Антикризисное состояние предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:10, дипломная работа

Описание работы

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности.

Содержание

Введение
Глава 1
1. Теоретические основы диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления
1.1 Понятия и задачи антикризисного управления на предприятии
1.2 Роль диагностики финансового состояния предприятия в антикризисном управлении
1.3 Методики анализа финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления
Глава 2
2. Диагностика финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления на примере ОАО «Обувная фабрика «Спартак»
2.1 Кратка характеристика организации и основных ее показателей
2.2 Оценка финансового состояния предприятия по методике ФУДН
2.3 Диагностика финансового состояния предприятия по методике Альтмана
Глава 3
3. Основные направления совершенствования результатов диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Сергей курсовая по предприятию.1000 р.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

  R = 2Ко + 0,1Ктл  + 0,08Ки + 0,45Км + Кпр,

  где Ко — коэффициент обеспеченности собственными средствами;

  Ктл — коэффициент текущей ликвидности;

  Ки —  коэффициент оборачиваемости активов;

  Км — коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);

  Кпр — рентабельность собственного капитала.

  При полном соответствии финансовых коэффициентов  их минимальным нормативным уровням  рейтинговое число будет равно  единице, то есть предприятие имеет  удовлетворительное финансовое состояние  экономики. Финансовое состояние предприятий  с рейтинговым числом менее единицы  характеризуется как неудовлетворительное.

  И в этой модели, и у О.П. Зайцевой значения весовых коэффициентов, по мнению А. Семеней, являются недостаточно обоснованными [20. С.17].

  В работе Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой предложена методика, заключающаяся в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя. Система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах, представлена в таблице 1.

  Таблица 1. Группировка предприятий по критериям  оценки финансового состояния

Показатель Границы классов согласно критериям
  I класс, балл II класс, балл III класс, балл IV класс, балл V класс, балл VI класс, балл
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше  —20 0,2—16 0,15—12 0,1— 8 0,05—4 менее 0,5 — 0
Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 и выше  —18 0,9—15 0,8—12 0,7—9 0,6—6 менее 0,5 — 0
Коэффициент текущей ликвидности 2,0 и выше  —16,5 1,94—1,7 15—12 1,6—1,4 10,5—7,5 1,34—1,16—3 1,0 —1,5 менее 1,0 — 0
Коэффициент финансовой независимости   0,6 и выше  –

  17

  0,59—0,54

  15—12

  0,53—0,43

  11,4—7,4

0,42—0,41 6,6—1,8 0,4 — 1 менее 0,4 — 0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами   0,5

  и выше — 15

0,4 — 12 0,3 — 9 0,2 — 6 0,1 — 3 менее 0,4 — 0
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом 1,0 и выше  —15 0,9 — 12 0,8 — 9,0 0,7 — 6 0,6 — 3 менее 0,5 — 0
Минимальное значение границы 100 85—64 63,9—56,9 41,6—28,3 18

  I класс        — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;

  II класс  — предприятия, демонстрирующие  некоторую степень риска по  задолженности, но еще не рассматриваются  как рискованные;

  III класс  — проблемные предприятия. Здесь  вряд ли существует риск потери  средств, но полное получение  процентов представляется сомнительным; IV класс — предприятия с высоким  риском банкротства даже после  принятия мер по финансовому  оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты; V класс — предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные [13. С.112].

  Таким образом, кризис на предприятии может возникнуть на любой стадии деятельности предприятия. Причины могут быть как внешние, так и внутренние. Для недопущения  банкротства и в целях предотвращения кризисных ситуаций необходимо вводить  антикризисное управление и проводить  диагностику финансового состояния  предприятия.

  Для диагностики  финансового состояния предприятия  в системе антикризисного управления используются различные отечественные  и зарубежные методики, каждая из которых  имеет определенные особенности  и недостатки. Различные методики предсказания банкротства, на самом  деле, предсказывают различные виды кризисов. Представляется, однако, что  ни одна из методик не может претендовать на использование в качестве универсальной  именно по причине "специализации" на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому  кажется целесообразным отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор  конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут  и должны подвергаться корректировке  с учетом специфики отраслей. 

  2. Диагностика финансового  состояния предприятия  в системе антикризисного  управления на  примере ОАО «Обувная  фабрика «Спартак»  

  2.1 Кратка характеристика  организации и  основных ее показателей

  ОАО «Обувная фабрика «Спартак» представляет собой промышленное предприятие, расположенное  в центре столицы Татарстана, которое  за почти вековую историю прошло путь от небольшого обувного производства до крупнейшей в России обувной компании, выпускающей ежегодно более 300 новых  наименований обуви высокого качества.

  В 1916 году три казанских купца и фабриканта – Шабанов, Зобнин и Жулин на правах пайщиков открыли фирму по производству обуви «Поляр». Оснащение фабрики состояло из парового двигателя и машин для шитья верха обуви, которой выпускалось 2 вида.

  В 1922 году, по предложению рабочих, фабрика  «Поляр» получила новое название – «Спартак».

  1 августа  1962 года в состав «Спартака»  вошла Казанская фабрика детской  обуви. В последующие годы комбинат  укрупнился за счет еще трех  предприятий, входивших в состав  местной промышленности: Казанской, Зеленодольской и Чистопольской обувных фабрик. В конце 60-х и начале 70-х стали открываться филиалы фабрики в городах Татарстана и других регионов.

  В 70-80-е  гг. обувной комбинат «Спартак» входил в число нескольких предприятий, обеспечивавших обувью все население  Советского Союза. Объем выпускаемой  «Спартаком» продукции в этот период достигал 11, 5 миллионов пар  обуви в год.

  Продукция компании через развитую дистрибьюторскую сеть поставляется во все регионы  России и страны СНГ. Обувь реализуется  также через собственную розничную  сеть фирменных магазинов «Спартак». На данный момент сеть включает в себя более 60 магазинов в 23 городах России.

  Сегодня ОАО занимает около 1% российского  обувного рынка. Специализируется на производстве кожаной обуви в средне-низком ценовом сегменте, выпускает около 450 000 пар обуви в год. Фабрика специализируется на производстве женской, мужской и детской, кожаной и текстильной обуви для всех сезонов года. Кроме того, "Спартак" выпускает военную и специализированную обувь.

  Уставный  капитал общества составляет 42 861 000 руб. Он разделен на 4 271 500 обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 руб. и 14 600 привилегированных акций  номинальной стоимостью 10 руб.

  В масштабах  обувного рынка России с множеством операторов и огромным импортом, ни одна компания на сегодняшний день не имеет доли, равной 1 % и немногие могут похвастать столь динамично  развивающимся оптом и развитой собственной сетью. Такое положение  дела позволяет строить компании «Спартак» довольно смелые, но вполне выполнимые планы на период до конца 2012года:

  - достичь  доли рынка равной 1 %;

  - расширить  розничную сеть до 200 магазинов;

  - закрепиться  на рынках СНГ и выйти на  мировой рынок.

  Достижение  целей компании возможно при ориентации на следующую стратегию: компания выходит  за рамки производства-России-обуви  и начинает не только производить, но и закупать для продажи, работать не только в России, но и за рубежом, предлагать не только обувь, но и одежду-аксессуары и т.д.

  Фабрика ощутила приближение кризиса  еще осенью 2008г. При производстве продукции всегда нужна финансовая подпитка. "Спартак" - развивающийся  ритэйлер со всеми вытекающими кредитными обязательствами. К тому же вырос курс доллара, соответственно подорожали и комплектующие: кожа, фурнитура, себестоимость продукции выросла. Было введено антикризисное управление и, благодаря этому, удалось свести негативные последствия финансового кризиса к минимуму.

  Основные  показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Обувная фабрика  «Спартак» за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.

  Таблица 2. Динамика показателей финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Обувная фабрика  «Спартак» за 2008-2009 гг.

    Наименование 2008г. 2009г. Изменение (+,-)
    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 969 095 931 193 -37 902
    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. -851 933 -816 956 34 977
    Валовая прибыль, тыс. руб. 117 162 114 237 -2 925
    Коммерческие  расходы, тыс. руб. -18 849 -14 272 4 577
    Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 41 257 39 407 -1 850
    Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. -42 972 -22 926 20 046
    ССЧ персонала, чел. 1 070 984 -86
    Среднегодовая стоимость ОППФ, тыс. руб. 317 804 560 433 242 629

  Как видно  из таблицы 2. за анализируемый период прослеживается тенденция снижения основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия: выручка, валовая  прибыль, прибыль от продаж. Так выручка от продажи товаров в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 37 902 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров выросла на 34 977 тыс. руб. Коммерческие расходы сократились на 4 577 тыс. руб. Убыток отчетного периода составил 22 926 тыс. руб., что на 20 046 тыс. руб. меньше убытка прошлого 2008 года. Среднесписочная численность персонала сократилась на 86 человек. Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов увеличилась в 2009г. на 242 629 тыс. руб. и составила 560 433 тыс. руб. Как видим, ОАО «Обувная фабрика «Спартак» является крупнейшим в России производителем обуви. Такое положение позволяет строить компании довольно смелые планы, в том числе выход на мировой рынок. Однако с 2008 года фабрика ощутила приближение кризиса. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия показывают, что предприятие находится в убытке, и наблюдается тенденция снижения показателей. За счет повышения себестоимости товаров снизилась выручка от их продажи. Было сокращено количество персонала.

  2.2 Оценка финансового  состояния предприятия  Российское законодательство четко сформулировало признаки отнесения предприятий к группе несостоятельных (банкротов) на основе расчета и анализа следующих показателей: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

  По методике ФУДН - финансового управления по делам  о несостоятельности (банкротстве) финансовое состояние предприятия  признается удовлетворительным лишь тогда, когда оба коэффициента (Ктл и Косс) имеют значение в пределах норматива. Выход за рамки норматива хотя бы одного коэффициента считается достаточной причиной, чтобы считать предприятие неплатежеспособным и финансово неустойчивым [3. С.7].

  Для оценки финансового состояния предприятия  за 2008 и 2009гг. необходимы данные итоговых строк разделов баланса предприятия, представленные в таблице 3.

  Таблица 3. Расчетные показатели  ОАО «Обувная фабрика «Спартак» за 2007-2009 гг.

    Показатель 2007г. 2008г. 2009г.
    Внеоборотные активы, тыс. руб. 970 074 1 334 466 902 885
    Оборотные активы, тыс. руб. 514 045 1 162 804 1 453 208
    Собственный капитал, тыс. руб. -27 694 - 70 486 - 93 419
    Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 155 123 1 451 011 1 337 850

  Произведем  расчет показателей за 2008 и 2009 года соответственно:

  1) Ктл.н = 514 045 / 155 123 = 3,31 > 2

  Ктл = 1 162 804 / 1 451 011 = 0,80 < 2,

  Косс = (- 70 486 - 1 334 466) / 1 162 804 = - 1,21 < 0,1,

  Квп = (0,80 + 6/12 (0,8 - 3,31)) / 2 = - 0,23 < 1.

  2) Ктл = 1 453 208 / 1337 850 = 1,09 < 2,

  Косс = (- 93 419 - 902 885) / 1 453 208 = - 0,69 < 0,1,

  Квп = (1,09 + 6/12 (1,09 - 0,8)) / 2 = 0,62 < 1.

<

Информация о работе Антикризисное состояние предприятия