Аудит кредитов и займов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – теоретическое исследование проведения аудита кредитов и займов.

Задачи:

Изучить теоретические основы учета и аудита кредитов и займов,
рассмотреть источники проверки,
изучить порядок проведения аудиторской проверки,
Описать типовые нарушения учета кредитов и займов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЪЕКТ ПРОВЕРКИ………………………………

5
2. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ………….
6
3. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА И ПРОГРАММЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ…………………………………………………
9
4. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ….. 14
5. АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ………………………………………… 16
6. ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ……… 19
7. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ АУДИТОРА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ………………
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Работа содержит 1 файл

АУДИТ КРЕДИТОВ.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  И НОРМАТИВНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ,

РЕГУЛИРУЮЩИЕ  ОБЪЕКТ ПРОВЕРКИ………………………………

 
5
2. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ  ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ………….  
6
3. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА И ПРОГРАММЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ…………………………………………………  
9
4. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ  АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ….. 14
5. АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ………………………………………… 16
6. ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ  УЧЕТА КРЕДИТОВ  И ЗАЙМОВ……… 19
7. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ  АУДИТОРА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ………………  
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 30
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время у большинства  предприятий возникает потребность  в заемных средствах, и они вынуждены обращаться за помощью к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства.

    Получение кредита – очень важный и ответственный  шаг для предприятия. Получив кредит (при разумном его использовании), предприятие имеет дополнительную возможность для своего дальнейшего развития и увеличения объемов производства продукции (работ, услуг). Ответственность же этого шага заключается в появлении новых обязательств.

    Несмотря  на кажущуюся простоту отражения  в учете предприятия полученных кредитов, при аудиторских проверках выявляется довольно большое количество ошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении кредитных отношений ,предприятия квалифицируют как получение кредита, получение заемных денежных средств от предприятий и организаций, не имеющих лицензий Центрального банка РФ на осуществление кредитных операций, так и при отражении в учете операций с заемными средствами и исчисление налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

    Отражение в учете полученного кредита  включает три следующие хозяйственные основные операции:

  • получение кредита;
  • возврат кредита;
  • начисление и уплату процентов за пользование кредитными средствами.

    По  первым двум хозяйственным операциям ошибки и нарушения встречаются реже, чем при отражении в учете процентов по  кредитам.

    Цель  настоящей работы – теоретическое исследование проведения аудита  кредитов и займов.

   Задачи:

  • Изучить теоретические основы учета и аудита кредитов и займов,
  • рассмотреть источники проверки,
  • изучить порядок проведения аудиторской проверки,
  • Описать типовые нарушения учета кредитов и займов.

      Структура работы включает в себя введение, семь глав, заключение, список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЪЕКТ ПРОВЕРКИ 

      Перечень  основной нормативной документации регулирующей учет кредитов и займов:

  1. Гражданский кодекс РФ, часть вторая.
  2. ПБУ 15/2001 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.2001г.№60н.
  3. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.06.2000г.№60н
  4. ПБУ 9/99 «Доходы организации» утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н.
  5. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н.
  6. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н.
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.
  8. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.02г. № 118-ФЗ. 
  9. Налог на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-фз
  10. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-фз (ред. от 03.11.2006) "о бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
  11. Приказ Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н (ред. от 18.09.2006) 
    "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01)"
  12. Письмо Минфина РФ от 05.04.2006 № 07-05-08/78  «По вопросу об отражении в бухгалтерском учете затрат по полученным займам и кредитам».

      Для осуществления аудиторской проверки учета кредитов и займов аудитору следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации:

  • «Аудиторские доказательства»;
  • «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»;
  • «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»;
  • «Аналитические процедуры»;
  • «Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности»;
  • «Аудиторская выборка»;
  • «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»;
  • «Применимость допущения непрерывности деятельности».
 
 

    2. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ 

      Каждая  аудиторская организация или аудитор, работающий самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» составляет общий план и программу аудиторской проверки предприятия.

      Для того чтобы включить в общий план аудита тот или иной раздел, аудитору следует получить для этого определенную информацию. Источниками получения такой информации являются:

  1. устав экономического субъекта;
  2. документы о регистрации экономического субъекта;
  3. протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
  4. документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
  5. бухгалтерская отчетность;
  6. статистическая отчетность;
  7. документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
  8. контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
  9. внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
  10. внутрифирменные инструкции;
  11. материалы налоговых проверок;
  12. материалы судебных и арбитражных исков;
  13. документы, регламентирующие производственную и организаторскую структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
  14. сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
  15. информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков и складов.

      Первичные документы. Предприятия и организации могут использовать различные первичные учетные документы – унифицированные первичные документы и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.

      При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют также:

      • выписка банка, если проценты снимаются  с расчетных, валютных и прочих счетов;

      • выписки банка по ссудному счету;

      • платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;

      • мемориальные ордера банка;

      • кредитные договора;

      • договоры займа;

      • договоры залога;

      • договоры страхования невозврата кредитов;

      • дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.

      Регистры  аналитического учета. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

      Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой счетоводства может использовать различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

      Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован по:

      • видам кредитов и займов (рублевый, валютный);

      • банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;

      • целевому назначению кредитов;

      • срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);

      • участию в расчете налогооблагаемой прибыли.

      Регистры  синтетического учета. Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной аудиторской проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства.

      Финансовая (бухгалтерская) отчетность. Она включает:

       бухгалтерский баланс – ф.№1;

       отчет о прибылях и убытках – ф.№2;

       отчет об изменениях капитала – ф.№3;

       отчет о движении денежных средств – ф.№4;

       приложение к бухгалтерскому балансу – ф.№5.

      Помимо  регистров бухгалтерского учета  и финансовой (бухгалтерской) отчетности источниками информации являются регистры налогового учета и налоговые декларации. 
 

      3. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА И ПРОГРАММЫ

      АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 

      В соответствии с пунктом 33 ПБУ 15/01 в  бухгалтерской отчетности организации должна отражаться информация о:

      • наличии и изменении величины задолженности по основным видам займов, кредитов;

      • величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

      • сроках погашения основных видов  займов, кредитов, других заемных обязательств;

      • суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

      • величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).

      При всем многообразии направлений использования  заемных средств можно выделить основные из них, среди которых –  капитальное строительство, приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов, осуществление финансовых вложений (т.е. всего того, что названо в ПБУ 15/01 инвестиционными активами), а также пополнение оборотных средств, необходимых для выплаты заработной платы работникам, приобретения материально-производственных запасов (работ, услуг), уплаты налогов и др.

      Заемные средства могут поступать на расчетные  и валютные счета, на специальные  ссудные счета, а займы – в  том числе и в кассу предприятия. Государство уделяет пристальное внимание регулированию кредитных операций, осуществляемых банками.

      Поскольку получение заемных средств порождает  необходимость начисления и уплаты процентов, а порядок отражения в учете процентов имеет множество особенностей, проверка достоверности статьи бухгалтерской отчетности «Кредиты и займы» является достаточно трудоемкой. Вместе с тем методы проверки операций по привлечению кредитов и займов четко и подробно разработаны, имеют давнюю историю, достаточно однообразны, а сами контрольные процедуры сравнительно просты. Поэтому именно при проверке данной статьи аудиторам целесообразно привлекать к работе ассистента.

Информация о работе Аудит кредитов и займов