Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:29, курсовая работа
Целью аудиторской проверки является рассмотрение порядка аудита лизинговых операций, обоснование путей совершенствования аудита лизинговых операций. Аудит лизинговых операций аудитором проводится в тех случаях, когда объем (размер) лизинговых платежей существенен или проверка предусмотрена договором.
Исходя из цели, задачами проверки исполнение договора лизинга, когда объект лизинга находится на балансе лизингополучателя, являются:
определение эффективности работы системы внутреннего контроля по операциям, отражающим учет лизинга у лизингополучателя;
проверка правильности документального оформления лизинговой сделки;
проверка операций по поступлению объекта лизинга на баланс лизингополучателя;
Введение 4
1 Роль и значение аудита операций по лизингу 7
1.1 Задачи и источники аудита лизинговых отношений 7
1.2 Составление плана и программы аудита лизинговых операций, расчет уровня существенности аудита 8
1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования 13
2 Аудит лизинга по операциям у лизингополучателя 16
2.1 Проверка документального оформления лизинговых операций 16
2.2 Проверка синтетического и аналитического учета операций по лизингу 18
2.3 Проверка учета НДС и принятия его к вычету по лизинговым операциям, и начисления амортизации по предмету лизинга 23
3 Заключительный этап аудита лизинговых операций 27
3.1 Составление аудиторского заключения о проверке операций по лизингу 27
3.2 Совершенствование аудита лизинговых отношений 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
N 75 «Инструкция о порядке
бухгалтерского учёта
Данным постановление
устанавливает единый
порядок отражения в
утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 г. № 127, в которой определяется порядок организации учёта основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учёта хозяйственных операций в коммерческих и некоммерческих организациях (исключая банки, иные небанковские финансово-кредитные организации, бюджетные организации), индивидуальных предпринимателей принявших решения о ведении бухгалтерского учёта. На основании данной инструкции и иных нормативно-правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь, регламентирующих учётную политику, организации разрабатывают локальные правовые акты, необходимые для организации учёта основных средств и контроля за их использованием [6].
Республики Беларусь от 4 июля 2010 г. № 865. Основным фундаментом для принятия постановления стал Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. N 104 "О признании утратившим силу некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам лизинга". Одной из основных целей данного постановления стало улучшения инвестиционного климата и упорядочения лизинговой деятельности в Республике Беларусь [14].
-Конвенция УНИРУА о Международном Финансовом лизинге (вступила в силу для Республики Беларусь 1 марта 1999 г.), регулирующая сделки финансового лизинга. Данный нормативный акт применяется:
Данная Конвенция может не применяться, только если каждая из сторон соглашения о поставке и каждая из сторон соглашения о лизинге согласится не применять ее.
Проблемы, касающиеся вопросов, регулируемых данной Конвенцией, но не урегулированных в ней полностью, должны разрешаться в соответствии с общими принципами, на которых она основана, или же, при отсутствии таких принципов, в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права.
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50.
Таким образом, главными задачами аудита лизинговых операций являются контроль соблюдения действующего законодательства, правильность отражения лизинговых сделок на счетах бухгалтерского учета. Главными источниками аудита лизинговых операций являются первичные документы по учету лизинга, регистры аналитического и синтетического учета по счетам 08, 18, 76 и др. и финансовая отчетность.
Важным этапом проведения аудита лизинговых операций является планирование, которое состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита и аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
Проверка документов связанных с отражением лизинговых операций у лизингополучателя начинается с проверки правильности оформления договора лизинга, который должен соответствовать предъявленным действующим законодательством требованиям:
-в договоре должны быть оговорены все существенные условия, присутствие которых придает договору юридическую силу и делает договор заключённым, к существенным условиям договора лизинга относятся:
- предмет
лизинга (его наименование, количественные
характеристики, позволяющие определенно
установить имущество,
- указание
на сторону, осуществляющую
- контрактная стоимость предмета лизинга;
- размер
либо порядок определения
- цена договора лизинга либо порядок ее определения;
- условия о сроке лизинга [14, п. 4].
ДП «» 21 сентября 2012 года заключила договор финансового лизинга с ООО «Сервис» № 31. Договор финансовой аренды, заключенный между двумя указанными выше предприятиями соответствует предъявленным действующим законодательством требованиям (Приложение А). В договоре оговорены все существенные условия, присутствие которых придает договору юридическую силу и делает договор заключённым:
В ходе экспертной оценки договора финансовой аренды № 31, направленной на выявление подделок в документах, не выявлено никаких: дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.п. Документ имеет одинаковый цвет бумаги печатный текст или чернила, каллиграфию письма или шрифт букв, устойчивые цифры и буквы.
На следующем
этапе необходимо аудитору учитывать,
что передача предмета лизинга лизингодателем
лизингополучателю должна быть оформлена
соответствующим актом сдачи-
При этом объект должен быть сдан лизингополучателю вместе со всеми принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.
Передача предмета лизинга(в данном случае- автобуса) в соответствии с условиями договора лизинга № 31 от 21 сентября 2012г. в ДП «» оформлена актом приемки-передачи имущества от 28.09.2012г. с приложенной технической документацией (Приложение В). В процессе проверки устанавливаются полнота и правильность составления акта этой формы: заполнение всех реквизитов, наличие заключение комиссии и подписей (с расшифровкой) председателя и членов приемочной комиссии, а также приемщика и сдатчика объекта основных средств. Оформленный акт должен быть утвержден руководителем организации. Поступление объекта(в данном случае автобуса) в ДП «завод» подтверждается путевым листом №320 от 28.09.12. (Приложение Е).
Формальная проверка акта приема-передачи объекта основных средств от 28 сентября 2012 г. показала, что данный первичный документ, по поступлению на аудируемое предприятие предмета лизинга, заполнен в соответствии нормами, установленными действующим законодательством Республики Беларусь. Никаких существенных искажений в первичных документах по поступлению предмета лизинга на предприятия не обнаружено [7, п. 5.1]. Подвергается также формальной проверки путевой листом №320 от 28.09.2012г. по поступлению предметов лизинга на предприятие. Проверка показала, что данный первичный документ соответствует формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также в нем заполнены все обязательные реквизиты.
Согласно
требованиям статьи 9 Закона Республики
Беларусь «О бухгалтерском учете
и отчетности» к таким
В ходе экспертной оценки перечисленных выше первичных документов по поступлению на проверяемое предприятие не было выявлено никаких подделок в данных документах.
Необходимо произвести логический анализ взаимосвязанных документов: акт сдачи- приемки предмета лизинга от 28 сентября 2012г., а также данных указанных в договоре лизинга № 31 от 21 сентября 2012г (Приложения А, Б). При наличии расхождений следует выявить их причины. При этом составляется следующая вспомогательная ведомость (таблица 4).
Таблица 4 – Вспомогательная ведомость проверки взаимосвязанных документов
Наименование предмета лизинга |
Стоимость предмета лизинга согласно, бел. руб. |
Отклонения, + (-) | |
Договор финансовой аренды № 31 от 21 сентября 2012г. |
Акт сдачи- приемки предмета лизинга, от 28 сентября 2012г. | ||
Автобус МАЗ 266270 2012 года выпуска |
548 608 800 |
548 608 800 |
0 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Результаты проверки показали, что никаких противоречий между проверяемыми документами, отражающими одну и ту же операцию нет. Операции, проводимые в контролируемом периоде, законны и целесообразны.
В течение срока договора лизинга объект лизинга является собственностью лизингодателя. В ходе дальнейшей проверки аудитор должен проверить правильность отражения лизинговых операций на счетах бухгалтерского учета.
Необходимо отметить, что проверка записей на счетах бухгалтерского учета является одним из ответственных вопросов при проведении аудита предприятия, ибо она служит делу обеспечения достоверности показателей форм бухгалтерской отчетности, с которой и снимается основная информация, характеризующая показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и дающая основу для принятия управленческих решений.
При сплошной
или выборочной проверке аудитору следует
оценить правильность указания в
учетных регистрах