Аудит бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………………………………….5
1.1. Цель и задачи аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности………….5
1.2.Нормативно-правовая база аудита финансовой отчетности……………….7
1.3.Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности………………..11
1.4. Источники информации и методы аудиторской проверки………………13
2.АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ………17
2.1. Этапы аудиторской проверки бухгалтерской отчетности………………..17
2.2. Планирование аудита бухгалтерской отчетности………………………...19
2.3. Искажение бухгалтерской отчетности………………………………….…25
2.4.Виды и принципы составления аудиторского заключения………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………..…38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Аудиту.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

       В заключение данного параграфа необходимо отметить, что работа над совершенствованием законодательного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности продолжается. Целью проводимых изменений является приведение национальной системы бухгалтерского учёта и отчётности к международным стандартам финансовой отчётности. 

1.3.Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

 
           Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности является строгая иерархическая система обобщения учетных данных. 
На самом нижнем уровне – первичные документы с имеющимся в них множеством натуральных и стоимостных показателей. Бухгалтерскими методами эти показатели собираются на счетах аналитического учета, с последующим обобщением на счетах синтетического учета. Отчетность составляется на основе бухгалтерской информации, формируемой с помощью единой системы текущего учета на бухгалтерских счетах.

      Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности установлен Приказом Минфина от 2 июля 2010 г. N 66н. Настоящий Приказ вступает в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. В данном Приказе установлены новые формы бухгалтерской отчетности и приложения к ним, а также введена упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, согласно которой:

    • в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
    • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.6

      При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99:

  • Отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации;
  • Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации;
  • При формировании отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней;
  • Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений .
  • Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
  • Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
  • Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ, а также подписываться руководителем организации.7
 

1.4. Источники информации и методы аудиторской проверки

      Аудитор использует данные годовой бухгалтерской отчетности, которая представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

      Источники получения аудиторских доказательств  являются8:

  • первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
  • регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  • устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
  • сопоставление одних документов экономического субъекта и другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
  • результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
  • бухгалтерская отчетность.

      Наиболее  ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в  результате исследования хозяйственных  операций.

      Метод аудита - это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Приемы можно объединить в три группы:

      1. определение реального состояния  объектов - это осмотр, пересчет, измерение,  позволяющие определять количественное  состояние объекта;

      2. анализ - лабораторный анализ, цель  которого, определение качественного состояния объекта;

      3. оценка - запрос, документальная проверка.

      Помимо  указанных приемов аудитор может  привлекать внешние по отношению  к проверке методические положения, заимствованные из других наук:

  • математические теории (формальные выборки, регрессионный и кластерный анализ);
  • экономические теории (ценность денег во времени, теория оценки капитала);
  • теории бухгалтерского учета и финансов (теория процентов, финансовый анализ и прогнозирование банкротств);
  • теории информации и коммуникации (способность аудитора вступать в контакт с третьими лицами, составление заключения);
  • информационные технологии (экспертные системы, компьютерные системы, технология баз данных);
  • управление (планирование и контроль, организационные теории и теории мотивации);
  • вопросы права и налогообложения.

      К технике аудита относится также  оказание консультационных услуг (контроль, банковское обслуживание, оплата труда  работников и т.д.).

      Аудиторы  самостоятельно определяют приемы и  методы своей работы. Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.9

      Методы организации аудита в целом:

  • сплошная проверка;
  • выборочная проверка;
  • документальная проверка;
  • фактическая проверка;
  • аналитическая проверка;
  • комбинированная проверка.

      Конкретные методы проверки операций, счетов, документов:

  • Проверка арифметических расчетов  (проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов; как правило, осуществляется выборочно)
  • Инвентаризация (позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества)
  • Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций (позволяет аудиторской организации осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией)
  • Подтверждение (реальность остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности )
  • Проверка документов. (аудитор должен убедиться в реальности определенного документа)
 
 
 
 
 
 
 
 

2.АУДИТОРСКАЯ  ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ  ОТЧЕТНОСТИ

      2.1. Этапы аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.

      Бухгалтерская отчетность является завершающей стадией учетного процесса и представляет собой систему взаимосвязанных агрегированных показателей.  И хотя в отдельных случаях уже результаты анализа и сопоставления данных, отраженных в бухгалтерской отчетности, могут служить основанием для выводов о недостоверности отчетности в целом, как правило, требуются более глубокие исследования представленной информации. Аудитор должен как бы “углубиться” в бухгалтерскую отчетность, пройти в обратном порядке этапы ее составления.

      Аудиторская проверка годовой бухгалтерской отчетности состоит из 4 взаимосвязанных этапов.10

      На первом этапе аудитор должен остановиться на изучении общих вопросов организации учета и отчетности в организации, проанализировать структуру и содержание статей бухгалтерской отчетности. Для отдельных статей отчетности следует установить степень важности различных критериев. Аудитору следует определить, какие статьи могут оказать существенное влияние на мнение потенциального пользователя бухгалтерской отчетности; выделить статьи, целесообразность проверки которых очевидна; установить критерии проверки для отобранных статей.

      На втором этапе аудитор должен определить структуру каждой статьи бухгалтерской отчетности и установить взаимосвязь между статьями отчетности и соответствующими счетами бухгалтерского учета.

      Сбор  доказательств с целью подтверждения  установленных утверждений осуществляется путем тестирования не только сальдо по счетам, но и оборотов по счетам. Тестируя обороты по счетам, аудитор  может получить доказательства соблюдения или несоблюдения всех установленных утверждений, так как записи на счетах бухгалтерского учета отражают информацию о финансово-хозяйственных операциях, составляющих содержание деятельности организации.

      Для практической реализации аудита информация, отраженная на счетах бухгалтерского учета, должна быть разделена на элементы - отдельные хозяйственные операции с определением тех из них, которые будут подвергаться тестированию на соответствие утверждениям существования, прав и обязательств, возникновения, полноты, стоимостной оценки, измерения, представления и раскрытия. Отобранные элементы обозначают как сегменты аудита”.

      Аудит каждой хозяйственной операции происходит с точки зрения сбора доказательств  соответствия критериям отдельных  счетов бухгалтерского учета без  установления взаимосвязи между ними на этапе сбора доказательств. После завершения аудита каждого счета бухгалтерского учета с целью обобщения полученных результатов должны быть проанализированы их взаимосвязи.

      Третий этап - формирование мнения о финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитору следует оценить, в частности:

  • общий порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, ее состав и содержание;
  • соответствие отраженной в бухгалтерской отчетности информации принятым аудируемым лицом способам ведения бухгалтерского учета, существенно влияющим на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности;
  • обоснованность принятой учетной политики;
  • обоснованность оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица;
  • является ли информация, отраженная в бухгалтерской отчетности, надежной, сопоставимой, понятной и уместной;
  • дает ли бухгалтерская отчетность, в том числе отраженная в ней информация, достоверное представление об имевших место хозяйственных операциях и событиях, и позволяет ли эта отчетность предполагаемым пользователям судить о влиянии существенных операций и событий на бухгалтерскую отчетность;
  • уместна ли используемая в бухгалтерской отчетности терминология, включая наименование каждой составляющей бухгалтерской отчетности.11

2.2. Планирование аудита бухгалтерской отчетности. 

       Одним из важнейших этапов аудиторской  проверки является планирование. Значимость данного этапа обуславливается тем что, во время его проведения  вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица.

       Планирование  аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.12

       Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением  планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.13

      Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

      Правило N 3 содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны  принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

      В старом правиле (стандарте) аудиторской  деятельности были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.14

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности