Аудит цикла реализации и формирования фин результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

Цикл реализации и формирования финансовых результатов включает в себя хозяйственные операции, связанные с реализацией готовой продукции (работ, услуг), продажей и выбытием основных средств, нематериальных и прочих активов. По результатам этих операций образуется дебиторская задолженность на предприятии и выявляется финансовый результат.

Работа содержит 1 файл

Аудит цикла реализации и формирования финансовых результатов.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Аудит цикла реализации и формирования финансовых результатов

     Взаимосвязь счетов цикла реализации и формирования финансовых результатов

     При проверках по циклу реализации и  формирования финансовых результатов аудитор изучает информацию, свидетельствующую о прохождении хозяйственных операций через данный цикл.

     Цикл  реализации и формирования финансовых результатов включает в себя хозяйственные  операции, связанные с реализацией  готовой продукции (работ, услуг), продажей и выбытием основных средств, нематериальных и прочих активов. По результатам этих операций образуется дебиторская задолженность на предприятии и выявляется финансовый результат.

     Для проверки хозяйственных операций данного  цикла аудитор получает доказательства достоверности данных как из внутренних источников (расчеты себестоимости реализованной продукции, накладные на отпуск готовой продукции, акты ликвидации основных средств), так и внешних - (выписки банков, подтверждение суммы задолженности от дебиторов). Центром аудита этого цикла является подтверждение дебета и кредита счетов 301 «Счета к получению», 302 «Векселя полученные», 303 «Другая задолженность покупателей и заказчиков».

     Счет 301 «Счета к получению» предназначен для отражения информации о расчетах по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

     Характеризуя  «Счета к получению» в целом, можно  отметить, что они появляются в  результате реализации, представляя  собой краткосрочные ликвидные активы, и поэтому их еще называют торговыми обязательствами. В отдельных случаях они могут возникать и при продаже товаров в кредит.

     Приведенная методика проверки доказывает, что  центром аудита данного цикла является подтверждение дебета и кредита счета 301 «Счета к получению». На данном счете обобщается информация о наличии и движении задолженности покупателей и заказчиков перед предприятием, отгрузившим продукцию. По дебету данного счета отражается реализация готовой продукции по договорной стоимости и сумма налога на добавленную стоимость. По кредиту - отражаются операции поступления платежей от покупателей за реализованную продукцию, зачет заранее полученного аванса, аннулирование дебиторской задолженности по возвращенным товарам, НДС по возвращенным товарам, предоставление скидок, списание безнадежных долгов на расходы периода и др.

     Основные  направления аудита цикла реализации и формирования финансового результата - установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления дохода от реализации и себестоимости реализованной продукции, а также образования дебиторской задолженности.

     Проверки  на соответствие в цикле реализации и формирования финансовых результатов

     Цикл  реализации и формирования финансовых результатов начинается с запроса покупателей и заканчивается переходом готовой продукции или услуги в дебиторскую задолженность. Дебиторская задолженность - причитающиеся компании, но еще не полученные ею средства.

     Счета, характеризующие Дебиторскую задолженность, охватывают несколько больший промежуток времени, чем требуется продавцу и покупателю на отправку продукции, выписку счета, получение и регистрацию денег.

     Целью проверок на соответствие является тестирование качества системы внутреннего контроля, соответствия нормативно-правовым документам и внутренним политикам, процедурам, действующим на момент проверки. Основные нормативно-правовые документы аудита цикла реализации и формирования финансового результата приведены в таблице 15.1.

     Основные  нормативно-правовые документы, регулирующие цикл реализации и формирования финансовых результатов

п.п.

     Наименование  документа
     1      2
     1.      Гражданский кодекс РК (Особенная часть) от 1999 г. №409-1, глава 25 «Купля- продажа», статьи 458-477
     2.      «О  налогах и других обязательных платежах в бюджет»: Кодекс РК от 12.06.2001 г. №209-2 (с изменениями и дополнениями от 22.10.2004 г.)
     3.      Таможенный  кодекс РК от 05.04.2003 г. №401-11 (с изменениями  и дополнениями от 09.07.2004 г.)
     4.      «О  валютном регулировании»: Закон РК от 14.04.1993 г. (с изменениями и дополнениями от 20.07.1995 г.)
     5.      «О  вексельном обращении в Республике Казахстан»: Закон РК от 28.04.1997 г. №97-1 (с учетом изменений и дополнений от 09.07.2003 г. №482-2)
     6.      «О  бухгалтерском учете и финансовой отчетности»: Закон РК от 26.12.1995 г. №273 (с изменениями и дополнениями от 11.06.2004 г.)
     7.      Правила применения контрольно-кассовых машин  с фискальной памятью: Постановление  Правительства РК от 18.04.2002 г. №449
     8.      Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам: Постановление Кабинета Министров РК от 15.02.1993 г. №111
     9.      О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных  с несохранностью и недостачей продукции и товаров при отгрузках и поставках: Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РК от 23.12.1993 г. №4
10.      d разрешении споров, связанных с поставкой и продажей продукции и товаров ненадлежащего качества: Постановление Пленума высшего арбитражного суда РК от 08.02.1995 г. №5
11.      «Концептуальная основа для подготовки и представления  финансовой отчетности»: Приказ Министра финансов РК от 29.10.2002 г. №542
12.      «Об утверждении форм первичных документов»: Приказ Министерства финансов РК от 19.03.2004 г. №128
13.      «Доход»: Стандарт бухгалтерского учета 5. Постановление  Национальной комиссии РК по бухгалтерскому учету от 13.11.1996 г. №3 (с изменениями  и дополнениями, внесенными приказом Министерства финансов РК от 28.01.2003 г. №27)
14.      Методические  рекомендации к Стандарту бухгалтерского учета 5 «Доход»: Приказ ДМБУиА Министерства финансов РК от 21.05.1997 г. №7
15.      «Порядок  образования резерва по сомнительным долгам»: Методические рекомендации к  Стандарту бухгалтерского учета 5 «Доход». Приказ ДМБУиА Министерства финансов РК от 31.12.1997 г. №457
16.      Инструкция  ДМБУиА Министерства финансов РК от 24.11.1997 г. «По заполнению регистров бухгалтерского учета» №72
17.      Типовой план счетов бухгалтерского учета: Приказ Министерства финансов РК от 18 сентября 2002 г. №438 (с изменениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 21.10.2003 г. №372)
18.      «Правила  выписки счетов-фактур экспедиторами  на перевозку грузов, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции»: Приказ Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК от 23.01.2003 г. №18
19.      «О  бухгалтерском учете вексельных операций»: Письмо Министерства финансов РК от 07.02.2001 г. №23-2-2-6/63/1540

     Для достижения цели проверок на соответствие аудитор исследует политику и процедуры контроля на предприятии, чтобы удостовериться в их эффективности и соответствии принципам бухгалтерского учета, установкам учетной политики. Процедуры внутреннего контроля реализации готовой продукции могут включать в себя следующие основные элементы:

  • определение и документальное закрепление порядка действий и взаимоотношений определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа деятельности по реализации готовой продукции (должностные инструкции);
  • составление перечня первичных документов, в которых отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций;
  • выбор «объектов контроля» и методов проведения контроля для оценки различных аспектов осуществления конкретных операций по реализации готовой продукции.

     Для ознакомления с процедурами внутреннего  контроля клиента аудитор изучает  материалы предыдущего аудита, которые  позволяют:

     а) получить информацию о системе внутреннего контроля через описание системы, блок-схемы документооборота, анкеты;

     б) наметить участки проверки, которые требуют обновления в текущем году.

     Если  же аудит проводится аудиторской  фирмой впервые, то аудитору целесообразно  разделить процесс реализации и формирования финансовых результатов на следующие группы операций:

    • получение заказов на поставку продукции;
    • анализ возможности предоставления коммерческого кредита, подготовка и заключение договора поставки;
    • подготовка продукции к поставке;
    • контроль оплаты продукции покупателями;
    • контроль дебиторской задолженности.

     Получение заказов на поставку продукции

     При изучении процедур контроля заказов  потребителей на поставку продукции  аудитор должен удостовериться в  том, что:

  • поступившие заказы регистрируются в книге учета заказов. При получении заказов соответствующим должностным лицом отдела сбыта проверяется наличие следующих моментов контроля:
  • подпись и указание должности лица, составившего заказ;
  • указание юридического адреса и банковских реквизитов заказчика с оттиском печати;
  • намерения заказчика с конкретными условиями (предмет сделки, ассортимент, количество, качество, цена, сроки и т.д.);
  • обращение к исполнителю заказа (в заказе должно быть указано полное наименование организации, которой он адресован, т.е. он не должен быть безличным обращением);
  • все выявленные отклонения от указанных параметров учитываются при предварительной оценке возможности выполнения заказа. Все неясные стороны заказа уточняются у заказчика посредством телефонной или факсимильной связи. Заказ передается к дальнейшему рассмотрению только при отсутствии отклонений от вышеуказанных параметров;
  • все заказы вместе с приложениями в порядке их группировки нумеруются, заносятся в книгу регистрации и подшиваются для хранения в журналах учета поступивших заказов. Копии заказов с приложениями передаются должностным лицам, принимающим решения о возможности выполнения заказов с предоставлением коммерческого кредита.

     Вышеуказанные процедуры контроля аудитор проверяет  выборкой документов, в которых выражены заказы.

     Аудитор выбирает определенный период (например, прошлый месяц) для подтверждения  полноты регистрации поступивших  заказов за данный период; сканирует  заказы, поступившие за выбранный  период для выявления недостающих номеров; сверяет номера данных заказов с соответствующими номерами, отраженными в книге регистрации заказов.

     Анализ  возможности предоставления коммерческого  кредита, подготовка и заключение договора поставки

     Коммерческий  кредит - кредит, предоставляемый продавцом  покупателю в товарной форме при продаже и поставке товаров с отсрочкой его оплаты.

     При изучении процедур контроля за предоставлением  коммерческого кредита, подготовкой  и заключением договора на поставку продукции аудитор должен удостовериться в следующем.

  • При принятии должностными лицами, ответственными за предоставление коммерческого кредита, решения о необходимости анализа финансового состояния и надежности покупателя определенными работниками проводится работа по получению необходимых данных. Запрашиваются нотариально удостоверенные копии устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации, финансовые отчеты и др. Работники финансовой службы проводят анализ финансовой устойчивости и кредитоспособности будущих покупателей.
  • Должностное лицо отдела сбыта осуществляет контроль за наличием у представителя организации-покупателя, прибывшего для заключения договора, необходимых полномочий на заключение договора. Такие полномочия подтверждаются удостоверением и соответствующей надлежащим образом оформленной доверенностью. Заключение договора возможно только при отсутствии отклонений от указанных параметров контроля полномочий.
  • Начальник отдела сбыта или юрист должен осуществлять контроль за соблюдением порядка ограниченного доступа к документам и материалам, образующим вышеуказанное досье, а также обеспечить их сохранность.
  • После подписания договора документы, удостоверяющие полномочия представителя организации-покупателя, подшиваются в специальном журнале, также являющемся частью досье на данного покупателя.

     Вышеуказанные процедуры контроля аудитор проверяет  выборкой еще не исполненных заказов на существенную сумму и анализирует документы, удостоверяющие полномочия представителей организаций покупателей, подписавших соответствующие договоры поставки для определения их достаточной достоверности.

     В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами по коммерческим договорам (в частности, по договорам поставки продукции на условиях коммерческого кредитования покупателей) и недопущения ухудшения результатов деятельности организации из-за нечетного их выбора каждому покупателю можно присваивать категорию риска - ранжирование покупателей по категориям риска (высокий, средний, низкий или др.). Это необходимо как для оценки необходимости продления анализа надежности и финансового состояния, так и для принятия решений по предоставлению коммерческого кредита конкретным покупателям.

     В целях предотвращения ухудшения  финансового состояния организации вследствие роста просроченной дебиторской задолженности каждому покупателю в соответствии с категорией риска его заказа целесообразно устанавливать параметры коммерческого кредита (т.е. определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования). Параметры кредитования по каждому виду риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе «Положения о сбытовой политике». При составлении проекта договора начальник отдела сбыта должен предусмотреть в его приложениях такое соотнесение календарного графика отгрузки с календарным графиком оплаты, чтобы общая сумма отгруженной по договору продукции минус общая сумма оплаченной по договору (и с учетом других договоров с данным покупателем) продукции не превышала установленный данному покупателю критический уровень дебиторской задолженности. Кроме того, должностное лицо, санкционирующее отгрузку, должно производить контрольное сличение сумы. указанной в выписанной товарно-транспортной накладной с данными по фактическому уровню дебиторской задолженности покупателя в целях предотвращения превышения установленного данному покупателю критического уровня задолженности. Если в результате отгрузки будет превышен лимит задолженности (покупатель имеет просроченные долги), отгрузка санкционируется только на сумму, в результате добавления которой к фактическому уровню дебиторской задолженности данного покупателя не будет превышен установленный ему лимит задолженности, а покупатель незамедлительно ставится об этом в известность соответствующим уведомлением.

     Положение о сбытовой политике, Процедуры контроля реализации готовой продукции - это внутренние документы, которые должны разрабатываться на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения) оформляются соответствующим приказом. Необходимо отметить, что в условиях рыночной конкуренции информация, содержащаяся в этих документах, представляет определенный интерес для конкурентов организации и должна быть отнесена приказом руководителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации. Соответственно, также должен быть определен и документально закреплен приказом руководителя круг должностных лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям для осуществления своих функциональных обязанностей.

Информация о работе Аудит цикла реализации и формирования фин результатов