Аудит операций по учету основных средств и нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:49, реферат

Описание работы

При аудиторской проверке особое внимание надо уделять операциям по учету основных средств и нематериальных активов, так как их сохранность и эффективность использования оказывает влияние на повышение производительности труда, снижения себестоимости товаров (работ, услуг), увеличения объемов производства, повышения рентабельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Аудит операций по учету основных средств и нематериальных активов.doc

— 110.50 Кб (Скачать)


Аудит операций по учету основных средств и нематериальных активов

 

При аудиторской проверке особое внимание надо уделять операциям по учету основных средств и нематериальных активов, так как их сохранность и эффективность использования оказывает влияние на повышение производительности труда, снижения себестоимости товаров (работ, услуг), увеличения объемов производства, повышения рентабельности предприятия.

 

Основными нормативными документами, регулирующими учет основных средств и нематериальных активов, являются:

- постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001г. № 187/110/96/18 «Об утверждении положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов»;

- постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001г. № 127 «Об утверждении инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств»;

- Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 г. № 118 (в ред. постановления Минфина от 26.12.2003 N 183);

- Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 г. № 118 (в ред. постановления Минфина от 31.03.2003 N 48);

- Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»;

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 г. № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов»;

- Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы, утвержденный постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 г. № 186;

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета»;

- другие нормативные документы и правовые акты.

 

Основными задачами аудита основных средств и нематериальных активов, являются проверки:

- сохранности основных средств и нематериальных активов;

- правильности оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств и нематериальных активов;

-правильность оценки объектов основных средств и нематериальных активов;

- правильность начисления и отражения в учете амортизации основных средств и нематериальных активов;

- правильности отчисления затрат на ремонты основных средств;

- технического состояния и использования основных средств;

- правильность исчисления и уплаты в бюджет налога на недвижимость.

 

При аудиторской проверке основных средств и нематериальных активов используются следующие источники информации: акты о приеме-передаче объекта основных средств формы ОС-1; акты о приеме-передаче групп объектов основных средств формы ОС-1а; накладные на внутреннее перемещение объектов основных средств формы ОС-2; акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы ОС-3; акты о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) формы ОС-4; акты о списании автотранспортных средств формы ОС-4а; акты о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) формы ОС-4б; инвентарные карточки учета объекта основных средств формы ОС-6; инвентарные карточки группового учета объектов основных средств формы ОС-6а; инвентарная книга учета объектов основных средств формы ОС-6б; акты о приеме (поступлении) оборудования формы ОС-14; акты о приеме-передаче оборудования в монтаж формы ОС-15; акты о выявленных дефектах оборудования формы ОС-1; акты о приеме нематериальных активов формы НА-1; инвентарные карточки учета нематериальных активов формы НА-2; акты инвентаризации формы инв.-1; сличительные ведомости результатов инвентаризации основных средств формы инв.-18; разработочные таблицы по начислению амортизации основных средств и нематериальных активов; договора на приобретение объектов основных средств и нематериальных активов; журналы-ордера; бухгалтерские балансы; формы статистической отчетности и другие.

 

В приведенных первичных документах, учетных регистрах и формах отчетности содержится информация по учету движения основных средств и нематериальных активов, необходимых для проведения аудиторской проверки.

 

Аудит операций по учету основных средств и нематериальных активов условно можно разделить на следующие этапы:

- проверка сохранности основных средств и нематериальных активов;

- аудит операций по поступлению и выбытию основных средств и нематериальных активов;

- аудит правильности начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

- аудит операций по ремонту основных средств;

- аудит лизинговых операций у лизингодателя;

- аудит лизинговых операций у лизингополучателя;

- аудит операций исчисления и уплаты в бюджет налога на недвижимость.

 

Приступая к проверке сохранности основных средств, следует вначале проверить соответствие данных аналитического учета основных средств к остаткам на определенную дату по синтетическому учету. С этой целью инвентарную книгу учета объектов основных средств формы ОС-6б необходимо сопоставить с остатком по счету 01 «Основные средства» в Главной книге. При выявлении расхождений между данными аналитического и  синтетического учета надо установить их причины. На следующем этапе проверки надо установить, все ли объекты основных средств  закреплены за материально ответственными лицами. Одновременно следует проверить состояние учета, наличие и движение основных средств в аналитическом учете в бухгалтерии и у материально ответственных лиц. Надо проверить, все ли формы первичных документов применяются в учете, правильно ли они заполняются и сохраняются.

 

Сохранность основных средств контролируется с помощью проведения инвентаризаций. С этой целью в первую очередь надо проверить соблюдение действующего порядка проведения инвентаризации основных средств, для этого надо рассмотреть материалы последней инвентаризации. Качество инвентаризации основных средств определяется соблюдением установленного порядка и средств проведения, правильностью оформления, подведения итогов инвентаризации и принятия решений по выявленным недостаткам и излишкам. Следует проверить акты инвентаризации формы инв.-1, сличительные ведомости результатов инвентаризации основных средств формы инв.-18. Если в результате инвентаризации выявлены недостатки и излишки, надо проверить правильность отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

 

На следующем этапе проверки следует ознакомиться в натуре с сохранностью основных средств на местах их хранения и эксплуатации путем осмотра объектов основных средств. Необходимо установить, на всех ли объектах основных средств имеются инвентарные номера, как обеспечивается их сохранность. Фактическая проверка состояния сохранности основных средств дополняется контрольной инвентаризацией отдельных объектов. Особое внимание надо обратить на объекты основных средств без инвентарных номеров, не закрепленные за материально ответственными лицами, числящиеся под одним инвентарным номером, преждевременно списанные под видом изношенных и непригодных к эксплуатации.

 

В ходе проверки надо также обратить внимание на сохранность излишних, ненужных, бездействующих и находящихся в запасе основных средств.

 

Аудит операций по поступлению и выбытию основных средств необходимо проводить сплошным методом. Приступая к проверке операций по поступлению основных средств, аудитор должен знать, что они  могут поступать в результате:

- строительства (сооружения) хозяйственным или подрядным способом;

- приобретения за плату у юридических и физических лиц;

- внесения основных средств учредителями предприятия в виде вклада в уставный фонд по договорной цене;

- безвозмездного получения от других предприятий и лиц, а также в качестве субсидии правительственного органа;

- в обмен на другое имущество;

- в иных случаях, установленных законодательством.

 

  При проверке устанавливается правильность оформления первичной документации по учету поступления основных средств. Полнота и своевременность оприходования основных средств определяется путем сопоставления даты отражения операций в журнале-ордере с датами, указанными в первичных документах (акты о приеме-передаче объекта основных средств формы ОС-1; акты о приеме-передаче групп объектов основных средств формы ОС-1а).

 

На следующем этапе проверки надо установить, правильно ли определяется первоначальная стоимость объектов основных средств.

 

При этом аудитор должен знать, что первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая: услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств, включая регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; таможенные платежи; расходы по страхованию при перевозке; проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам); курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками); расходы, связанные с покупкой валюты для расчетов с поставщиками (подрядчиками); погрузочно-разгрузочные работы; налоги, если иное не предусмотрено законодательством; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию.

 

Первоначальная стоимость объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации, устанавливается в денежной оценке, согласованной учредителями на дату подписания учредительных документов.

 

В случаях, предусмотренных законодательством, основные средства подлежат экспертной оценке.

 

Первоначальная стоимость объектов основных средств, полученных от других организаций безвозмездно, а также в качестве субсидии Правительства Республики Беларусь, формируется исходя из рыночной стоимости на дату их оприходования.

 

Первоначальная стоимость объектов основных средств, полученных от физических лиц, формируется исходя из рыночной стоимости, а в случае невозможности оценки по рыночной стоимости - по соглашению сторон.

 

Данные о действующей на дату оприходования основных средств стоимости должны быть подтверждены документально, в том числе путем предоставления экспертного заключения.

 

Первоначальной стоимостью объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском учете передающей стороны.

 

При проведении проверки надо установить, все ли затраты включены в первоначальную стоимость объектов основных средств.

 

Если организация приобретала автотранспортные средства и уплачивало 5-% налог на их приобретение, надо проверить правильно ли указанный налог отражен на четах бухгалтерского учета. При этом аудитор должен знать, что данный налог относится на увеличение первоначальной стоимости автотранспортных средств.

 

На следующем этапе проверки следует ознакомиться с организацией аналитического учета основных средств.

 

При проверке поступления основных средств надо установить, правильно ли отражены записи на счетах бухгалтерского учета. При этом аудитор должен знать, что отражение операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с поступлением основных средств, зависит от источников их поступления. При любом поступлении имущества (приобретение за плату, вклад в уставный фонд, безвозмездное поступление и т.д.), зачисляемого впоследствии в состав основных средств, затраты учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». При проверке надо установить, имело ли место поступления основных средств безвозмездноот других организаций и лиц, а также в качестве субсидий бюджета. Аудитор должен знать, что основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также  за счет бюджетных средств отражаются следующими записями:

Информация о работе Аудит операций по учету основных средств и нематериальных активов