Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:10, дипломная работа
Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности.
Введение
Глава 1
1. Теоретические основы диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления
1.1 Понятия и задачи антикризисного управления на предприятии
1.2 Роль диагностики финансового состояния предприятия в антикризисном управлении
1.3 Методики анализа финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления
Глава 2
2. Диагностика финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления на примере ОАО «Обувная фабрика «Спартак»
2.1 Кратка характеристика организации и основных ее показателей
2.2 Оценка финансового состояния предприятия по методике ФУДН
2.3 Диагностика финансового состояния предприятия по методике Альтмана
Глава 3
3. Основные направления совершенствования результатов диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления
Заключение
Список использованной литературы
R = 2Ко + 0,1Ктл + 0,08Ки + 0,45Км + Кпр,
где Ко — коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
Ки —
коэффициент оборачиваемости
Км — коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);
Кпр — рентабельность собственного капитала.
При полном
соответствии финансовых коэффициентов
их минимальным нормативным
И в этой модели, и у О.П. Зайцевой значения весовых коэффициентов, по мнению А. Семеней, являются недостаточно обоснованными [20. С.17].
В работе Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой предложена методика, заключающаяся в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя. Система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния
Показатель | Границы классов согласно критериям | |||||
I класс, балл | II класс, балл | III класс, балл | IV класс, балл | V класс, балл | VI класс, балл | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,25 и выше —20 | 0,2—16 | 0,15—12 | 0,1— 8 | 0,05—4 | менее 0,5 — 0 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 1,0 и выше —18 | 0,9—15 | 0,8—12 | 0,7—9 | 0,6—6 | менее 0,5 — 0 |
Коэффициент текущей ликвидности | 2,0 и выше —16,5 | 1,94—1,7 15—12 | 1,6—1,4 10,5—7,5 | 1,34—1,16—3 | 1,0 —1,5 | менее 1,0 — 0 |
Коэффициент финансовой независимости | 0,6 и выше
–
17 |
0,59—0,54
15—12 |
0,53—0,43
11,4—7,4 |
0,42—0,41 6,6—1,8 | 0,4 — 1 | менее 0,4 — 0 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,5
и выше — 15 |
0,4 — 12 | 0,3 — 9 | 0,2 — 6 | 0,1 — 3 | менее 0,4 — 0 |
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом | 1,0 и выше —15 | 0,9 — 12 | 0,8 — 9,0 | 0,7 — 6 | 0,6 — 3 | менее 0,5 — 0 |
Минимальное значение границы | 100 | 85—64 | 63,9—56,9 | 41,6—28,3 | 18 | — |
I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;
II класс
— предприятия,
III класс
— проблемные предприятия.
Таким образом,
кризис на предприятии может возникнуть
на любой стадии деятельности предприятия.
Причины могут быть как внешние,
так и внутренние. Для недопущения
банкротства и в целях
Для диагностики
финансового состояния
2.
Диагностика финансового
состояния предприятия
в системе антикризисного
управления на
примере ОАО «Обувная
фабрика «Спартак»
2.1 Кратка характеристика организации и основных ее показателей
ОАО «Обувная фабрика «Спартак» представляет собой промышленное предприятие, расположенное в центре столицы Татарстана, которое за почти вековую историю прошло путь от небольшого обувного производства до крупнейшей в России обувной компании, выпускающей ежегодно более 300 новых наименований обуви высокого качества.
В 1916 году
три казанских купца и
В 1922 году, по предложению рабочих, фабрика «Поляр» получила новое название – «Спартак».
1 августа
1962 года в состав «Спартака»
вошла Казанская фабрика
В 70-80-е гг. обувной комбинат «Спартак» входил в число нескольких предприятий, обеспечивавших обувью все население Советского Союза. Объем выпускаемой «Спартаком» продукции в этот период достигал 11, 5 миллионов пар обуви в год.
Продукция
компании через развитую дистрибьюторскую
сеть поставляется во все регионы
России и страны СНГ. Обувь реализуется
также через собственную
Сегодня ОАО занимает около 1% российского обувного рынка. Специализируется на производстве кожаной обуви в средне-низком ценовом сегменте, выпускает около 450 000 пар обуви в год. Фабрика специализируется на производстве женской, мужской и детской, кожаной и текстильной обуви для всех сезонов года. Кроме того, "Спартак" выпускает военную и специализированную обувь.
Уставный капитал общества составляет 42 861 000 руб. Он разделен на 4 271 500 обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 руб. и 14 600 привилегированных акций номинальной стоимостью 10 руб.
В масштабах обувного рынка России с множеством операторов и огромным импортом, ни одна компания на сегодняшний день не имеет доли, равной 1 % и немногие могут похвастать столь динамично развивающимся оптом и развитой собственной сетью. Такое положение дела позволяет строить компании «Спартак» довольно смелые, но вполне выполнимые планы на период до конца 2012года:
- достичь доли рынка равной 1 %;
- расширить розничную сеть до 200 магазинов;
- закрепиться на рынках СНГ и выйти на мировой рынок.
Достижение
целей компании возможно при ориентации
на следующую стратегию: компания выходит
за рамки производства-России-
Фабрика ощутила приближение кризиса еще осенью 2008г. При производстве продукции всегда нужна финансовая подпитка. "Спартак" - развивающийся ритэйлер со всеми вытекающими кредитными обязательствами. К тому же вырос курс доллара, соответственно подорожали и комплектующие: кожа, фурнитура, себестоимость продукции выросла. Было введено антикризисное управление и, благодаря этому, удалось свести негативные последствия финансового кризиса к минимуму.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Обувная фабрика «Спартак» за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.
Таблица
2. Динамика показателей финансово-
Наименование | 2008г. | 2009г. | Изменение (+,-) |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 969 095 | 931 193 | -37 902 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | -851 933 | -816 956 | 34 977 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 117 162 | 114 237 | -2 925 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. | -18 849 | -14 272 | 4 577 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 41 257 | 39 407 | -1 850 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. | -42 972 | -22 926 | 20 046 |
ССЧ персонала, чел. | 1 070 | 984 | -86 |
Среднегодовая стоимость ОППФ, тыс. руб. | 317 804 | 560 433 | 242 629 |
Как видно
из таблицы 2. за анализируемый период
прослеживается тенденция снижения
основных показателей финансово-
2.2 Оценка финансового состояния предприятия Российское законодательство четко сформулировало признаки отнесения предприятий к группе несостоятельных (банкротов) на основе расчета и анализа следующих показателей: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
По методике ФУДН - финансового управления по делам о несостоятельности (банкротстве) финансовое состояние предприятия признается удовлетворительным лишь тогда, когда оба коэффициента (Ктл и Косс) имеют значение в пределах норматива. Выход за рамки норматива хотя бы одного коэффициента считается достаточной причиной, чтобы считать предприятие неплатежеспособным и финансово неустойчивым [3. С.7].
Для оценки
финансового состояния
Таблица 3. Расчетные показатели ОАО «Обувная фабрика «Спартак» за 2007-2009 гг.
Показатель | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Внеоборотные активы, тыс. руб. | 970 074 | 1 334 466 | 902 885 |
Оборотные активы, тыс. руб. | 514 045 | 1 162 804 | 1 453 208 |
Собственный капитал, тыс. руб. | -27 694 | - 70 486 | - 93 419 |
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. | 155 123 | 1 451 011 | 1 337 850 |
Произведем расчет показателей за 2008 и 2009 года соответственно:
1) Ктл.н = 514 045 / 155 123 = 3,31 > 2
Ктл = 1 162 804 / 1 451 011 = 0,80 < 2,
Косс = (- 70 486 - 1 334 466) / 1 162 804 = - 1,21 < 0,1,
Квп = (0,80 + 6/12 (0,8 - 3,31)) / 2 = - 0,23 < 1.
2) Ктл = 1 453 208 / 1337 850 = 1,09 < 2,
Косс = (- 93 419 - 902 885) / 1 453 208 = - 0,69 < 0,1,
Квп = (1,09 + 6/12 (1,09 - 0,8)) / 2 = 0,62 < 1.
<