какой степени  отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.

    Обобщив всю полученную информацию, аудитор  формирует свое мнение о достоверности  отчетности и выражает его в форме  аудиторского заключения - безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении.

    Подготовка  письменной информации аудитора и аудиторского заключения. По итогам проведенной  аудиторской проверки годовой бухгалтерской  отчетности аудиторская фирма представляет «Письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита». В отличие от аудиторского заключения она имеет более ограниченный круг пользователей - руководство (собственников) экономического субъекта.

    Письменная информация (аудиторский отчет) - это результат работы аудитора, который предоставляется заказчику. Заказчик на основании аудиторского отчета оценивает качество его деятельности.

 

1.2. Предварительная  подготовка к аудиторской  проверке операций  с денежными средствами.

      Целью аудиторской проверки операций  на расчетном, валютном и других  счетах в банке является формирование  мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности по разделу «Денежные  средства» и соответствии применяемой  методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

    При проверке правильности отражения в  бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки  по денежным счетам в Главной книге  с балансовыми данными, а затем  с регистрами бухгалтерского учета.

      До  заключения договора на аудиторскую  проверку осуществляется предварительное  планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной  экспертизой состояния дел клиента.

      На  стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

  1. Сколько касс в организации;
  2. Имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:
  • Денежные средства перечисляются на счет в банке. Кассир структурного подразделения получает денежные средства и приходует их в кассу структурного подразделения.
  • Денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;
  • Денежные средства перевозятся уполномоченными лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровождать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно.
  • Инкассация – перевоз денежных средств специальными организациями.
  1. Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;
  1. Какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);
  2. Сколько расчетных счетов у организации;
  3. Осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации;

После проведения предварительной экспертизы аудиторская  организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

 

ГЛАВА 2 АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1. Программа проведения проверки кассовых операций.

    Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

  • инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
  • проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);
  • проверка правильности документального оформления операций;
  • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
  • аудиторская проверка правильности списания денег;
  • проверка соблюдения кассовой дисциплины;
  • проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
  • оформление результатов проверки.

    При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

    - отсутствие в организации постоянно  действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

    - наличие признаков формального  проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной  комиссии);

    - отсутствие в организации приказа  руководителя, устанавливающего периодичность  проверок кассы;

    - отсутствие в штате кассира,  когда эти функции возложены  на другого работника без письменного  распоряжения руководителя организации;

    - отсутствие договора о полной  материальной ответственности с  кассиром;

    - предоставление права подписи  приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

    Низкая  оценка эффективности внутреннего  контроля потребует увеличения объемов  аудита и усиления внимания к данному участку проверки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Аудиторская проверка кассовых операций.

    В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40 и Положением Банка России от 05.01.98 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утв. ЦБР 19.12.97г. (с изменениями и дополнениями от 22.01.99 г., 31.10.02г.) все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

    Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как  правило, в безналичном порядке  через банки или применяют  другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

  Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

  Движение  денежных средств отражается в бухгалтерских регистрах и финансовой отчетности организации:

  • журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;
  • Главная книга;
  • баланс предприятия (ф. № 1), 2-й раздел актива;
  • Отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

   В целях  проведения аудиторской проверки кассовых операций необходимо проверить и  проанализировать следующие документы:

  1. Кассовая книга;
  2. Отчеты кассира;
  3. Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);
  4. Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;
  5. Выписки банка;
  6. Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;
  7. Чековые книжки;
  8. Хозяйственные договоры (в том числе с банками);
  9. Договоры о материальной ответственности;
  10. Документы по ККМ;
  11. Книги кассира-операциониста ;
  12. Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;
  13. Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;
  14. Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;
  15. Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
  16. Приказы руководящего органа;
  17. Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;
  18. Учетная политика в части документооборота.

    В первую очередь, надо проверить наличие  с кассиром договора о полной материальной ответственности в соответствии с п.32 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40, в котором сказано, что после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в РФ, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.

    Кассир  в соответствии с действующим  законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Информация о работе Аудит операций с денежными средствами