Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Главная задача анализа прибыли предприятия – это определение источников формирования прибыли, выявление изменений распределения прибыли и составляющие ее использования, а также раскрытие направлений ее использования. Результаты анализа являются источники, и резервы роста прибыли и рентабельности.
Так же можно выделить не менее важную задачу – это своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Целью курсовой работы является рассмотрение прибыли предприятия, анализ ее использования и распределения.

Работа содержит 1 файл

Анализ прибыли предприятия.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Рис. 1 Классификация показателей прибыли 

  1. Анализ  формирования, распределения  и использования  прибыли.

     2.1 Анализ формирования прибыли.

    Поскольку получение прибыли является необходимым  условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину.

    Успешная  реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом  формирования прибыли, включающим в  себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исходным положением в его осуществлении является проведение аналитических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производства и реализации продукции и финансового плана.

     Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:

  1. анализируется прибыль по составу в динамике;
  2. проводится факторный анализ прибыли от реализации;
  3. анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;
  4. анализируется формирование чистой прибыли на накопление и потребление;
  5. дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;
  6. анализируется использование прибыли на накопление и потребление;
  7. разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

     2.2 Порядок распределение прибыли предприятия.

     Объектом  распределения прибыли является балансовая прибыль предприятия. Под  ее распределением понимается направление на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

       В настоящее время прибыль  предприятия используется в следующем порядке:

     1) уплачивается в бюджет налог на прибыль (доход);

     2) производятся отчисления в резервный фонд;

     3) образуются фонды и резервы, предусмотренные учредительными документами предприятия.

     Из  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителями. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

     Под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).

     За  счет средств фондов накопления финансируются  главным образом капитальные  вложения на производственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счет собственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

     Распределение чистой прибыли позволяет расширять  деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников. 

 

      3. Определяющие факторы  и пути увеличения прибыли.

     3.1 Анализ факторов  влияющих на прибыль.

     Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (работ, услуг).

     При анализе финансовых результатов  изучается динамика реализации продукции (работ, услуг) и определяются факторы  изменения ее суммы.

     Факторы:

  • Объем реализации – Vрп;
  • Структура – УДi;
  • Себестоимость – Сi;
  • Уровень среднереализационных цен – Цi.

      Характеристика  влияния указанных факторов приведена  в таблице 1.

     Объем реализации продукции (работ, услуг) можно рассчитать способом цепной подстановки (последовательная замена плановой величины каждого факторного показателя на фактическое значение).

     Структура товарной продукции (работ, услуг) способ цепной подстановки. Ассортиментный анализ (модель абсолютных разниц):

  • для однородной продукции по формуле

          ∆ Пудi = ∑[ (УД – УДiпл) х Ппл] х Vрп общ.ф               (3.1)

                       100

     где

     ∆ Пудi – влияние структурного фактора на изменение прибыли;

     Vрп общ.ф -  фактический общий объем реализованной продукции;

     УД – удельный вес i – го вида продукции в общем объеме реализации в условно – натуральном выражении или нормо-часах, %;

      Таблица 1.

п/п Наименование  фактора      Характеристика  влияния
1 Объем реализации продукции (работ, услуг)      Оказывает положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к  пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
     22 Структура товарной продукции (работ, услуг)      Может оказывать как положительное, так  и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
     33 Себестоимость      Себестоимость и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
     44 Уровень среднереализационных цен      Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
 

     Ппл – сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо-час.

  • для неоднородной продукции по формуле

                  

     ∆ Пудi = ∑[(УД – УДiпл) х Riпл] х ∑Vрп х Сiпл          (3.2)          

                100

     где Riпл – плановая рентабельность i-го вида

     Себестоимость определяется методом сравнения фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.

     Уровень среднереализационных цен:

  1. Метод цепной подстановки

                Вусл1 – Вусл2

     ∆Ц = ———————                            (3.3)

                  Vрп общ.ф

      

Где

     Вусл1 = ∑(Vрп общ.ф х УДiф) х Ц iпл

     Вусл2 = ∑(Vрп общ.ф х УД iпл) х Ц iпл

  1. Метод абсолютных разниц

              ∑(УД iф – УДiпл) х Цiпл

     ∆Ц = ———————————                   (3.4)

                              100 

                      Факторный анализ прибыли до налогообложения 

     Прибыль до налогообложения учитывает финансовые результаты от реализации продукции, прочей реализации, внереализационных операций.

     Основными задачами анализа прибыли до налогообложения  являются:

    • оценка плана (прогноза) прибыли;
    • изучение состава и структуры прибыли в динамике;
    • выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;
    • выявление резервов роста прибыли;
    • разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.

     В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного  года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние выделенных факторов.

     Количественное  влияние факторов оценивается путем  сравнения базовых и отчетных данных. Кроме того, для оценки влияния  факторов используются методы факторного анализа, например цепной подстановки.

     Как правило, оценивается влияние на прибыль до налогообложения следующих  основных факторов: объем продаж; структура  продаж; себестоимость продаж; отпускные  цены на продукцию; расходы периода.

            

                                Факторный анализ чистой прибыли

     Одна  из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить  причины изменения конечного  финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и  убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа. При расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком. В свою очередь, прибыль от продаж — основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли находится под непосредственным влиянием ряда факторов: объема и структуры продаж, цен реализации, себестоимости проданной продукции и других факторов последующих порядков. 
 
 
 
 
 
 
 

                  3.2. Резервы увеличения прибыли

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2  Резервы увеличения прибыли.

        Цель  совершенствования механизма финансовых результатов предприятия –  увеличение прибыли.

        Рост  прибыли возможет за счет реализуемой  продукции и за счет снижения затрат живого и общественного труда.

        За  счет реализуемой продукции:

        - увеличение объема продукции;

        - снижение затрат на производство  и реализацию продукции;

        - недопущение внереализационных  убытков;

        - совершенствование структуры продукции;

        Экономия  затрат живого труда достигается  за счет более экономного и рационального использования средств за оплату труда рабочих и служащих. Основными резервами снижения затрат средств на оплату труда являются:

Информация о работе Анализ прибыли предприятия