Аудит кассы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение организации аудита кассы предприятия.
Для достижения цели работы, необходимо рассмотреть следующие задачи:
раскрыть теоретические основы организации аудита кассы предприятия;
рассмотреть на примере конкретного предприятия порядок проведения аудита кассы;
выявить недостатки и их устранение при аудите кассы предприятия.
Предметом исследования в работе являются кассовые операции.
Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Областной Дом Крестьянина» (ОАО «ОДК»), в котором рассмотрен аудит кассы предприятия.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Введение

Актуальностью данной темы обусловлена  тем, что в соответствии с динамично  развивающейся правовой базой и  изменениями в экономическом  развитии страны существенно меняется и политика в области контроля за доходами предприятия, приоритетным направлением которой является контроль наличных расчетов. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на банки, которые контролируют соблюдение кассовой дисциплины на предприятиях. Также большой объем полномочий по контролю правильности оформления наличных расчетов возложен на налоговые органы. С целью обезопасить предприятие от различных ошибок и неточностей в ведении кассовой дисциплины возрастает потребность в независимом контроле кассовых операций. Умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход.

Цель курсовой работы - изучение организации  аудита кассы предприятия.

Для достижения цели работы, необходимо рассмотреть следующие задачи:

раскрыть теоретические основы организации аудита кассы предприятия;

рассмотреть на примере конкретного  предприятия порядок проведения аудита кассы;

выявить недостатки и их устранение при аудите кассы предприятия.

Предметом исследования в работе являются кассовые операции.

Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Областной Дом Крестьянина» (ОАО «ОДК»), в котором рассмотрен аудит кассы предприятия.

Методы исследования: монографический, табличный, аналитический, сравнения.

При написании курсовой работы, были использованы различные источники информации: нормативно-законодательные документы, научная и учебная литература, статьи периодических изданий, практическую основу работы составили данные по предприятию за период 2011-2012 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цель, задачи и нормативное  регулирование аудита кассы предприятия

Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения предприятием действующего законодательства в сфере  хранения денежной наличности, ведения  и учета операций с денежной наличностью.

В практике большинства аудиторских фирм присутствует проверка кассовых операций и связанных с ними документов сплошным методом. Но вместе с этим следует отметить, что аудит кассы предприятия не аналогичен ревизии кассы. Так, внезапные проверки касс являются прерогативой служб самого предприятия или ревизионных групп контролирующих органов, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии не предусмотрено договором с предприятием). Не является целью внешнего аудита и определение лиц, виновных в выявленных нарушениях, аудиторы устанавливают только факт самого нарушения [17, с.31].

Еще одним отличием аудиторской  проверки от ревизии является то, что  аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности предприятия, но и  по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы. Вместе с тем, аудиторские фирмы, в соответствии с заключенными договорами, при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом, особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

В ходе проведения проверки аудитор руководствуется законодательством  Российской Федерации и нормативными документами Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации.

В ходе аудита кассы предприятия решаются следующие задачи:

ознакомление с условиями  хранения наличных денег, ценных бумаг  и других денежных документов в кассе;

изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу  денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;

проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты  оприходования наличных денег в  кассе и возврата в банк сверхлимитных  остатков денежных средств, установленных  правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевого использования полученных из банка по чекам денежных средств, в том числе валютных, и др.);

проверка состояния  платежно-расчетной дисциплины по заключенным  договорам [11, с. 207].

Источниками информации для  проверки операций с денежными средствами служат: кассовая книга, отчеты кассира  с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции  и т.д.), чековые книжки, выписки  банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования, авизо и проч.), журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений и т.п., учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и т.д., Главная книга, Баланс, Отчет о движении денежных средств и др.

При аудите в этой области  следует руководствоваться основными  документами:

- Гражданский кодекс  РФ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. вступающими в силу 01.01.2012)  [1]

- Налоговый кодекс РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г.  № 117-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2003 г. № 163-ФЗ);

- Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011г.); [3]

- Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (с изм. и  доп. вступающими в силу 03.11.2011);

- Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

- Федеральный закон  «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173; [6]

- Положение Банка России от 12.10.2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ»;

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49 (ред. от 08.11.2010 №142н).

- Письмо Минфина России от 20.04.95 г. N 16-00-30-35 "Об утверждении форм документов строгой отчетности"; [9]

- Постановление Госкомстата России от 18.08.98 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (htl/ от 03.05.2000 №36);

- ПБУ 1/2008: Учетная политика организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 06.10. 2008 г. № 1060н (в ред. ред. от 27.04.2012 № 55н);

- ПБУ 9/99: Доходы организации.  Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. от 27.04.2012 № 55н);

- ПБУ 10/99: Расходы организации.  Положение по бухгалтерскому  учету. Утв. приказом Министерства  финансов РФ от 6 мая 1999 г. №  33н (в ред. от 27.04.2012 № 55н); [13]

 

Глава 2. Планирование аудита кассы предприятия

При проведении аудиторской проверки ведется выборочная проверка операций и документов. Проверка проводится выборочно исходя из предварительного знакомства с деятельностью организации  и выявления критический точек. По которым наиболее вероятно появление ошибок. В этом случае аудитор может сэкономить время на проверке традиционных, рутинных операций, постоянно повторяющихся, ошибки по которым менее вероятны.

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного  вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.

При проверке системы СВК аудитор  выполняет три важных этапа:

1.         описание действующей СВК;

2.         оценка целесообразности контрольных механизмов;

3.         проверка эффективности СВК.

Как правило, аудиторская оценка эффективности системы внутреннего контроля необходима для оценки и планирования масштаба аудита. (Приложение 1)

По результатам опроса ответственных  работников проверяемого предприятия  по вопроснику можно сделать выводы о том, что в соответствие с:        

1.    п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассовые ордера подписываются главным бухгалтером и лицами, полномочия которых подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия (в отсутствие гл. бухгалтера – заместитель гл. бухгалтера);        

2.    п. 21 Порядка ведения кассовых операций в РФ, в бухгалтерии предприятия ведется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;        

3.    п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предприятии не установлены приказом (распоряжением) руководителя предприятия сроки внезапной ревизии кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;        

4.    п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, приказом руководителя предприятия назначена специальная комиссия для проведения ревизии кассы;        

5.    п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ и приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились;        

6.    п. 32 Порядка ведения кассовых операций в РФ договор о полной материальной ответственности с кассиром заключен;        

7.    ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215-1 от 18 июня 1993 г., предприятие производит расчеты с населением за готовую продукцию, материалы и прочее с использованием контрольно-кассовых машин;        

8.    ст. 2 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215-1 от 18 июня 1993 г., предприятие зарегистрировало в налоговой службе используемые при расчетах с населением контрольно-кассовые машины;         

9.    Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г., предприятие не имеет договоров с центром технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;     

10.    п. 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предприятии ведется кассовая книга.     

11.    внутренний контроль за правильностью и своевременностью расчетов с персоналом по выплате заработной платы и социальных выплат подтверждается наличием на предприятии журнала регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, передаваемых из отдела труда и заработной платы в кассу предприятия для оплаты;     

12.    внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя предприятия круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды;     

13.    п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, при выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается срок, на который они выданы. Такое положение повышает возможность контроля за расходованием средств:     

14.    п. 18 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассир при закрытии платежных (расчетно-платежных) ведомостей составляет реестр депонированных сумм;     

15.    внутренний контроль за выплатой депонированных сумм подтверждается наличием на предприятии журнала учета депонентов;     

16.    внутренний контроль за выдачей депонированных сумм ослаблен тем, что обязанность ведения книги регистрации депонентов (картотеки депонентов) возложена на кассира, а не на счетного работника

В аудиторской практике применяется  принцип существенности. Исходя из этого принципа, аудиторы обязаны  установить не абсолютную точность данных проверяемой бухгалтерской отчетности, а ее достоверность во всех существенных аспектах.

Существенными в аудите признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита и никакие иные существенные обстоятельства аудиторской организацией обнаружены не были.

Уровень существенности – это то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не в состоянии делать ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При определении уровня существенности за основу принимаются базовые показатели бухгалтерской отчетности. (Приложение 2,3)

Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей. Система  базовых показателей и порядок  нахождения уровня существенности, а  также их изменения утверждаются решением исполнительного органа аудиторской  фирмы.

 

Таблица 1

Расчет значения уровня существенности в ОАО «ОДК»

Наименование базового показателя

Значение базового показателя из отчетности клиента, тыс. руб.

Норматив, %

Значение, применяемое для определения  уровня существенности, тыс. руб.

1

2

3

4

Нераспределенная прибыль

130

5

7

Выручка без НДС

1026

2

21

Валюта баланса

39793

2

796

Собственный капитал

6130

10

613

Общие затраты

814

2

16

Информация о работе Аудит кассы предприятия