Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:00, курсовая работа
Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и любое предприятие, которое имеет своей целью завоевать больший сегмент рынка, вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики любого государства.
Проблема качества продукции носит в современном мире и универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны, а, следовательно, затрагивается каждое звено механизма «производство – потребление».
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и сущность качества продукции…………………………….5
Оценка и показатели качества выпускаемой продукции. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества…11
Взаимосвязь и влияние анализа качества продукции на финансовые показатели деятельности предприятия…………………………….…19
Заключение…………………………………………………………………....21
Список литературы……………………
Показатели качества — количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества количественно обусловливают степень способности продукции удовлетворять определенные потребности.
Можно выделить простые (масса, емкость, длина и т. д.) и сложные (безотказность, ремонтопригодность и т. д.) количественные характеристики одного или нескольких свойств, составляющих качество, соответственно единичные и комплексные показатели качества.
Каждый вид продукции
характеризуется своей
При оценке качества отечественных
товаров для населения
В мировой практике для оценки степени превосходства одной части продукции над другой используют градацию (класс, сорт) — это категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей одно и то же функциональное применение, но к которой применяются различные требования в отношении качества.
Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, называется определяющим.
Обобщающие показатели — это средняя величина, учитывающая количественные оценки основных свойств продукции и коэффициентов их весомости. Здесь мы имеем в виду непосредственно удельный вес продукции высшей категории качества в общем ее выпуске, либо средневзвешенный балл продукции, средний коэффициент сортности, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции и др.
Единичные или индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств.2 К примеру полезность молока определяется его жирностью, руды – содержанием железа, продуктов питание - содержанием белка и т.д. К подобным свойствам помимо полезности можно отнести надежность, технологичность, то есть эффективность конструкторских и технологических решений, эстетичность изделий.
Под косвенными показателями мы имеем в виду штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии от покупателей, потери от брака и т.п.
Оптимальное значение качества продукции такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от ее эксплуатации (потребления) при заданных затратах на создание и эксплуатацию (потребление).
Оценка качества может проводиться по однородной продукции в одинаковых и различных условиях, по разнородной — относительно бригады, предприятия, объединения, территориальных структурных образований.
Можно сделать вывод, что качество продукции находится в постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией.
Контроль качества можно свести к двум основным понятиям — измерение контролируемых параметров и распределение их значений. Посредством анализа качества с помощью имеющихся данных и статистических методов определяют отношение между точными и замененными качественными характеристиками. Анализ позволяет уяснить связь между факторами, влияющими на бесперебойное функционирование производственного процесса, и такими результатами, как качество, стоимость, производительность и т. д.
Рассмотрим наиболее доступные статистические методы управления качеством.
Метод расслоения (послойный анализ) применяют для выяснения причин разброса характеристик изделий, если допускается, что отклонения в качестве продукции связаны с условиями производства. Сущность его заключается в разделении (расслоении) полученных характеристик в зависимости от разных факторов: квалификации работников, методов работы, характеристик оборудования качества сырья, соответствие продукции установленным стандартам.
Стандартизация — установление и применение правил (стандартов) с целью упорядочения деятельности в определенных отраслях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон.
Объекты стандартизации — конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д., многократно применяемые, используемые в различных сферах экономики, а также в международной торговле.
Стандарт — нормативно-
а) международные стандарты (ИСО);
б) государственные и
в) отраслевые стандарты (ОСТ)
и стандарты научно-
г) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).
Международные стандарты разрабатываются международной организацией по стандартизации. ИСО — это федерация национальных организаций. Разработка международных стандартов осуществляется ее техническими комитетами, состоящими из экспертов — представителей организаций — членов ИСО. К примеру государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ) участвует в работе Международной организации по стандартизации в качестве национальной организации, то есть является национальным членом ИСО.
Стандарты ИСО серии 9000 отражают
мировой опыт управления качеством
на предприятиях. Они носят рекомендательный
характер, однако более чем в 90 странах
приняты как национальные, используются
более чем 200 странами. Эти стандарты
не являются стандартами качества продукции
или даже качества производственного
процесса, а лишь устанавливают требования
к системе качества. Они не касаются
технических характеристик
В России действуют три
государственных стандарта
Ответственность за нарушение положений Закона РФ «О стандартизации» несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Она может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.
Сертификация же, в свою очередь, — это необходимый процесс, гарантирующий соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам.
По определению Международной
организации по стандартизации
ИСО, под сертификацией
Исходя из этого определения, можно выделить основные характеристики сертификации:
В системе сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификация соответствия и знак соответствия.
Сертификат соответствия
— документ, изданный по правилам системы
сертификации и удостоверяющий, что
должным образом
Сертификат качества продукции — включает точное наименование продукции, стандарт или технические условия, по которым она производится, и для наглядности качественные показатели и характеристики; сертификат на происхождение товара — предназначен для определения страны происхождения товара и завода изготовителя.
Знак соответствия — это
защищенный в установленном порядке
знак, применяемый вместе с правилами
сертификации и указывающий, что
данная продукция соответствует
конкретному стандарту или
В Российской Федерации приняты схемы (системы) сертификации, которые применяются в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. На основании схем сертификации выделяют три стратегии, на которые может ориентироваться предприятие.
В соответствии с порядком проведения сертификации продукции проводятся сертификация системы качества изготовителя и контроль за стабильностью функционирования системы качества. Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.3
3. Взаимосвязь и влияние анализа качества продукции на финансовые показатели деятельности предприятия
Анализ качества продукции тесно взаимосвязан и прямым образом влияет на такие финансовые показатели, как выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:
∆ВП = (Ц1-Ц0)*VВП1;
∆В = (Ц1-Ц0)* VРП1;
∆П = [(Ц1 - Цо) *VРП1] - [(С1 - С0) * VРП1],
где Цо и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со и С1 — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
VВП1 — объем произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества.4
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (∆Уді) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Ці), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VBПoбщ1):
∆ВПсорт = ∑ (∆Уді * Ці0) * VBПoбщ1.
Аналогичным образом определяет изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава.
После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:
∆Псорт = (∆Цсорт - ∆Ссорт)* VРПобщ1,
где
∆Цсорт – изменение среднего уровня цены за счёт сортового состава;
∆Ссорт – изменение среднего уровня себестоимости изделия за счёт сортового состава;
VРПобщ1 – общий объем выпуска продукции в натуральном выражении отчётного периода.5