Аудит и контроллинг

Автор: e**********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Вначале аудит был лишь орудием проверки и подтверждения достоверности бухгалтерских документов и отчетов, затем он стал системно-ориентированным на активизацию экономической деятельности. При этом с целью предупреждения ошибок основные усилия были направлены на повышение эффективности системы управления предприятием и прежде всего системы его внутреннего контроля, что положительно отразилось на точности учета и достоверности отчетных данных.

Содержание

1.Аудит в системе стратегического управления организацией: роль и место……………………………………………………………………………….5
2.Внутренний контроль и внутренний аудит в организации…………………13
3.Стандарты организационной культуры организации и их использование при проведении аудита персонала……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

контрольная по аудиту.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Процесс предполагает непрерывный контроль над внедрением стратегии и получение через организованную обратную связь необходимой информации. Процесс контроля через идентификацию и изучение показателей эффективности деятельности предприятия и реакции внешней среды предоставляет полезную информацию для стратегических действий в следующих сферах:

  • определение позиции предприятия в сравнении с его конкурентами и лидерами рынка;
  • проверка адекватности краткосрочных и долгосрочных целей и задач;

    определение и улучшение стратегии, имеющей  наибольшие шансы на успех;

  • обеспечение выполнения процессов, которые являются критичными для успеха компании на ее конкурентоспособности на рынке;
  • обеспечение использования технологий, адекватных для поддержания (или достижения) позиции на выбранных рынках;
    • оценка критических элементов для успеха на рынке, таких, как структура, цены, производительность, номенклатура продукции или услуг;
    • оценка возможностей поставщиков;
    • идентификация ключевых факторов для достижения лидирующей позиции на рынке.

     Первоначальная оценка производится с использованием эндогенной информации как более доступной; на втором этапе учитывается информация, поступающая в компанию из вне, в том числе доступные статистические показатели или данные о внешней среде, собранные непосредственно персоналом. Детализация процесса контроля над исполнением стратегических планов должна подразделяться на две составляющих: оценку количественных (монетарных) и качественных показателей деятельности (рис. 2).

     Стратегический  подход к управлению отечественными предприятиями весьма перспективен в виду того, что инструментарий стратегического менеджмента рассчитан на работу в условиях экономической неопределенности и изменчивости внешней среды, что характерно для российской экономики. Более того, в условиях глобализации и прихода на отечественный рынок зарубежных производителей российские предприятия должны использовать не менее эффективные методы управления своей деятельностью, достижения и поддержания устойчивых конкурентных преимуществ.

     Перечень  недостатков формируется на основе сопоставления фактической ситуации с «идеальной» для выявления максимального числа возможностей совершенствования, хотя достижение идеального состояния на практике нереально. Для стимулирования обсуждения существующей ситуации могут быть выделены как спорные вопросы, так и абстрактные замечания (нереальные для устранения в ближайшей перспективе). 
 

         

           
     
     
     
     

         

           
     

     Рис. 2. Детализация процессов контроля исполнения стратегических планов 

     В рамках аудиторского заключения (на основе методологии управленческого аудита) обосновывается внедрение требуемых управленческих технологий. После аудиторской проверки аудиторская фирма может сопровождать внедрение уточненных или отсутствующих технологий, проводить дальнейшее консультационное обслуживание (уточнение, проработка технологий), обучение персонала организации-клиента и содействовать контролю эффективности нововведений. 
 

         2. Внутренний контроль  и аудит в организации.

     Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. 

     Внутренний  контроль - это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

     Целями  организации системы внутреннего  контроля на предприятии являются:

1) осуществление  упорядоченной и эффективной  деятельности предприятия;

2) обеспечение  соблюдения политики руководства  каждым работником предприятия;

3) обеспечение  сохранности имущества предприятия.

     Для достижения вышеперечисленных целей  необходимым условием является согласованность  системы бухгалтерского учета и  системы внутреннего контроля, так  как система двойной записи, лежащая  в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.

     Для достижения целей организации системы  внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы: 

    • - в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
    • - бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
    • - компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
    • - средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
    • - все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
    • - внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

     Из  перечисленных выше задач руководства  предприятия по организации внутреннего  контроля видна неразрывная связь  системы внутреннего контроля с  двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

     Первые  три задачи обеспечиваются связью системы  внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

     Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего контроля - это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля - это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями  которого являются абсолютно все  подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля - это своеобразная организация внутри организации (предприятия).

     Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

Объектами внутреннего  контроля являются циклы деятельности организации - циклы снабжения, производства, реализации и финансово-инвестиционный цикл.

     Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками  предприятия своих должностных  обязанностей, законности и целесообразности совершения работниками действий.

     Внутренний  аудит – элемент системы внутреннего  контроля, необходимый для крупных  хозяйствующих субъектов, в основном негосударственного сектора экономики, чтобы с его помощью успешно конкурировать на рынке за счет роста качества, снижения себестоимости продукции, знания потребностей рынка и, таким образом, повышения эффективности работы.

     Внутренний  аудит может принимать различные  организационные формы: он может  быть организован на крупных и  средних предприятиях как самостоятельное  структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно руководителю организации, а может быть организован как самостоятельное структурное подразделение головной организации, осуществляющее контроль за дочерними и зависимыми организациями.

     Внутренний  аудит – это способ независимой оценки эффективности деятельности организации и органов ее управления. Дословно термин "внутренний аудит" – internal audit – означает внутреннюю проверку счетов, ревизию. Однако у внутреннего аудита иные смысл, назначение и организация. И наиболее точно их передает определение понятия, данное международным Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) – "внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления организацией".

     Следовательно, внутренний аудит следует воспринимать скорее как разновидность консалтинга, чем контроля. А говорить о том, что к институтам внутреннего  аудита относятся назначаемые учредителями ревизоры, ревизионные комиссии и  подобные органы, не совсем корректно в силу отличия задач, стоящих перед этими институтами, от выполняемых службой внутреннего аудита.

     В связи с этим основными характеристиками внутреннего аудита являются: 

1. Независимость  и объективность. Независимость  рассматривается в контексте функциональной подчиненности службы внутреннего аудита в структуре организации. Независимость, как правило, достигается путем разделения функционального и административного подчинения службы внутреннего аудита (административное подчинение руководству, а функциональное – учредителям). Объективность рассматривается, как способность работника службы внутреннего аудита формировать беспристрастные оценки и выводы. 

2. Оптимизация  и повышение эффективности деятельности  организации. В данной ситуации  внутренний аудит выполняет, в первую очередь, не контрольную функцию, а оценочную, он служит для выявления слабых мест в системах управления, внутреннего контроля и управления рисками, для формирования рекомендаций по повышению эффективности этих систем и процессов. 

3. Предоставление  гарантий и консультаций. Сущность  деятельности внутреннего аудита  заключается в предоставлении  гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита в  областях управления рисками,  внутреннего контроля, управления организацией. 

     Следовательно, на современном этапе контрольная  функция внутреннего аудита, обеспечивающая достоверность бухгалтерской отчетности, не остается ни главной, ни единственной, а задачей внутреннего аудита является решение вопросов управления и экономической политики, то есть в современном понимании внутренний аудит из простой проверки соблюдения регламентов превращается в творческий процесс.

     Работа  службы внутреннего аудита на предприятии  организуется в соответствии с индивидуальными  и календарными планами работ, которые утверждает руководитель предприятия. По окончании любого вида работ внутренний аудитор представляет руководителю предприятия отчет, позволяющий привлечь внимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа читается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах внутренних аудиторов, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) рекомендаций аудиторов.

     Успех аудиторской проверки оценивается  наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем, а показателем ее качества являются полнота аудита, издержки по его проведению и эффективность. Экономическая эффективность достигается за счет предупреждения нарушений, своевременного внесения изменений в налоговые расчеты, применения налоговых льгот, оптимальной учетной политики, значительного сокращения штрафных налоговых санкций. 

Информация о работе Аудит и контроллинг