Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы определить:
- организационные основы деятельности малых предприятий в РК;
- организацию аудита малых предприятий в РК;
- особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий.
Задача курсовой работы:
- определить организацию учета на предприятиях малого бизнеса;
- определить аудит эффективности системы «малое предпринимательство-регион»;
- определить планирование аудиторских проверок на малых предприятиях РК.
Введение……………………………………………………………………..….…3
Глава1. Организационные основы аудиторской деятельности……………………………………………………………….……..5
1.1 Правовые основы функционирования малых предприятий в РК….…........5
1.2 Критерии отнесения организаций к малым предприятиям……………………………………………………………….……..8
1.3 Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса……………………………………………………………………………11
Глава 2. Организация аудита малых предприятий в РК…………………14
2.1 Особенности организации аудита малых предприятий…………..………14
2.2 Планирование аудиторских проверок на малых предприятиях…….……17
2.3 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий………………………………………………………..…………….20
2.4 Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона»…………………………………………………..………………………21
Заключение……………………………………….…………..…………………24
Список литературы…………………………….………………………………26
Приложение 1……………………………………………………………………27
Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в Республике Казахстан, является Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2005 года N 343 "О развитии рынка отдельных видов работ и услуг", предписанным Агентством Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса, с учетом требований законодательства принять меры по привлечению малого бизнеса в сферу оказания работ и услуг, предусмотренных утвержденным перечнем.
Также необходимо отметить следующие нормативные акты:
Закон Республики Казахстан от 19 июня 2007 года № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства»
Постановление Правительства РК от 23 апреля 2007 г № 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для государственных нужд".
Закон Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 135-I «Об индивидуальном предпринимательстве»
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 2 мая 2008 года N 2255 «О хозяйственных товариществах»
Закон Республики Казахстан от 22 апреля 2008 года N 220-1 «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»
Постановление Правительства РК от 21 августа 2001 г № 615 "Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках CHГ".
Приказ Министерства финансов РК от 21 декабря 2008 г. №64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". В приказе утверждены: рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства, формы бухгалтерского учета, возможность применения кассового метода и ряд других моментов, имеющих важное значение для организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
Важнейшая особенность малого предпринимательства -способность к ускоренному освоению инвестиций.
1.2 Критерии отнесения организаций к малым предприятиям
Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст. 10 Гражданского кодекса РК).
В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного показателя (месячный расчетный показатель устанавливается в республиканском бюджете, на 2011 год он определен в размере 1512 тенге).
Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.
В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Однако, коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере игорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства.
Субъекты малого бизнеса не могут также заниматься и некоторыми другими видами деятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовые формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства.
Например, накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытых акционерных обществ.
К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, удовлетворяющие следующим критериям:
В уставном капитале доля участия РК, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышает 25%.
Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, ив являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Обращаем внимание на то, что для признания организации субъектом малого предпринимательства не установлен стоимостной барьер (объем продаж, прибыли, имущества и т. д.).
Численность работников на малом предприятии в сельском хозяйстве не превышает 60 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Если малое предприятие в какой-либо период своей деятельности превысит эту численность, оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства на данный период и на последующие 3 месяца.
В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек); объем продаж продукции; балансовую стоимость имущества.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя.
В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:
Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.
Валюта баланса не более 2,5 млн евро.
Выручка от реализации не более 5 млн евро.
Среднее число занятых не более 50 человек.
Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.
Большинство стран Европейского союза уже приняли соответствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории.
Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РК. Определение субъективного понятия достоверности дано в Законе об аудиторской деятельности: под достоверностью следует понимать такую степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Степень такой точности аудитор определяет самостоятельно, руководствуясь правилами (стандартами) аудиторской деятельности и своим профессиональным суждением.
1.3 Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
Задачи бухгалтерского учета в малом предпринимательстве:
-совершенствование законодательной и нормативной базы.
-унификация и упрощение.
-учет регистров.
-упрощение рабочего плана счетов.
-совершенствование документооборота и минимизация количества бухгалтерских документов.
-сокращение форм отчетности.
-упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не являющихся значительно информативными для внешних пользователей.
-значительно упростить налогообложение, что позволит устранить рутинную работу бухгалтеров по бесконечным расчетам и перерасчетам налогов и т.д.
В настоящее время – эти проблемы нельзя называть решенными, но они в той или иной мере решаются. В стране были приняты основные законодательные и нормативные акты по поддержке малого предпринимательства (Закон Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства»).
В соответствии с п. 5 типовых рекомендаций (64-Н) малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций следующие формы документов:
1.Формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
2. Ведомственные формы.
3. Самостоятельно разработанные формы, содержащие обязательные реквизиты предусмотренные в Законе РК.
Применение упрощенной формы Б.У. рекомендуется типовыми рекомендациями с простым технологическим процессом производства товаров, работ, услуг и имеющим не более 100 хозяйственных операций в месяц. При этом малым предприятиям предлагается разработать собственный план счетов бухгалтерского учета на основе типового плана счетов.
Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Законом РК от 19 июня 2007 года N 131-1 – малым предприятиям рекомендовано вести Б.У. с применением единой журнально-ордерной формы «счетоводства».
Количество журнала-ордера определяется планом счетов организации. Месячные итоговые данные переносятся в главную книгу. Счета в главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов Бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета взаимной проверки произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса.
Главная книга и журнал-ордер дают полную развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета. Значение главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражений в Б.У. процесса хозяйственной деятельности организации, за соблюдением бухгалтерией установленной типовой корреспонденции счетов.
Применение журнально-ордерной формы учета, значительно упрощает технику Бухгалтерского учета.
При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, т.к. ряд журнально-ордерных ведомостей содержат в себе необходимые данные аналитического учета.
При ведении главной книги рекомендуют не вести оборотно-сальдовый баланс, а сразу же переносить данные в баланс. Однако на практике, если будет неравенство актива и пассива сложно найти ошибку, поэтому для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета следует составлять оборотно-сальдовый баланс и только затем на основании оборотно-сальдового баланса, учетных регистров и отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов.
Малые предприятия совершающие незначительное количество хозяйственных операций как правило не более 30 в месяц, не осуществляющие производство продукции, работ, услуг, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К-1 На ряду с книгой формы К-1 для учета расчетов по оплате труда с работниками, по налогу с доходов физ. лиц, с бюджетом и ЕСН малое предприятие обязано также вести ведомость учета заработной платы по форме В-8. Книга формы К-1 является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого уже можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга формы К-1 является одновременно и комбинированным регистром Б.У. который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.