Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 07:25, курсовая работа
Существенность и аудиторский риск. Организация аудита товарно-материальных запасов. Аудит материальных запасов на складе и в бухгалтерии. Анализ эффективности использования материальных запасов.
Обследование складов и мест хранения материальных ценностей осуществляется с целью выяснения их пригодности для использования по назначению, соблюдения правил хранения ценностей и противопожарной безопасности, наличия сигнализации, весового хозяйства, других измерительных приборов и т.д.
Важным условием обеспечения сохранности материальных ценностей является правильно организованная охрана. Контроль ее состояния начинается с внезапной проверки внутреннего контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей на предприятии, а именно: соблюдения установленного порядка оформления и регистрации пропусков работникам охраны, своевременности возврата ими в бухгалтерию использованных пропусков, выполнения других условий.
Здесь встречаются разные нарушения:
- вывоз материальных ценностей по одним пропускам дважды;
- вывоз материальных ценностей по пропускам, подписанным лицами, не имеющими на это право;
- вывоз материальных ценностей по устным разрешениям и запискам и т.д.
Проверка пропускной системы должна осуществляться с учетом производственных взаимосвязей между отдельными территориально обособленными специализированными цехами. Оформляемые пропуска на вывоз сырья и полуфабрикатов в порядке внутренней кооперации требуют от работников предприятия тщательного контроля.
При выявлении нарушений и злоупотреблений в производственной деятельности цехов (неполном оприходовании производственной продукции, приписках, хищениях, искажениях в учете) пропуска используются в качестве источника контроля. Их данные сопоставляются с фактическим количеством, ассортиментом, качеством и стоимостью вывезенных материальных ценностей.
Обследовав складское хозяйство, аудитор должен подготовиться к проведению инвентаризации производственных запасов на складах и в эксплуатации. Перед началом работы аудитор договаривается с руководителем предприятия о создании инвентаризационной комиссии. Руководитель дает соответствующее распоряжение (приказ) и вручает его текст членам инвентаризационной комиссии, а представителю комиссии передает контрольный пломбир.
В состав инвентаризационной
комиссии, помимо материально-
Некоторые аудиторы делают ошибку, когда принимают решение по какой-либо причине проводить инвентаризацию в отсутствие материально-ответственных лиц. Если в результате проверки будет выявлена недостача материальных ценностей, то материально-ответственное лицо может впоследствии оспорить результаты инвентаризации и не признать факт недостачи.
Когда материально-
Аналогичные расписки берутся у лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение материалов, или доверенности на их получение. После этого комиссия приступает к проверке наличия материальных ценностей путем взвешивания, пересчета или перемеривания.
Бывают случаи, когда аудитор сам подсчитывает и взвешивает материальные ценности, а счетный работник или материально-ответственное лицо в это время производит соответствующие записи. Этого делать не следует. Аудитор должен следить за правильностью проведения работы и сам проконтролировать результаты проверки. Во избежание недоразумений записи результатов ведет и материально-ответственное лицо. Указанные записи периодически сверяются.
Результаты инвентаризации по каждому виду материалов фиксируются в инвентаризационных описях составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, ответственным за их сохранность. В описях материальные ценности отражаются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Бывают случаи, когда аудитор не включает в инвентаризационную опись материальные ценности, которые по заявлению материально-ответственных лиц, якобы не принадлежат данной организации, а находятся временно у нее на хранении. По таким материалам комиссия должна составить отдельную опись, а затем выяснить, кому данные ценности принадлежат и почему хранятся на складе другой организации.
Особое внимание при проверке комиссия должна обращать на номера, марки и наименование материалов. Известны случаи, когда проверяющие, сличая номера и марки, указанные в паспортах с данными приходных документов, обнаруживали факты замены нового оборудования на бывшее в употреблении или более дорогостоящего на менее дорогое.
При проверке некоторых материальных ценностей рекомендуется проводить отбор проб. Их следует отбирать в двух экземплярах и опечатывать. Один экземпляр пробы в соответствующей посуде передают в лабораторию для анализа, второй оставляют в организации под расписку, которую отдают проверяющему.
На отобранные для анализа пробы составляют акт, в котором указывают наименование организации, вес (объем) пробы, место отбора, температуру воздуха в месте хранения. Акт отбора проб подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица.
По данным инвентаризациям составляют описи, которые подписывают члены инвентаризационной комиссии, а материально-ответственные лица, кроме того, по каждой описи дают расписку примерно следующего содержания: «Все ценности поименованные в настоящей инвентаризационной описи комиссией проверены в натуре в моём присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
Оформленную опись аудитор
передает в бухгалтерию
для составления
Аудитор должен проверить правильность составления сличительной ведомости бухгалтерией предприятия и соответствие записей, внесенных в нее работниками бухгалтерии, бухгалтерским данным.
Неотъемлемой частью контроля сохранности материальных ценностей на складах предприятия является проверка складского учета. Практика работы показывает, что основные нарушения в ведении складского учета состоят в наличии отрицательных переходов остатков («красное» сальдо) по видам материальных ценностей, отсутствии записей о поступлении материалов по отдельным приходным документам, расхождении между данными карточек складского учета и бухгалтерского учета, завышении количества списываемых документов, неправильном подсчете остатков и т.д.
«Красное» сальдо свидетельствует о неполном или несвоевременном оприходовании поступивших материальных ценностей, списании завышенного количества материалов в производстве против фактически отпущенного, оформлении бестоварных документов на расход материалов, неправильном подсчете переходящих остатков и т.д.
Отрицательные и переходящие
Отдельные приходные
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально-ответственным лицом. На эту должность не должны приниматься лица, имевшие судимость за растраты, хищения и не оправдавшие доверие на прежних работах. Кладовщика принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером предприятия. От занимаемой должности он может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.
Аудитор должен уточнить:
- наличие заключенных письменных договоров с кладовщиками о полной индивидуальной материальной ответственности;
- состояние
контроля за деятельностью
материально-ответственных
- наличие номенклатуры (ценников);
- соблюдение режима работы складов.
Основное внимание его должно быть уделено проверки соблюдения правил хранения материальных ценностей на складах и состоянию введения складского учета.
В соответствии с установленными правилами материальные ценности на складах размещаются по секциям, а внутри них - по группам, типо - и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, в ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю приемку и отпуск ценностей, а также контроль за соответствием фактического наличия их установленным нормам запасов (лимиту).
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материала. В ярлыке указывает наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материала.
Учет движения и остатков материала осуществляют в карточках складского учета материала. На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка, поэтому такой учет называют сортовым и осуществляют его в натуральном выражении.
Первичные документы после записи их данных в карточке складского учета передают в бухгалтерию. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименования и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также на подотчетных предприятиях (пункты, отделения, заводы) материально-ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете, и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержаться сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают и расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.