Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы определить:
- организационные основы деятельности малых предприятий в РК;
- организацию аудита малых предприятий в РК;
- особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий.
Задача курсовой работы:
- определить организацию учета на предприятиях малого бизнеса;
- определить аудит эффективности системы «малое предпринимательство-регион»;
- определить планирование аудиторских проверок на малых предприятиях РК.
Введение……………………………………………………………………..….…3
Глава1. Организационные основы аудиторской деятельности……………………………………………………………….……..5
1.1 Правовые основы функционирования малых предприятий в РК….…........5
1.2 Критерии отнесения организаций к малым предприятиям……………………………………………………………….……..8
1.3 Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса……………………………………………………………………………11
Глава 2. Организация аудита малых предприятий в РК…………………14
2.1 Особенности организации аудита малых предприятий…………..………14
2.2 Планирование аудиторских проверок на малых предприятиях…….……17
2.3 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий………………………………………………………..…………….20
2.4 Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона»…………………………………………………..………………………21
Заключение……………………………………….…………..…………………24
Список литературы…………………………….………………………………26
Приложение 1……………………………………………………………………27
Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать в договоре или письме-обязательстве условия проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", "Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг". Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п. п. 6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
Для целей правил (стандартов) аудиторской деятельности и при планировании соответствующих аудиторских процедур, аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Республики Казахстан.
Во время аудита малых экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:
а) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
в) вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
г) в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
д) если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);
е) при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности. Конкретная методика выполнения аудиторской работы выглядит примерно следующим образом:
1. Преддоговорная работа;
2. Назначение руководителя проверки;
3. Планирование аудиторской проверки;
4. Утверждение состава рабочей группы;
5. Проведение аудиторской проверки с оформлением рабочих документов аудитора в соответствии с внутрифирменными стандартами;
6. Формирование отчета по результатам аудиторской проверки и его согласование с аудируемым лицом;
7. Подготовка и утверждение аудиторского заключения;
8. Внутрифирменный контроль формирования «Дела клиента», аудиторского заключения и Отчета по результатам аудиторской проверки;
9. Архивирование документов аудиторской проверки.
Планирование является первоначальным этапом проведения аудита, состоит оно в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ графиков и сроков их проведения и т.д., а также в разработке программы аудита, определяющей объем аудитор процедур, кот необходимы для формирования объективного мнения о достоверности отчетности.
3 принципа планирования:
1. принцип комплексности – состоит во взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования
2. принцип непрерывности- выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и в увязке планирования по срокам, смежным организациям
3. принцип оптимальности- заключается в том, чтобы обеспечить вариантность д/возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы.
На этапе планирования аудитор должен собрать след инфор-ию:
1. о различных внешних факторах, кот влияют на деят-ть клиента и отражают эк ситуацию в стране или регионе в целом и ее отраслевые особенности
2. о внутренних факторах, связанных с индивид особенностями клиента
3. информация об организационно-управленческой структуре, системе внутреннего контроля, видах деятельности
4. о структуре капитала и курсе акций, об уровне рентабельности, о порядке распределения прибыли, о внутренних технологических особенностях.
5. о принципах формирования оплаты труда персонала.
Источники:
1. устав, документы о регистрации, протоколы заседаний собрания директоров, учредителей, собрания акционеров
2. документы, регламентирующие учетную политику, внутренние инструкции, документы, регламентирующие правовую и организационную структурую структуру, список филиалов дочерних организаций и т.д.,
3. бух, статистическая и налоговая отчетности
4. материалы налоговых проверок, судебных и арбитражных исков, отчеты аудиторов и консультантов
5. документы планирования деятельности, договоры и контракты клиента
6. сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом
7. информация, полученная при осмотре основных участков , (складов, цехов и т.д.) клиента.
На этапе предварит планирования оценивается сама возможность проведения аудита.
Второй этап- составление общего плана аудита. На этом этапе проводится оценка организации системы внутреннего контроля, предусматривается для того, чтобы оценить возможность использования резервов работы такой системы (т.е. возможность положиться на СВК).
2.3 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий
малый бизнес аудит
С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" (МСА № 500) и "Аналитические процедуры" (МСА № 520).
В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.
В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:
а) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;
б) упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
в) допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;
г) меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность;
д) влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.
При получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, аудиторской организации, в частности, следует рассмотреть:
а) обоснованность применения субъектом малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исходя из нормативных критериев, по которым субъекты малого предпринимательства подпадают под действие такой системы;
б) соблюдение субъектом малого предпринимательства порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;
в) правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода (исходя из соответствующего перечня расходов).
Использование компьютеров при аудиторской проверке малых экономических субъектов (в случае, когда такое использование имеет место) должно производиться в соответствии с разделом 8 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Проведение аудита с помощью компьютеров".
При формировании отчетности возникает необходимость изучения информации, относящейся ко всему периоду использования специального режима налогообложения.
2.4 Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона»
Устойчиво-воспроизводственный режим развития национальной экономики неразрывно связан с эффективным использованием ресурсов. При этом особую актуальность приобретает контрольная деятельность, осуществляемая аудиторами наряду с изучением законности совершаемых хозяйствующими субъектами (в том числе признаваемых малыми) финансово-хозяйственных операций.
Речь идет об аудите эффективности расходования государственных средств, который включен в Лимскую декларацию руководящих принципов контроля, принятую на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. Согласно Лимской декларации этот вид аудита направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства.
В систему государственного субсидирования вовлечено и малое предпринимательство, которое наряду с финансовыми потоками также получает право на освоение определенных объемов природных ресурсов, представляющих общенародное достояние. Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать в договоре или письме-обязательстве условия проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", "Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг". Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п. п. 6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. Малое предприятие может вести данную книгу в виде ведомости – открывая ее на месяц и при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам, или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае книга должна быть прошнурована и пронумерована, на последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которая завершается подписями руководителя и бухгалтера и ставится оттиск печати малого предприятия.
Для целей правил (стандартов) аудиторской деятельности и при планировании соответствующих аудиторских процедур, аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Республики Казахстан.
Система аудита эффективности представляет собой оценку экономичности, результативности и действенности использования государственных ресурсов при выполнении органами исполнительной власти и получателями бюджетных средств поставленных перед ними задач, касающихся стратегических социально-экономических программ и программ межведомственного характера.
В качестве составных элементов оценки эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства представляется логичным рассматривать экономичность, продуктивность и результативность бизнеса.
Экономичность функционирования субъекта малого предпринимательства может быть оценена с помощью показателя относительной экономии (перерасхода) ресурсов, авансированных в бизнес:
- трудовых ресурсов;
- финансовых ресурсов;
- средств труда (среднегодовая стоимость основных производственных фондов);
- предметов труда (материальных затрат).
Кроме того, могут использоваться качественные индикаторы оценки:
- трудоемкость единицы производства (продаж);
- коэффициент закрепления оборотных активов;
- фондоемкость основных производственных фондов;
- материалоемкость производства (продаж).
Указанные показатели за ряд лет аккумулируются в таблице; там же приводятся их относительные значения, характеризующие динамику за год (приложение 1.):
Заключение
Проведение внешнего аудита является одной из важнейших сторон деятельности любой организации, т.к. он призван, в первую очередь, проверить полноту и точность отражения в учёте и отчётности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации, а также проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учёта и составления отчётности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала, выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заёмных источников.