Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ЭЛКА-М»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа, для определения способов улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели обозначены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- показать методы анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- рассмотреть финансовую отчетность, как информационно-правовую базу для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- провести анализ финансовых результатов предприятия;
- разработать основные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и повышения его финансовых результатов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 115.57 Кб (Скачать)
 

    Обобщение современной практики по управлению дебиторской задолженностью позволило  выявить целесообразную схему взаимодействия между подразделениями предприятия, согласно которой за продажи и  поступления несет ответственность  коммерческий отдел, финансовый отдел  обеспечивает информационно-аналитическое  обслуживание, а юридическая служба - юридическое сопровождение (оформление договоров и обращения в суд.

    Исследование  распространенных моделей управления денежными средствами Баумоля и Миллера-Орра выявил их общий недостаток, это отсутствие расчетов параметра страхового запаса денежных средств, ориентируясь на который предприятия смогут поддерживать необходимый уровень платежеспособности.

    Управление  структурой капитала на предприятии  предлагается проводить по следующим  этапам:

    1. определение средневзвешенной стоимости  капитала предприятия;

    2. расчет эффекта финансового левериджа;

    3. определение допустимого уровня  финансового риска;

    4. определение схемы финансирования (полное самофинансирование, смешанное  финансирования);

    5. минимизация средневзвешенной стоимости  капитала и поддержание ее  оптимальной структуры в процессе  деятельности предприятия.

    Таким образом, обоснован расчет нормального  размера кредиторской задолженности, ориентируясь на который предприятие  сможет поддерживать рекомендованный  уровень платежеспособности и финансовой устойчивости, а также выявлять резервы "безопасного" увеличения кредиторской задолженности.

    Платежеспособность  и финансовая устойчивость предприятия  возможна при значении коэффициентов  абсолютной ликвидности - от 0,2 до 0,25, текущей  ликвидности - от 1 до 2, и обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами - от 0,1 до 0,5. Пределы значений коэффициентов определены на основе нормативных документов и практики применения коэффициентов, как в России, так и за рубежом.

    Оценка  эффективности управления финансовым состоянием предлагается проводить  по следующей последовательности шагов:

    1. построение прогнозного баланса;

    2. расчет прогнозных показателей  финансового состояния;

    3. расчет комплексного показателя  оценки финансового состояния.

    Для комплексной оценки изменения финансового  состояния исследуемого предприятия  предлагается использовать метод динамической рейтинговой экспресс-оценки. Расчет комплексного показателя целесообразно проводить на основе небольшого количества показателей, были определены пять из них: коэффициент текущей ликвидности (Кт. л), автономии (Кавт), обеспеченности текущей деятельности СОС (Косос), рентабельности активов (Кра) и оборачиваемости активов (Коа). Данный набор коэффициентов отражает наиболее важные характеристики финансового состояния предприятия как платежеспособность, финансовая устойчивость, рентабельность и деловая активность.

    В рамках решения первой задачи - повышение  доходов - должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности  продаж; достаточности и эффективности  диверсификации финансово-хозяйственной  деятельности; эффективности ценовой  политики; влияния различных факторов (сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности продаж, критического объема продаж по видам продукции  и подразделениям и т.п.

    Поиск и мобилизация факторов повышения  доходов находится в известном  смысле в компетенции высшего  руководства компании, а также  ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию  разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности.

    Вторая  задача - снижение расходов - подразумевает  оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продаж. Себестоимость продаж представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе реализации продукции.

    Учет  и анализ затрат по элементам позволяет  рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию  в целом по таким крупным позициям, как оплата труда, топливо и энергия  и др.

    Что касается методов калькулирования, используемых в отечественной практике, то число их достаточно велико. В западной практике наиболее распространена система директ-костинга, подразумевающая подразделение затрат на условно-постоянные и переменные; первые относятся на затраты текущего (отчетного) периода, вторые - на себестоимость.

    При анализе деятельности ОАО "Элка-М" особое внимание следует уделить рассмотрению влияния такого фактора, как рынки сбыта, так как этот фактор оказывает значительное влияние на уровень среднереализационных цен.

    ОАО " Элка-М " реализует свою продукцию по достаточно широкому спектру сбытовых каналов. В силу своей специфики, а также в силу нехватки оборотных средств, предприятие вынуждено устанавливать различные цены на свою продукцию для разных покупателей.

    В связи с этим рекомендуется увеличить  в общей массе долю продукции, продаваемой по договорным, более  высоким ценам. Это обусловит  повышение среднего уровня цены одной  единицы изделия, и в результате увеличит прибыль от реализации продукции.

    ОАО " Элка-М " необходимо найти оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и процентом увеличения собственных средств (внутренними темпами роста).

    Для достижения высоких темпов роста  оборота нужно повышать возможности  увеличения рентабельности собственных  средств предприятия.

    3.2.  Экономическая эффективность  внесенных предложений

 

    Рассчитаем  изменение средней цены реализации продукции ОАО " Элка-М" в зависимости от рынков сбыта продукции в табл. 3.11.

    В результате изменения цены единицы  продукции ОАО "Элка-М " получит дополнительные суммы прибыли от продаж:

    15 х 39539 = 593 тыс. руб.

    Размер  чистой прибыли, полученной в результате внедрения предлагаемого мероприятия, т.е. без учета налога на прибыль, составит:

    593 - (59,3 х 0,24) = 450 тыс. руб.

    Таблица 3.11 - Влияние изменения структуры реализации на изменение цены единицы продукции ОАО " Элка-М"

Рынки сбыта Средняя цена единицы продукции, руб. Объем продаж, шт. Структура продаж,% Изменение цены единицы продукции, руб.
факт план факт план Отклонение
1. Постоянным клиентам 3200 156200 143940 41 36 -5 -16
2. Договорные продажи 3500 205300 234400 54 59 +5 +175
3. Прочие 3300 16840 17050 5 5 - -
ВСЕГО - 378340 395390 100 100 - 15
 

    В связи с изменением рынков сбыта  продукции средний уровень цены одной единицы изделия увеличился на 5% в общей массе доли продукции, продаваемой по договорным ценам, сумма  чистой прибыли увеличилась на 450,0 тыс. руб.

    В табл.3.12 отражено влияние разработанных  мероприятий на основные показатели деятельности ОАО " Элка-М".

 

     Таблица 3.12 - Основные показатели деятельности ОАО " Элка-М" в результате изменения структуры продаж

№п/п Показатели Отчетный  период Плановый  период
1 2 3 4
1 Выпуск продукции  в отчетном периоде, шт. 378340 395390
2 Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 132419 149409
3 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 123632 127493
4 Валовая прибыль, тыс. руб. 8787 21916
5 Затраты на 1 рубль  проданных товаров, р. 0,93 0,85
6 Рентабельность  финансово-хозяйственной деятельности,% 7,9 14,0
7 Рентабельность  продаж,% 6,6 7,1
 

    Увеличение  объемов реализации продукции приведет к необходимости расширения рынка  сбыта, поиска наиболее выгодных партнеров. Это достигается путем стимулирования работников сбыта (менеджеров) с помощью  введения повременно-премиальной системы  оплаты труда. Предлагается доплата  менеджеру по сбыту определенного  процента от суммы дополнительно  заключенных договоров с покупателями.

    Такое стимулирование повысит заинтересованность работников сбыта в поиске новых  сбытовых каналов, в заключении договоров на более выгодных условиях. Это приведет к получению дополнительной прибыли предприятия.

    В результате предложенного мероприятия  получим следующие результаты. Выручка  от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

    38434 х 3650 = 140284 тыс. руб.

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг:

    38434 х 3000 = 115302 тыс. руб.

    Валовая прибыль:

    140284 - 115302 = 24982 тыс. руб.

    Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия:

    24982 - (2498,2 х 0,24) = 18986 тыс. руб.

    Прирост чистой прибыли:

    18986 - 17253 = 1733 тыс. руб. 

    Темп  прироста объемов реализации продукции:

    

    Прирост производительности труда в целом  по предприятию:

    

    Экономический эффект от данного мероприятия представлен  в табл.3.13.

    В результате предложенных мероприятий  экономического стимулирования работников ОАО " Элка-М" существенно повысится производительность труда, а, следовательно, результативность использования рабочего фактора и других факторов.

    Также одним из эффективных путей максимизации прибыли и повышения эффективности  деятельности предприятия является обоснованный выбор метода начисления амортизации основных фондов. Использование  нелинейных методов начисления амортизационных  отчислений позволяет регулировать уровень налогооблагаемой прибыли  и соответственно, оптимизировать налогообложение.

    Таблица 3.13 - Экономический эффект от повышения мотивации сотрудников ОАО " Элка-М"

Показатели Значение
1. Себестоимость единицы  реализуемой продукции,  р.

факт

план

 
2900

3000

2. Цена единицы реализованной  продукции, р.

факт

план

 
3500

3650

3. Выручка, тыс. руб.

факт

план

 
132419

140284

4. Объем реализации, штук

факт

план

 
378340

384340

5. Балансовая прибыль,  тыс. руб.

факт

план

 
22701

24982

6. Налоговые отчисления, тыс. руб.

факт

план

 
5448

5996

7. Прибыль в распоряжении  предприятия, тыс.  руб.

факт

план

 
17253

18986

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ЭЛКА-М»