Анализ прибыли от реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Как экономическая категория прибыль является одной из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики; она представляет собой часть национального дохода, включает стоимость прибавочного и отдельные элементы необходимого продукта. Прибыль занимает одно из главных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Содержание

Введение 3
Экономическая сущность прибыли, её взаимосвязи с другими показателями хозяйственной деятельности 7
Содержание и задачи анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) 12
Анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) 14
Резервы роста прибыли от реализации, пути их использования 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Анализ прибыли от реализации продукции работ услуг.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Прибыль предприятия  является важнейшим обобщающим показателем  эффективности ее производственной и коммерческой деятельности. Прибыль – это цель и движущий мотив функционирования. Источником прибыли, как и чистого дохода, является часть необходимого и прибавочного продукта. Вместе с тем прибыль отличается от чистого дохода следующими моментами:

1) прибыль  представляет только часть чистого  дохода, представленную в реализованной  части продукции. Полный объем  чистого дохода может быть  определен по всей валовой  продукции; 

2) чистый доход  является более глубинной категорией, расположенной ближе к стоимости продукции. Прибыль же представляет поверхностную форму проявления чистого дохода. Она является однопорядковой категорией с себестоимостью продукции;

3) в прибыли  испиваются результаты всей финансовой  деятельности.  В нее включаются  не только коммерческие результаты от ее производственной деятельности, но и прочая прибыль (например, погашенная задолженность, страховые поступления за возмещение ущерба), а также сминусованные убытки (например, от жилищно-коммунального хозяйства, от стихийных бедствий и просроченные задолженности. На чистом доходе эти финансовые операции и результаты никак не отражаются.

Прибыль, как  обобщающий синтетический показатель, подвержена влиянию многочисленных как экстенсивных, так и интенсивных  факторов. Ее величина определяется:

1) уровнем  производительности труда. С ростом  производительности труда растет  объем производимой и реализуемой  продукции, снижается ее себестоимость.  А это все увеличивает прибыль;

2) экономией  материальных и трудовых затрат  на производство продукции. Рост капиталоотдачи, снижение материалоемкости и трудоемкости производства продукции при прочих равных условия способствуют росту прибыли предприятия;

3) изменением  структуры производства и ассортимента  производимой продукции. Повышение  доли производимых высокоприбыльных видов продукции в составе валовой продукции способствует росту получаемой валовой и чистой прибыли;

4) уровнем  цен. Рост рыночных цен на  производимую продукцией продукцию  при прочих равных условиях  прямо пропорционально влияет  на объем получаемой им прибыли. Наоборот, рост цен на закупаемые  средства производства и рабочую силу снижает его прибыль;

5) скоростью  общего оборота авансированного,  капитала. Ускорение оборачиваемости  функционирующего капитала предприятия  ведет или к экономии основных и оборотных средств, или к росту объема производимой продукции, что и в одном, и в другом случае увеличивает прибыль предприятия;

6) распределением  денежной части чистого дохода  на чистую прибыль и отчисления  государству. Экономически неоправданное,  чрезмерное изъятие государством части чистого дохода  уменьшает при прочих равных условиях ее чистую прибыль и возможности стабильного функционирования экономики [4. C.99-100].

Предприятие стремится увеличить свою прибыль  по все этим направлениям, что имеет позитивное значение в ее производственной и коммерческой деятельности. Однако здесь могут проявиться и негативные стороны прибыли. Отдельные могут попытаться увеличить свою прибыль за счет грубого искажения ассортимента своей производимой продукции в пользу более прибыльных изделий, за счет неоправданного завышения цен реализации, путем необоснованного снижения затрат по ряду направлений деятельности предприятия. Это ущемит экономические интересы партнеров предприятия, снизит его имидж, а в конечном итоге может привести и к банкротству.

Одно и  то же значение прибыли в зависимости  от используемых в производстве средств (капитала) может быть оценено по-разному. Для акционерного общества (ОАО “Минскмебель”) и, в первую очередь, для инвесторов собственного и заемного капитала значение будет иметь степень возрастания или доходность собственного и всего капитала. Поэтому только соотношение прибыли к применяемому капиталу показывает, насколько успешно был использован в производстве полученный предприятием капитал, т.е., какое количество прибыли было получено на единицу капитала. Показатели рентабельности являются мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде.

Показатель  рентабельности отражает соотношение  результатов и определенных влияющих на него факторов и позволяет оценивать результаты деятельности предприятия на основании повлиявших на них факторов. В качестве результатов рассматривается прибыль до и после уплаты налогов. Факторами, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, необходимый для возникновения прибыли (результата) используемый капитал, с другой – оборот (реализация) как предпосылка возникновения прибыли. Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами позволяют сконструировать множество различных показателей рентабельности: рентабельность собственного и всего капитала, рентабельность инвестиций, рентабельность применяемого в производстве капитала "рентабельность оборота. Эти различные показатели рентабельности можно использовать для аналитических целей. Они позволяют получать информацию, необходимую для принятия решений и поэтому их применяют как вспомогательное средство для управления предприятием.

2.  Содержание и  задачи анализа прибыли от  реализации продукции (работ,  услуг)

Финансовые  результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль –  это часть чистого дохода, который  непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции  чистый доход принимает форму  прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Значение  прибыли для предприятия заключается  в следующем.

• прибыль  выступает источником финансовых ресурсов;

• прибыль  служит источником образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.) и выступает фондообразующим  показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;

• прибыль  – источник материального стимулирования трудового коллектива;

• прибыль  выступает источником образования  имущества, капитала;

• прибыль  является источником трудовых и социальных льгот для работников предприятия.

Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

определение влияния как объективных, так  субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка  мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками  информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные  на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

3. Анализ  прибыли от реализации продукции  (работ, услуг)

 

В хозяйственной практике предприятий и в частности  на ОАО «Минскмебель» используются следующие показатели прибыли:

1. Балансовая;

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

Прибыль от прочей реализации;

1.3.   Доходы и  расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты):

1.3.1. По ценным бумагам  и от долевого участия в  совместных предприятиях;

1.3.2. Штрафы, пени, неустойки,  полученные и уплаченные;

1.3.3. Прибыль и убытки  прошлых лет, выявленные в отчетном  году;

1.3.4. Поступления долгов и дебиторской задолженности;

1.3.5. Поступления от  других предприятий и организаций  финансовой помощи, пополнения фондов  специального назначения и пр.

2. Налогооблагаемая;

3. Льготная (необлагаемая  налогом);

4. Остающаяся в распоряжении  предприятия;

5. Чистая.

Выполнение плана прибыли  оценивается нарастающим итогом с начала отчетного периода (года).

Для того чтобы сделать  правильные выводы об устойчивости темпов роста прибыли необходимо обеспечить сопоставимость показателей.

С этой целью показатели прибыли корректируются с учетом изменений цен и условий оплаты труда в сопоставляемых периодах.

Кроме того, фактическая  сумма прибыли уменьшается на сумму прибыли, изъятую в доход  государственного бюджета, и сумму, полученную в результате завышения цен, выпуска продукции с отступлением от стандартов, нарушения рецептур.

Оценка выполнения плана  прибыли сочетается с изучением  динамики. При этом составим аналитическую  таблицу 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1. Анализ состава, выполнения плана и динамики балансовой прибыли

 

Показатели (состав) балансовой прибыли

  1999 год

            2000 год

Отклонение (+,-), млн. руб.

Темп роста, %

Сумма, млн руб.

Структура, %

План, млн. руб.

Фактически

Выполнение плана, %

От плана

От 1998 года

Сумма, млн. руб.

Структура, %

             А

   1

   2

    3

  4

5

   6

   7

    8

    9             

 

    3

   4

  5

  6

   7

    8

1. Балансовая прибыль

162859

100

209158

214146

100

124,6

+4988

19100

410,9

 

1.1 прибыль от реализации  продукции (товаров, работ, услуг)

157070

22,1

230587

231744

73,6

106,6

+1157

17218

1366

 

1.2 прибыль (+), убыток (-) от прочей реализации

1778

28,9

     -

1271

6,8

     -

+1271

-507

-139,8

 

1.3 доходы (+), расходы (-) от внереализационных операций

3005

48,9

     -

5394

21,4

     -

+5394

+2389

179,5

 

               А

  1

  2

  3

  4

5

  6

  7

  8

  9

 

1.3.1 по ценным бумагам  и от долевого участия в  совместных предприятиях

    -

     -

      -

     -

   -

     -

       -

      -

       -

 

1.3.2 штрафы, пени, неустойки,  полученные за вычетом уплаченных

    -

    -

      -

    -

  -

       -

        -

       -

        -

 

1.3.3 прибыли и убытки  прошлых лет, выявленные в отчётном  году

     -

   -

     - 

    -

   -

      -

       -

      -

         -

 

1.3.4. поступления долгов  и дебиторской задолженности

    -

     -

      -

    -

  -

        -

        -

      -

         -

 

1.3.5 получение от других  предприятий и организаций финансовой  помощи, пополнения фондов специального  назначения

     -

     -

        -

     -

  -

     -

         -

      -

          -


Как свидетельствуют  данные табл. 3.1, план по балансовой прибыли  перевыполнен на 24,6 %, или 4988 млн. руб., темп ее роста к предыдущему году достиг  410,9%. Наибольшую долю в сумме балансовой прибыли составила прибыль от реализации продукции (работ, услуг). В отчетном году ее фактическая доля снизилась на 51,5 процентных пункта и составила 73,6 %, удельный вес других составных частей прибыли возрос на эту же величину и составил по прибыли от прочей реализации 6,8 (-22,1 процентных пункта), прибыли от внереализационных операций – 21,4 (-27,5 процентных пункта).

 

На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности  они делятся на факторы первого  и второго порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения:

1) прибыли от реализации  продукции (работ, товаров, услуг);

2) прибыли от прочей  реализации;

3) внереализационных  результатов.

Факторами второго порядка  являются изменения:

1.1) объема реализованной  продукции;

1.2) структуры реализованной продукции;

1.3) полной себестоимости  реализованной продукции;

1.4) цен на реализованную  продукцию;

2.1) доходов по ценным  бумагам и от долевого участия  в совместных предприятиях;

2.2) штрафов, пени, неустоек  полученных за вычетом уплаченных;

2.3) прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном  году;

2.4) поступлений долгов  и дебиторской задолженности;

2.5) финансовой помощи  от других предприятий и организаций,  пополнения фондов специального  назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого  и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.

Процесс формирования прибыли  включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в  денежную форму. Реально предприятие получает прибыль в процессе реализации продукции, но так как новая стоимость создается только в сфере производства, то по прибыли, созданной здесь, можно судить об эффективности производства и резервах роста прибыли.

Источником информации для такого анализа являются формы годового отчета: 1-П, 5-3, на основании которых составляется табл. 3.2.

Расчет изменений факторов в табл. 3.2 произведен следующим образом:

объема продукции (гр. 6): (19484 х 101,9 / 100) – 19484 млн. руб.

или структура продукции 18421 – (19484 х 101,9 /100) = - 1433,2 млн. руб.

Информация о работе Анализ прибыли от реализации продукции