Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие экономической сущности, принципов и формы аренды.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Основные принципы формирования аренды
Документы, с помощью которых ведется учет арендованных основных средств
Аренда основного капитала
Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений
Мировой опыт развития аренды
ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………………...……5
1 АРЕНДА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ЕЕ ФОРМЫ ……………………………………7
1.1 Экономическая сущность аренды…………………………………………....………7
1.2 Основные принципы формирования аренды…………………….……… ……. .…….9
1.3 Документы, с помощью которых ведется учет арендованных основных средств……………………………………………………….……………………..……..11
1.4 Аренда основного капитала ……………………………… ...…………………...…..16
1.5Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений………………….….21
1.6 Мировой опыт развития аренды………………………………… …………….…….31
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………........................…...33
2.1 Промышленно-производственный персонал предприятия………………….…….33
2.2 Основные фонды предприятия………………………………… …………………..37
2.3 Себестоимость продукции предприятия………………………...……………….…41
2.4 Оборотные средства предприятия…………………………..………………...…….51
2.5Результаты хозяйственной деятельности предприятия……………………...…..…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………….………………….……………………..…….56
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………..……………….…….....58
-
в узком понимании, с точки
зрения этимологии, это - процесс
перехода любой формы
-
в широком смысле это понятие
на практике, в литературе, официальных
документах рассматривается
При
таком подходе под
- денационализацией;
- демонополизацией;
- демократизацией;
- децентрализацией экономики,
а также с составными частями этого процесса: арендизацией, корпоратизацией (акционированием), коммерциализацией, персонификацией собственности.
В конечном счете это освобождение государства от функции прямого непосредственного хозяйственного управления производством.
Но
среди целей приватизации имеется
и вполне прагматическая, и заключается
она в том, чтобы за счет продажи
государственных предприятий
При разработке любой концепции приватизации (а она, кстати, до этого времени фактически так и не сформирована в Украине на государственном уровне) имеется целый ряд общих требований, выдвигаемых в отношении приватизационного процесса:
1. Упорядочение юридических прав собственности и фактического права распоряжаться ею. В Украине к моменту начала приватизации большинство необходимых законодательных актов было разработано и введено в действие. Но в них имеются существенные недостатки. Во-первых, не определено и не закреплено в законе одно из главных прав собственности - на землю. Без него, по существу, невозможен общий процесс приватизации - так как объекты государственной собственности построены на земле - государство их приватизирует, а землю - пока что нет. Во-вторых, сегодня остаются в силе два взаимоисключающих положения - в Законе об аренде имущества - государственных предприятий и организаций и в Законе о приватизации имущества государственных предприятий Украины. Так, первый документ предоставляет возможность трудовым коллективам взять его в аренду с выкупом, а второй - утверждает, что все государственное имущество должно быть равномерно разделено между гражданами Украины через систему сертификатов. Если учесть, что на аренду с выкупом идут предприятия, работающие наиболее эффективно, с хорошим парком оборудования, то не трудно заметить односторонность приватизационного процесса: одним - лучшее, другим - ничего. В-третьих, если приватизационные имущественные сертификаты можно будет вкладывать в выкуп акций предприятий ( а это - политика Фонда госимущества), то котироваться будут акции лишь известных предприятий, со стабильным уровнем функционирования. ибо смогут гарантированно приносить прибыль вкладчику.
2. Использование уже в переходный период стимулов. предоставляющих возможность работать по критериям рыночного хозяйства. Такими критериями могло бы стать льготное налогообложение в течении определенного времени (3 - 5 лет) для большинства предприятий, особенно производящих промышленную продукцию или продукты питания к моменту их приватизации. Это привело бы к стабилизации экономического положения предприятий. дало бы возможность коллективу определиться - или приватизировать предприятие, или оставить его государственным.
3.Сведение к минимуму предпосылок злоупотреблений в процессе приватизации.
4. Поиск оптимального решения капиталоемкости внутреннего рынка. В отношении этого условия имеется существенное замечание. В приватизационных документах не нашли отражение возможность привлечения трудовым коллективом (который в большинстве случаев не имеет собственных средств на выкуп предприятия) отечественных и иностранных инвесторов на договорной основе и возможность их участия в организации общества покупателей.
5. Создание условий, обеспечивающих заинтересованность населения в приватизации и поддержание этой заинтересованности в процессе ее проведения. К сожалению, такой заинтересованности у основной массы населения нет. Это объясняется как отсутствием четкого определения возможностей применения приватизационных имущественных сертификатов в процессе приватизации, так и невозможностью на свое усмотрения распоряжаться ими (продать, подарить и т.д.). Сертификаты рассматриваются только как возможность приобрести акции предприятий - а это уже элемент принудительной приватизации.
6. Необходимость социальной защиты населения в процессе приватизации. Элементами такой защиты могут стать: продажа не только 20% акций предприятий их трудовым коллективам; обеспечение государством гарантированных дивидендов на приватизационные сертификаты наименее обеспеченным категориям населения, возможность вкладывать имущественные сертификаты в акции наиболее развитых предприятий; невозможность перепрофилирования объектов социально-бытового назначения в течении определенного периода при их приватизации.
7. Запрет на использование выручки от приватизации для субвенций слабым предприятиям.
В Украине применяются различные формы приватизации государственных предприятий:
Каждая
из названных организационно-
Для выбора организационно-экономической формы приватизации необходимо рассмотреть наиболее характерные признаки каждой из них.
Аренда,
как известно, предполагает передачу
средств производства (имущества) во
временные пользование и
И у собственника, и у непосредственного производителя (арендатора) существует объективная необходимость в фактическом присвоении результатов производства - прибылей, материальных благ, поскольку они заинтересованы в удовлетворении своих жизненных потребностей, реализации своих экономических интересен. Однако собственник свои интересы реализует в любом случае (независимо от результатов производства он получает арендную плату), тогда как арендатор заинтересован в максимальном повышении эффективности своей хозяйственной деятельности.
Средства производства, арендуемые арендатором, становятся его собственностью только тогда, когда уже принадлежат ему, то есть после выкупа этих средств у собственника (что обусловлено договором), а также в случае, когда их стоимость по окончании срока аренды полностью возмещена, а они еще сохраняют свои полезные свойства.
Арендные отношения являются средством реализации собственности. Это происходит в процессе отчуждения-присвоения. Практически он осуществляется путем предоставления собственником арендатору (как субъекту реализации собственности) прав пользования, владения, частичного распоряжения арендованными средствами производства, а пользование (экономические отношения между субъектами собственности по поводу потребления ее объектов), владение и частичное распоряжение (отношения, связанные не только с использованием условий, но и с присвоением результатов производства) - атрибуты единого процесса присвоения, характеризующего процесс реализации собственности.
Собственность
является фактическим, завершенным
присвоением. То есть арендатор, не являющийся
собственником, наделяется правами
пользования, владения, частичного распоряжения
в отношении имущества
Что же касается разгосударствления собственности и передачи предприятий в собственность их трудовым коллективам, то в этом, думается, заключено существенное противоречие. Государственные предприятия - субъекты реализации государственной собственности. Собственником же является государство, которое передает своим представителям (субъектам реализации собственности) - предприятиям права пользования, владения и частичного распоряжения, то есть осуществляется процесс реализации государственной собственности. Если же коллектив предприятия берет в его у государства, то этот процесс реализации государственной собственности, накладывается на него. В этом случае коллектив предприятия, осуществляя право пользования, владения, частичного распоряжения, для того, чтобы арендовать у государства средства производства, которые уже находятся в его пользовании, владении и распоряжении, должен осуществлять тот же самый процесс, но еще и за арендную плату. Кроме того, за длительный срок арендатор вступает в конфликт с собственником.
При аренде государственного имущества трудовым коллективом предприятия имеет место:
1.
Создание и наращивание
2.
Предоставление коллективу
3.
Внедрение аренды на уровне
внутренних подразделений
4.
Точный учет личного вклада
каждого работника в общий
результат деятельности
5.
Постепенный выкуп предприятия,
6.
Коллегиальность управления
7.
Выпуск акций для арендных
коллективов с акционерной
а) закрытого типа - акций трудового коллектива только для работников данного предприятия (включая пенсионеров, студентов вузов, военнослужащих, работавших на предприятии и др.);
б) открытого типа - акций предприятия, которые могут приобрести как физические (рабочие предприятия, отдельные граждане), так и юридические лица (предприятия, холдинги и т, д.). В этом случае члены трудового коллектива имеют возможность приобрести часть акций по их номинальной стоимости, а не по курсу фондовой биржи. Общим для обеих организационных форм признаком является начисление дивидендов как на акции трудового коллектива, так и на акции предприятия.
Для
так называемого "народного предприятия"
характерным является долевой принцип
приватизации имущества, под которым
подразумевается внесение каждым членом
трудового (арендного) коллектива установленной
доли и определение его пая
в общей собственности