Аренда основных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие экономической сущности, принципов и формы аренды.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Основные принципы формирования аренды
Документы, с помощью которых ведется учет арендованных основных средств
Аренда основного капитала
Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений
Мировой опыт развития аренды

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………………...……5
1 АРЕНДА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ЕЕ ФОРМЫ ……………………………………7
1.1 Экономическая сущность аренды…………………………………………....………7
1.2 Основные принципы формирования аренды…………………….……… ……. .…….9
1.3 Документы, с помощью которых ведется учет арендованных основных средств……………………………………………………….……………………..……..11
1.4 Аренда основного капитала ……………………………… ...…………………...…..16
1.5Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений………………….….21
1.6 Мировой опыт развития аренды………………………………… …………….…….31
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………........................…...33
2.1 Промышленно-производственный персонал предприятия………………….…….33
2.2 Основные фонды предприятия………………………………… …………………..37
2.3 Себестоимость продукции предприятия………………………...……………….…41
2.4 Оборотные средства предприятия…………………………..………………...…….51
2.5Результаты хозяйственной деятельности предприятия……………………...…..…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………….………………….……………………..…….56
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………..……………….…….....58

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 316.64 Кб (Скачать)

    - в узком понимании, с точки  зрения этимологии, это - процесс  перехода любой формы собственности  (государственной, личной, коллективной, интегрированной и т. д.) в частную;

    - в широком смысле это понятие  на практике, в литературе, официальных  документах рассматривается как  форма разгосударствления, превращение  (трансформация) государственной  собственности в другие формы  собственности (присвоение).

    При таком подходе под разгосударствлением  подразумевается общий процесс  перехода от тоталитарной государственной  экономики к экономике смешанной, многоукладной, плюралистической, полифонической (многоголосой), что связано (многоголосой), что связано с четырьмя "Д", а именно:

    - денационализацией;

    - демонополизацией;

    - демократизацией;

    - децентрализацией экономики,

    а также с составными частями этого  процесса: арендизацией, корпоратизацией (акционированием), коммерциализацией, персонификацией собственности.

    В конечном счете это освобождение государства от функции прямого непосредственного хозяйственного управления производством.

    Но  среди целей приватизации имеется  и вполне прагматическая, и заключается  она в том, чтобы за счет продажи  государственных предприятий получить средства, которыми можно было бы хоть частично закрыть прорехи в огромном бюджетном дефиците. Главным содержанием  приватизации должны стать именно инвестиционные процессы, которые могут привести к структурным изменениям. Социальные же аспекты выступают при этом лишь в роли стимулов или ограничений, амортизирующих экспансию частного капитала.

    При разработке любой концепции приватизации (а она, кстати, до этого времени  фактически так и не сформирована в Украине на государственном  уровне) имеется целый ряд общих  требований, выдвигаемых в отношении  приватизационного процесса:

    1. Упорядочение юридических прав собственности и фактического права распоряжаться ею. В Украине к моменту начала приватизации большинство необходимых законодательных актов было разработано и введено в действие. Но в них имеются существенные недостатки. Во-первых, не определено и не закреплено в законе одно из главных прав собственности - на землю. Без него, по существу, невозможен общий процесс приватизации - так как объекты государственной собственности построены на земле - государство их приватизирует, а землю - пока что нет. Во-вторых, сегодня остаются в силе два взаимоисключающих положения - в Законе об аренде имущества - государственных предприятий и организаций и в Законе о приватизации имущества государственных предприятий Украины. Так, первый документ предоставляет возможность трудовым коллективам взять его в аренду с выкупом, а второй - утверждает, что все государственное имущество должно быть равномерно разделено между гражданами Украины через систему сертификатов. Если учесть, что на аренду с выкупом идут предприятия, работающие наиболее эффективно, с хорошим парком оборудования, то не трудно заметить односторонность приватизационного процесса: одним - лучшее, другим - ничего. В-третьих, если приватизационные имущественные сертификаты можно будет вкладывать в выкуп акций предприятий ( а это - политика Фонда госимущества), то котироваться будут акции лишь известных предприятий, со стабильным уровнем функционирования. ибо смогут гарантированно приносить прибыль вкладчику.

    2. Использование уже в переходный период стимулов. предоставляющих возможность работать по критериям рыночного хозяйства. Такими критериями могло бы стать льготное налогообложение в течении определенного времени (3 - 5 лет) для большинства предприятий, особенно производящих промышленную продукцию или продукты питания к моменту их приватизации. Это привело бы к стабилизации экономического положения предприятий. дало бы возможность коллективу определиться - или приватизировать предприятие, или оставить его государственным.

    3.Сведение к минимуму предпосылок злоупотреблений в процессе приватизации.

    4. Поиск оптимального решения капиталоемкости внутреннего рынка. В отношении этого условия имеется существенное замечание. В приватизационных документах не нашли отражение возможность привлечения трудовым коллективом (который в большинстве случаев не имеет собственных средств на выкуп предприятия) отечественных и иностранных инвесторов на договорной основе и возможность их участия в организации общества покупателей.

    5. Создание условий, обеспечивающих заинтересованность населения в приватизации и поддержание этой заинтересованности в процессе ее проведения. К сожалению, такой заинтересованности у основной массы населения нет. Это объясняется как отсутствием четкого определения возможностей применения приватизационных имущественных сертификатов в процессе приватизации, так и невозможностью на свое усмотрения распоряжаться ими (продать, подарить и т.д.). Сертификаты рассматриваются только как возможность приобрести акции предприятий - а это уже элемент принудительной приватизации.

    6. Необходимость социальной защиты населения в процессе приватизации. Элементами такой защиты могут стать: продажа не только 20% акций предприятий их трудовым коллективам; обеспечение государством гарантированных дивидендов на приватизационные сертификаты наименее обеспеченным категориям населения, возможность вкладывать имущественные сертификаты в акции наиболее развитых предприятий; невозможность перепрофилирования объектов социально-бытового назначения в течении определенного периода при их приватизации.

    7. Запрет на использование выручки от приватизации для субвенций слабым предприятиям.

    В Украине применяются различные  формы приватизации государственных  предприятий:

    Каждая  из названных организационно-экономических  форм приватизации имеет как свои преимущества, так и определенные недостатки. Последние являются результатом действия на субъективных и объективных факторов к моменту его приватизации и в том числе зависят от: уровня развития предприятий, эффективности его функционирования; состояния основных фондов, материально-технической базы; и социальной инфраструктуры; психологического климата в коллективе, его воли и направления; наличия потенциальных собственника (по уровню личных доходов и сбережений) - членов трудового коллектива; соотношения сил формальной и неформальной в власти и т.д.

    Для выбора организационно-экономической  формы приватизации необходимо рассмотреть  наиболее характерные признаки каждой из них.

    Аренда, как известно, предполагает передачу средств производства (имущества) во временные пользование и владение. Обязательным условием реализации арендных отношений является наличие двух экономических субъектов - арендодателя и арендатора, отношения между которыми складываются по поводу одного и того же объекта собственности. Для продуктивного использования средств производства арендатор должен получить право владения ими, которое предоставляется ему арендным договором. Таким образом, аренда, сохраняя за собственником право верховного распоряжения, предполагает передачу арендатору хозяйственных компетенций управления, владения, пользования имуществом, вследствие чего у него возникает экономический интерес по его эффективному использованию.

    И у собственника, и у непосредственного  производителя (арендатора) существует объективная необходимость в  фактическом присвоении результатов  производства - прибылей, материальных благ, поскольку они заинтересованы в удовлетворении своих жизненных  потребностей, реализации своих экономических  интересен. Однако собственник свои интересы реализует в любом случае (независимо от результатов производства он получает арендную плату), тогда как арендатор заинтересован в максимальном повышении эффективности своей хозяйственной деятельности.

    Средства  производства, арендуемые арендатором, становятся его собственностью только тогда, когда уже принадлежат  ему, то есть после выкупа этих средств  у собственника (что обусловлено  договором), а также в случае, когда  их стоимость по окончании срока  аренды полностью возмещена, а они  еще сохраняют свои полезные свойства.

    Арендные  отношения являются средством реализации собственности. Это происходит в  процессе отчуждения-присвоения. Практически он осуществляется путем предоставления собственником арендатору (как субъекту реализации собственности) прав пользования, владения, частичного распоряжения арендованными средствами производства, а пользование (экономические отношения между субъектами собственности по поводу потребления ее объектов), владение и частичное распоряжение (отношения, связанные не только с использованием условий, но и с присвоением результатов производства) - атрибуты единого процесса присвоения, характеризующего процесс реализации собственности.

    Собственность является фактическим, завершенным  присвоением. То есть арендатор, не являющийся собственником, наделяется правами  пользования, владения, частичного распоряжения в отношении имущества собственника. Арендатору предоставляется широкая  экономическая самостоятельность, однако это не означает, что он превращается в собственника средств производства.

    Что же касается разгосударствления собственности  и передачи предприятий в собственность  их трудовым коллективам, то в этом, думается, заключено существенное противоречие. Государственные предприятия - субъекты реализации государственной собственности. Собственником же является государство, которое передает своим представителям (субъектам реализации собственности) - предприятиям права пользования, владения и частичного распоряжения, то есть осуществляется процесс реализации государственной собственности. Если же коллектив предприятия берет  в его у государства, то этот процесс  реализации государственной собственности, накладывается на него. В этом случае коллектив предприятия, осуществляя  право пользования, владения, частичного распоряжения, для того, чтобы арендовать у государства средства производства, которые уже находятся в его  пользовании, владении и распоряжении, должен осуществлять тот же самый  процесс, но еще и за арендную плату. Кроме того, за длительный срок арендатор  вступает в конфликт с собственником.

    При аренде государственного имущества  трудовым коллективом предприятия  имеет место:

    1. Создание и наращивание коллективной  одновременно с угасанием государственной  собственности. Наличие коллективной  собственности требует ее дальнейшей  персонификации применительно к  каждому работнику в зависимости  от его трудового вклада.

    2. Предоставление коллективу права  самостоятельно распоряжаться арендованными  средствами производства и организовать  свою деятельность соответственно  с принципами самоуправления.

    3. Внедрение аренды на уровне  внутренних подразделений предприятия.

    4. Точный учет личного вклада  каждого работника в общий  результат деятельности коллектива.

    5. Постепенный выкуп предприятия,  в том числе только за счет  средств коллектива (как общих,  так и личных средств работников) и результатов его экономической  деятельности (для арендного коллектива  с акционерной собственностью  закрытого типа и "народного предприятия"), а также за счет свободной продажи акций предприятия и их реализации через фондовую биржу.

    6. Коллегиальность управления производством.  Для арендных коллективов с  акционерной собственностью закрытого  типа и долевой собственностью  высшим органом управления является  общее собрание их членов. Руководство  текущей деятельностью осуществляет  избранный коллективом руководитель. Для арендного коллектива с  акционерной собственностью открытого  типа характерен коллегиально-акционерный принцип управления - сочетание воли трудового коллектива с волей акционеров, собственников контрольного пакета акций с постепенным смещением реальных функций управления в пользу последних.

    7. Выпуск акций для арендных  коллективов с акционерной собственностью:

    а) закрытого типа - акций трудового  коллектива только для работников данного  предприятия (включая пенсионеров, студентов вузов, военнослужащих, работавших на предприятии и др.);

    б) открытого типа - акций предприятия, которые могут приобрести как  физические (рабочие предприятия, отдельные  граждане), так и юридические лица (предприятия, холдинги и т, д.). В  этом случае члены трудового коллектива имеют возможность приобрести часть  акций по их номинальной стоимости, а не по курсу фондовой биржи. Общим  для обеих организационных форм признаком является начисление дивидендов как на акции трудового коллектива, так и на акции предприятия.

    Для так называемого "народного предприятия" характерным является долевой принцип  приватизации имущества, под которым  подразумевается внесение каждым членом трудового (арендного) коллектива установленной  доли и определение его пая  в общей собственности коллектива (в зависимости от трудового вклада работника). В результате по итогам хозяйственной деятельности каждый пайщик получает в виде выплат часть  чистого дохода на пай.

Информация о работе Аренда основных фондов