Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:07, курсовая работа
Кассовые операции однообразны, методы и процедуры проверки достаточно просты, однако этот этап аудиторской проверки очень трудоемок из-за массового характера кассовых операций.
Данная тема «Аудит кассовых операций» включает в себя как аудит кассовых операций в рублях так и в валюте. В данной работе, я хотела бы рассмотреть аудит кассовых операций в рублях.
Введение
1.Назначение аудита кассы.
1.1Нормативная база.
1.2Действия аудитора:
1.2Предварительная подготовка к аудиторской проверке операций
1.3Программа проведения проверки кассовых операций.
2.Аудиторская проверка кассовых операций.
2.1Инвентаризация кассы
Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе
Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств
Проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами
2.2Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин
2.3Оформление отчета по результатам проведения проверки
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения
Если в расчетно-платежной ведомости будет завышена сумма начисленной заработной платы, то этот подлог можно выявить путем сравнения данных синтетического и аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи с наличием подчисток и помарок в ведомостях. Проверяются:
- Главная книга,
- журналы-ордера (по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», по кредиту счета 50 «Касса»),
- журнал регистрации платежных ведомостей.
Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.
В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, кассир должен:
1) в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки «Депонировано»;
2) составить реестр депонированных сумм;
3) в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.
Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям. Выявление злоупотреблений с депонированными суммами возможно путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета. Аналитический учет депонированных сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.
При наличии расхождений между документами следует составить таблицу по прилагаемой форме (см. табл. 8).
Таблица 8 Ведомость расхождений между платежными ведомостями и реестром депонированных сумм
Ведомость | Реестр депонированных сумм | Отклонение (+,-) | |||||||||
номер | дата | ФИО | Сумма записи | номер | ФИО | За какой период | Номер ведомости | сумма |
Важность аудита данного участка учета определяется значительным числом нарушений, которые следует исключить в учетной практике.
Ниже приводится список наиболее часто встречающихся ошибок при аудите кассовых операций.
Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:
1. Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.);
2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);
3. Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов;
4. Списание сумм без оснований и по подложным документам;
5. Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;
6. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
7. Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям;
8. Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям;
9. Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину;
10. Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах;
11. Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию (организации);
12. Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя предприятия специальная комиссия;
13. В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились;
14. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
15. На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга;
16. В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляет.
Все организации обязаны применять контрольно-кассовые машины (ККМ)[5].
Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ[6]:
- оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности;
- реализующие газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно-журнальных киосках;
- реализующие ценные бумаги;
- реализующие лотерейные билеты;
- торгующие на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.
Организации, использующие ККМ для учета выручки, ведут книгу кассира-операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира-операциониста.
Для проверки полноты оприходования выручки через ККМ аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.
Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» предусмотрены следующие санкции за нарушение установленного порядка применения ККМ:
на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ;
на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;
на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
При обнаружении расчетов с населением без применения ККМ целесообразно занести эти данные в таблицу 9.
Таблица 9 Реестр операций не пробитых на ККМ
Номер и дата ПКО | Сумма, руб. | От кого | Основание |
---|
По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.
Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением рабочих листов в виде таблиц.
Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 баланса «Денежные средства в кассе» бухгалтерского баланса.
В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего контроля над наличием и движением денежных средств организации.
Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы, планирования и составления программы аудита.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
Результатом аудиторской проверки операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета кассовых операций действующим в проверяемом периоде нормативным документам РФ для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
В работе я предложила приблизительную программу проведения аудиторской проверки кассовых операций в рублях.
На стадии предварительного обследования необходимо обозначить наиболее важные вопросы, дающие ответ на вопрос об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющие составить план и программу аудита операций с денежными средствами.
В начале проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. Это можно сделать с помощью тестирования, которое даст предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявит наиболее уязвимые участки, определит особенности ведения учета в организации.
Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает в себя следующие вопросы:
проверку соблюдения, установленного ЦБ РФ лимита остатка наличных средств в кассе и порядка ведения кассовых операций;
проверку законности и своевременности расчетов наличными и безналичными денежными средствами (в рублях и в валюте);
проверку денежных документов по существу;
проверку бухгалтерского учета денежного оборота организации;
проверку достоверности бухгалтерской отчетности в части остатков по счетам учета денежных средств и денежных оборотов, отраженных в «Отчете о движении денежных средств» (форма №4).
Обязательным условием осуществления аудиторской проверки является документирование осуществленных процедур. В моей работе предложены формы отчетов в виде таблиц, фиксирующие результаты проверки.
По результатам проверки составляется отчет, который содержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению.
1. «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон от 21 ноября 2008г. № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 2008г., 28 марта, 31 декабря 2008г., 10 января, 28 мая 2008г.);
2. «Об аудиторской деятельности»: Федеральный закон №307-ФЗ от 30,12,2008г.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
4. Закон РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (с изменениями от 30 декабря 2006 г.);
5. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40);
6. Положение ЦБР от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изменениями от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.);
7. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями от27.03.2000г. №26., 03.05.2000г. №36);
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н ( в редакции от 18.09.2006. 3115Н));
9. Указание ЦБР от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»;
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2002;
11. Сотникова Л.В. Аудит кассовых операций. – М. Финстатинформ, 1996;
12. Барсукова И.В. Аудит кассовых операций // Аудиторские ведомости, №7, июль, 2001г.;