Аудит материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проверка правильности учета материальных запасов и выработка рекомендаций по устранению ошибок в учете и более рациональному ведению учета.

Для достижения этих целей в работе поставлены следующие задачи:

•изучить теоретические аспекты темы;
•проанализировать технико-экономические показатели;
•рассмотреть порядок, своевременность и точность отражения в учетных регистрах: поступление, перемещение и списание ТМЦ;
•разработать рекомендации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы аудиторской деятельности 6
1.1 История возникновения аудита 6
1.2 Цели и задачи аудиторской проверки 8
1.3 Информационная база для аудита материально-производственных запасов 11
1.4 План и программа аудиторской проверки 14
2. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ЗАО «ВИНСАДСКОЕ» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. План и программа аудита 28
2.3 Проверка учета материально – производственных запасов 35
Заключение 43
Список используемой литературы 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

           Приступая к проверке, аудитору необходимо получить информацию о выбранных способах и методах учета по данному участку проверки. В соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» в приказе об учетной политике должна содержаться информация о методологических аспектах учета МПЗ:

    • порядок учета приобретения (заготовления) МПЗ;
    • методы оценки МПЗ по их видам при списании;
    • порядок определения учетных цен.

     Руководство организации-клиента зачастую недооценивает  важность сведений, заложенных в учетной  политике, хотя выбор того или иного учетного принципа предопределяет финансовый результат. Отсюда возможны различного рода манипуляции и нарушения. Наиболее распространенными из них являются несоблюдение или непоследовательность применения выбранных способов учета.9

       Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:

    • доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) – применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица при получении материальных ценностей,  отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;
    • приходный ордер (ф. № М-4) – используется  для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;
    • акт о приемке материалов (ф. № М-7) – для оформления приемке материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;
    • лимитно-заборная карта (ф. № М-8) – применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;
    • требование-накладная (ф. № М-11) – используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответсвенными лицами;
    • накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) – применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;
    • карточка учета материалов (ф. № М-17) – предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;
    • акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) – применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.10

     К организационно-правовым документам и  другим материалам относятся:

    • протоколы заседаний Совета директоров, решений учредителей и других комиссий. Изучение этих документов для аудитора особенно важно, если при формировании или изменении величины уставного капитала организации в качестве вкладов были внесены сырье, материалы, а также, если  дивиденды или доходы выплачивались материальными ценностями;
    • отчеты аудиторов за прошлые годы;
    • договоры на поставку сырья, материалов, товаров и т.д.;
    • договоры о материальной ответственности.

     Достаточно  информативными могут оказаться  беседы аудитора с персоналом клиента обо всех изменениях в структуре руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются в рабочих документах.

     Информацию  для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в ф. №1 «Бухгалтерский баланс» – показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса; ф. №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» – разделы 3,9; пояснительной записке, прилагаемой к балансу. 11 
 
 

1.4 План и программа аудиторской проверки

 

     Начиная разработку общего плана и программы  аудита, аудиторская организация  должна основываться на предварительных  знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

     С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.12

     В процессе подготовки общего плана и  программы аудита аудиторская организация  оценивает эффективность системы  внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

     При подготовке общего плана и программы  аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская  организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

     Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

     Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

     Результаты  проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

     Общий план должен служить руководством в  осуществлении программы аудита.

     В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

     В общем плане аудиторская организация  должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

     а) реальные трудозатраты;

     б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

     в) уровень существенности;

     г)  проведенные оценки рисков аудита.

     В общем плане аудиторская организация  определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

     Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

     а) формирование аудиторской группы, численность  и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

     б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

     в) инструктирование всех членов команды  об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

     г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

     д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

     е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или

     иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.13

     Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

     Общий план аудиторской проверки

учета материально-производственных запасов 
 

Проверяемая организация

Период  аудита

Количество  человеко-часов

Руководитель  аудиторской группы

Состав  аудиторской группы:

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

ООО «Машиностроительный  завод»

С 01.01.2008 по 31.12.2008

320 

Викторов  И.Я.

Викторов  И.Я., Соколова В.В., Петрова И.В.

4% 

  1. Качественно – соответствие нормативным актам
  2. Количественно – 2%
   
№ п/п Планируемые

виды  работ (комплексы задач)

Период проведения Исполнители
1 Аудит операций по поступлению материальных ценностей Один раз  в квартал Соколова В.В.
2 Аудит аналитического учета движения материальных ценностей  на складах предприятия Один раз  в квартал Викторов И.Я.

Соколова  В.В.

3 Аудит учета  использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений Один раз  в квартал Петрова И.В.

Соколова  В.В.

4 Аудит сводного учета материальных ценностей Один раз  в квартал Викторов И.Я.
5 Проведение  анализа использования материальных ценностей Декабрь 2008 г. Викторов И.Я.

Соколова  В.В.

 

     Программа аудита является развитием общего плана  аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

     Аудитору  следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

     Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

     Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.14

     Аудиторские процедуры по существу включают в  себя детальную проверку верности отражения  в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.15

     В зависимости от изменений условий  проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

     Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности  экономического субъекта.

     По  окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. 
 
 

Программа проведения аудита производственных запасов 

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов