Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты анализа финансового состояния предприятия………………………………………………....5
1.1 Понятие и значение анализа финансового состояния……………......5
1.2 Информационная база анализа финансового состояния………….…10
1.3 Виды финансового анализа………………………………………….…17
Глава 2. анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Молоко»………………………………..............................19
2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Молоко»……………………………………….….….19
2.2. Анализ финансовой отчетности…………………………………..…23
ГЛАВА .3 пути финансового оздоровления ОАО «Молоко»...27
Заключение………………………………………………………..…. 29
Список литературы……………………………………………..….30

Работа содержит 1 файл

курсовая моя на печать.docx

— 92.59 Кб (Скачать)

В практических методиках  и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных  планов.

Перспективный анализ как  разведка будущего и научно-аналитическая  основа перспективного плана тесно  смыкается с прогнозированием, и  такой анализ называют прогнозным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Молоко»

2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Молоко»

ОАО «Молоко» является открытым акционерным  обществом.

Юридический адрес: 606910, Нижегородская  область, г. Шахунья, ул. Пархоменко, д. 16.

Основными видами деятельности общества являются: закупка сельскохозяйственной продукции и ее переработка для  получения молочной продукции: масло  животное, цельномолочная продукция, нежирная продукция, сухое обезжиренное молоко и сыры (твердые и плавленые) для  дальнейшей реализации.

Кроме  этого, общество осуществляет оптовую торговлю покупных товаров  и оказывает услуги: транспортные и является подрядчиком в строительстве  ферм в хозяйствах.

Шахунский молочный комбинат был введён в эксплуатацию 26 декабря 1971 года. Завод  планировался для переработки молочного  сырья сельхозпроизводителей четырёх  северных районов Горьковской области: Шахунского, Тоншаевского, Тонкинского  и Шарангского, и для производства сухого обезжиренного молока, сухого заменителя цельного молока и масла  животного.

Проектная мощность того времени составляла 8 тонн сухих продуктов в сутки  и 4 тонн масла животного в ассортименте.

Завод оснащён оборудованием производства Чехословакии и Германии, а также  отечественными технологическими линиями.

В ноябре 1992 года Шахунский молочный комбинат был преобразован в ОАО  «Молоко», в котором 56% акций получили в собственность коллектив предприятия, 44% - сельхозпредприятия - поставщики сырья.

ОАО “Молоко”, г. Шахунья, в настоящее  время - одно из крупнейших заводов  Нижегородской области. Мощная собственная  сырьевая база расположена в экологически благополучном районе и охватывает территорию  Нижегородской, Кировской  и Костромской областей, при этом практически половину необходимого сырья предприятие получает от собственных  хозяйств. Т.о., предприятие  является холдинговой компанией, в которой  соблюдается принцип вертикальной интеграции.

Основным рынком сбыта молочной продукции ОАО “Молоко” является продовольственный рынок г. Н. Новгород, так же продукция поставляется на рынки Костромской и Кировской  областей. Покупателями молочной продукции  являются предприятия оптовой и  розничной торговли, предприятия  общественного питания и гос. учреждения (больницы, школы и детские  сады).

Основными видами деятельности завода являются производство продуктов питания, розничная торговля, внешнеэкономическая  деятельность, транспортные услуги, перевозка  опасных грузов. Основными видами выпускаемой продукции являются:

-сметана 25%;

-творог; молоко;

-кефир;

-сырки сладкие;

-сырки глазированные;

-массы жирные;

-йогурт;

-творожные десерты;

-сыр плавленый;

-напитки из сыворотки;

-масло крестьянское.

Производство вырабатываемой продукции  организовывается в зависимости  от спроса и предложения покупателей  на определенные виды выпускаемой продукции.

Целью создания предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, создание высокоэффективного производства для наиболее полного  удовлетворения потребностей акционеров и трудового коллектива общества, обеспечения населения района, области, республики и других регионов продуктами питания на основе современной технологии, путем глубокой и качественной переработки  сельскохозяйственного сырья.

Общество несет ответственность  по своим обязательствам только своим  имуществом. Оно не отвечает по обязательствам своих акционеров, а акционеры - по обязательствам общества. Акционеры  не обладают правом собственности на отдельные объекты, входящие в состав имущества общества, в том числе  и на внесенные ими в уставный капитал. Акционеры несут риск убытков  в пределах принадлежащих им акций.

На предприятие поступает в  среднем 230 тонн молока в сутки. Предполагается, что в ближайшие год - два объемы поставок сырья не изменятся, и будут  находиться в этих же пределах.

Целью деятельности  ОАО «Молоко» является: удовлетворение спроса покупателей  на качественные молочные продукты питания  путем переработки закупленного в хозяйствах и у населения  молока и молока, поступившего на давальческих условиях, а также получение прибыли  для развития производственной базы, приобретения нового оборудования, улучшения  условий труда и быта членов трудового  коллектива, их оздоровление и оказание шефской помощи.

Для увеличения сырьевых ресурсов проводилась  большая работа по закупу молока у  населения. В целях материальной заинтересованности молокосдатчиков  разработаны условия соревнования по закупу излишков молока у населения  и поощрение победителей.

Все специалисты завода закреплены за хозяйствами сырьевой зоны для  оказания практической помощи в получении  хорошего качества молока. Стимулирующим  фактором для увеличения закупа молока у индивидуального сектора является и то, что в зимний период расчеты за сданное населением молоко производится по цене молока высшего сорта.

Регулярно хозяйствам оказывается  помощь в обеспечении припасами  и материалами для приемки  молока и проведения анализов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ финансовой отчетности

Важным моментом в деятельности предприятия является выявление  резервов по снижению себестоимости  продукции, которому способствует экономический  анализ.

Для снижения высокого уровня затрат необходимо принять меры по усилению контроля за более эффективным использованием ресурсов предприятия. Резервы сокращения себестоимости кроются в сокращении материальных, трудовых и других затрат на производство продукции.

Сокращению себестоимости способствуют и более эффективное использование  трудовых ресурсов, так как оно  находит  свое отражение в себестоимости  через расходы на оплату труда.

Приемлемым считается положение, при котором темп роста производительности труда опережает темп роста средней  заработной платы рабочего. Повышение  производительности труда может  быть достигнуто с помощью контроля за соответствием квалификации рабочих  уровню квалификации выполненных ими  работ.

Специализация - преимущественное развитие той или иной отрасли, группы взаимосвязанных  отраслей, превращение их в товарные отрасли, которые определяют производственное направление хозяйства. Основным показателем, характеризующим специализацию хозяйства, является структура товарной продукции, удельный вес отдельных отраслей во всей товарной продукции.

На основании следующей таблицы 1 можно определить специализацию ОАО «Молоко».

Рис. 1 Структура товарной продукции на ОАО "Молоко"

Об  успешной  производственной  деятельности  любого  предприятия

можно судить по результатам производственно  – финансовой  деятельности. Основными  показателями,  характеризующими  результативность хозяйственной деятельности  предприятия  является  прибыль, рентабельность  и  себестоимость  произведенной  и  реализованной  продукции. Рис. 1

Рентабельность является одним  из  основных  показателей  эффективности  работы предприятия. Рентабельность показывает  эффективность  производства  с  точки  зрения  получения  прибыли  на  единицу  материальных  и  трудовых  затрат  по  производству  и  реализации  продукции. Уровень  рентабельности  отдельных  видов  продукции  позволяет определить, какие  виды  продукции  наиболее  выгодно  производить, где  заложены  наибольшие  резервы  повышения  эффективности  общественного  производства. Чем  выше  рентабельность  производства, тем  больше  возможностей  осуществлять  ускоренными  темпами  интенсификацию, обновление, научно – технический  прогресс  и  материальное  положение  работников, улучшение  их  благосостояния. Таблица 2.

        Выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг за 2010 год составила 1346889 тыс. рублей или на 86,2 % больше того же уровня 2009 года и состоит из:

-выручки от реализации молочной  продукции -1243473 тыс. рублей;

-товаров (ГСМ, з/части, материалы)                   - 85987 тыс. рублей;

- услуг (автотранспорта, услуги  кассы)              - 17429 тыс. рублей.

Получено прибыли от продаж 78476 тыс. рублей или на 30335 тыс. рублей больше чем в 2009 году.

Прибыль в основном получена от реализации молочной продукции.

Таким образом, рентабельность от продаж составила:

- молочной продукции- 6,5%;

-продукция кулинарии- убыток;

-услуги-1,2 %;

-товары-2,9%.

Общая рентабельность от продаж составила 5,8%, а за 2009 год- 6,7%.

Причиной снижения рентабельности послужило снижение цены реализации на отдельные виды молочной продукции, а также увеличение объемов производства

Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Горизонтальный  анализ заключается в построении одного или нескольких аналитических  таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Ценность  результатов горизонтального анализа  существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Цель  горизонтального анализа состоит  в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин  различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Горизонтальный  анализ баланса приведен в таблице 3.

 

Из таблицы  можно сделать выводы, что предприятие  приобретает новые основные средства, они увеличились на 46,2 %, одновременно происходит снижение нематериальных активов  каждый год они снижаются, незавершенное  производство в 2009 году увеличилось 58,5%, а 2010 происходит резкое сокращение на 81,9 %, так же предприятие гасит  свои обязательства по отложенным налоговым  активам, финансовая прочность сложилась  на предприятии так как предприятия  обладает хорошим запасом материальных ценностей на 156%, увеличение долгосрочных финансовых вложений на 81,2%, так же из таблицы видно, что дебиторская  задолженность увеличивается с  каждым годом на 76,7%, в 2009 году происходит увеличение денежных средств на 293,5 %, а 2010г. наблюдается резкое снижение денежных средств на 264,6%, долгосрочные займы и кредиты в 2009г. происходит увеличение 607 % это говорит о том, что предприятия взяло кредит, а 2010г происходит снижение 83,3%  предприятия гасит долгосрочный кредит. Краткосрочные кредиты и займы в 2009г. снижаются на 75,7 %, а в 2010г предприятия привлекает кредит банка для расширения деятельности на 359,3%. Кредиторская задолженность увеличивается с каждым годом на 58,5%. Валюта баланса увеличилась на 76,1%.

Большое значение для оценки финансового  состояния  имеет и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса, который дает представление финансового отчета в виде относительных показателей.

Цель  вертикального анализа заключается  в расчете удельного веса отдельных  статей в итоге баланса и оценке его изменений. С помощью вертикального  анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные  показатели сглаживают негативное влияние  инфляционных процессов.

 

В таблице 4 мы наблюдаем увеличение запасов, что т.е. снижается возможность перерывов по причине отсутствия материалов, положительным результатом деятельности является уменьшение доли дебиторской задолженности. Отрицательным результатом деятельности является увеличение доли кредиторской задолженности с 22,72% до 41,05%.

Сравнительный аналитический баланс

Сравнительный аналитический баланс характеризует  как структуру отчетной бухгалтерской  формы, так и динамику отдельных  ее показателей. Он систематизирует  ее предыдущие расчеты. Сравнительный  аналитический баланс представлен в таблице 5.

Из данных таблицы 5 можно сделать выводы: Внеоборотные активы 2010г увеличились на 24,17% или на 134172 , увеличения запасов на 59,86 % или на 80802, увеличение дебиторской задолженности на 36,61% или на 122406, уменьшение денежных средств 1,61% или 5393 тыс.руб., уменьшение прочих оборотных активов 0,008% или на 27 тыс. руб.,  происходит рост собственного капитала на 153,74% или на 34731, рост кредиторской задолженности на 339,53% или 61602, увеличение кредитов на 272,11% или 218805 тыс.руб.

 

 

ГЛАВа 3. пути финансового оздоровления ОАО «Молоко»

Проблема  улучшения финансового состояния  многих существующих предприятий различных  отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что  главной причиной этого оказалось  неумелое управление ими.

Производство  - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных  видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут  сделать другие. Менеджер должен прежде всего проявить предприимчивость при  подборе команд, он должен  окружить себя профессионалами, довериться более  компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно  в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и  трезво оценивать имеющиеся ресурсы  и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь  формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя  и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности  и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия