Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты анализа финансового состояния предприятия………………………………………………....5
1.1 Понятие и значение анализа финансового состояния……………......5
1.2 Информационная база анализа финансового состояния………….…10
1.3 Виды финансового анализа………………………………………….…17
Глава 2. анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Молоко»………………………………..............................19
2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Молоко»……………………………………….….….19
2.2. Анализ финансовой отчетности…………………………………..…23
ГЛАВА .3 пути финансового оздоровления ОАО «Молоко»...27
Заключение………………………………………………………..…. 29
Список литературы……………………………………………..….30

Работа содержит 1 файл

курсовая моя на печать.docx

— 92.59 Кб (Скачать)

Результаты анализа способствуют росту информативности администрации  предприятия и других пользователей  экономической информации объекта  анализа о состоянии интересующих  объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Информационная база анализа финансового состояния

Анализ  финансового состояния предприятия, характеризующегося совокупностью  показателей, отражающих процесс использования  его финансовых средств, является важным условием управления ими.

Информационной  базой для проведения анализа  финансового состояния предприятия  является бухгалтерская отчетность [7, с.465]7.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении  организации и о результатах  ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета  с целью предоставления внешним  и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении  организации в форме, удобной  и понятной для принятия этими  пользователями определенных деловых  решений.

Информация  об организации необходима различным  пользователям, но предпочтение отдается информационным интересам собственников, как состоявшихся, так и потенциальных [8, с.240]8. Как уже было отмечено, различают внешних и внутренних пользователей, среди которых мы выделим следующих:

    • инвесторы, учредители или акционеры (в акционерных обществах), а также лица или организации, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере, нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже акций, облигаций, получить представление о доходности ценных бумаг; уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями;
    • работники организации (и не только), если они одновременно имеют акции организации, в которой работают, заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, других социальных льготах, возможности дальнейшего трудоустройства;
    • кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
    • коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства;
    • правительство и правительственные структуры нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики;
    • общественные организации, например занимающиеся охраной окружающей среды, также нуждаются в информации о расходах организации на защиту окружающей среды, о вкладе в местный бюджет;
    • руководство организации повседневно использует информацию о деятельности организации, ее подразделений, состав которой значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей.

Для составления  бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный  день отчетного периода. При составлении  бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно [9, с.405]9.

Каждая  составляющая часть бухгалтерской  отчетности должна содержать следующие  данные: наименование; указание отчетной даты или отчетного периода, за который  составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием  ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показаний  бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах  рублей. Организации, имеющие большие  объемы оборотов товаров, обязательств, могут составлять отчетность в миллионах  рублей.

В бухгалтерской  отчетности не должно быть подчисток  и помарок. В случае исправления  ошибок делаются соответствующие оговорки за подписями лиц, подписавших отчетность. Бухгалтерская отчетность подписывается  руководителем и главным бухгалтером  организации [10, с.280]10.

Годовая бухгалтерская отчетность российских организаций формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит  из следующих отчетных форм:

    • бухгалтерского баланса (форма №1);
    • отчета о прибылях и убытках (форма №2);
    • отчета об изменениях капитала (форма №3);
    • отчета о движении денежных средств (форма №4);
    • приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
    • пояснительной записки;
    • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую  отчетность за месяц, квартал нарастающим  итогом отчетного года, если иное не установлено законодательством  Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность дает широкие  возможности для всестороннего  анализа деятельности предприятия, и наиболее информативной ее частью является баланс. Баланс отражает состояние  имущества, собственного капитала и  обязательств предприятия на определенную дату.

Баланс  позволяет оценить эффективность  размещения капитала предприятия, его  достаточность для текущей и  предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемного капитала, а также эффективность  их привлечения.

На основе изучения внешние пользователи могут: принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить  кредитоспособность предприятия как  заемщика; оценить возможные риски  своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и  его активов.

При анализе  бухгалтерского баланса необходимо в первую очередь установить, какие  изменения произошли в его  активе и пассиве за анализируемый  период, и дать оценку этим изменениям [11, с.250]11.

Термин  «баланс» употребляется как символ равновесия, равенства. В бухгалтерском  учете слово «баланс» имеет несколько  значений:

  1. равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах;
  2. итог основной отчетной формы;
  3. наименование основной отчетной формы.

Значение  баланса как основной отчетной формы  исключительно велико, так как  документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление  об имущественном и финансовом положении  предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

  1. по составу (виду);
  2. по источникам формирования, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса).

В нашей  стране традиционно баланс представлен  в виде двухсторонней таблицы, в  левой части которой размещаются  активы предприятия, а в правой –  его пассивы. Общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают. В российской учетно–аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса. Баланс содержит две  колонки показателей – на начало года и на конец периода (например, квартала, полугодия, года) [12, с.440]12.

Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь стартовый капитал. Это могут быть взносы учредителей либо средства, выделенные организацией. Этот источник средств - «Капитал и резервы», представляющий собой собственные средства, изначально состоит из уставного капитала, величина которого оговорена в учредительных документах, но по мере функционирования предприятия структура и величина этого источника меняются. Термин «собственные» означает принадлежность лицам (юридическим или физическим), создавшим данное предприятие, то есть задолженность предприятия перед своими учредителями.

Любое предприятие обычно не ограничивается собственными средствами, а привлекает средства из внешних источников: банковские ссуды, займы, кредиторы. Эти привлеченные средства подразделяются на две большие группы: долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные находятся в распоряжении предприятия в течение более одного года, краткосрочные по каждому конкретному их источнику в течение года неоднократно возникают и исчезают в результате их погашения [13, с.448]13.

Средства, полученные предприятием из различных источников, вкладывают в активы, которые подразделяются на две большие группы: внеоборотные активы, то есть активы, используемые в производственном процессе в течение длительного времени (более года), и оборотные активы, которые потребляются в течение года неоднократно, то есть средства, вложенные в них, оборачиваются за это время несколько раз.

Отчет о прибылях и убытках также привлекается для анализа финансового состояния [14, с.280]14.

Отчет о  прибылях и убытках (форма № 2) содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения являются валовая (балансовая) прибыль или убытки за период. Отчет о прибылях и убытках состоит из двух разделов. В первом разделе отражают этапы расчета финансовых результатов (валовой прибыли или убытков), во втором разделе показывают направления использования прибыли предприятия в отчетном периоде: на уплату налогов, образование резервного и специальных фондов, начисление дивидендов.

Отчет о прибылях и убытках дает представление о тенденциях развития фирмы, ее финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках - во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.

В пояснительной записке приводят краткую характеристику деятельности организации, ее основные показатели и факторы, повлиявшие на финансовые результаты деятельности организации, а также информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о ее финансовом положении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Виды финансового  анализа

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный  анализ, текущий (ретроспективный)  анализ по итогам деятельности за тот  или иной период.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа  – объективная оценка результатов  коммерческой деятельности, комплексное  выявление имеющихся резервов, мобилизация  их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной  деятельности, результаты используются для решения проблем управления.

Особенность методики текущего анализа состоит в том, что  фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с  планом и данными предшествующих анализируемому периоду. В этом виде анализа имеется существенный недостаток – выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности  производства, т. к. относятся к прошлому периоду.

Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: отгрузка и реализация продукции; использование  рабочей силы, производственного  оборудования и материальных ресурсов: себестоимость; прибыль и рентабельность; платёжеспособность. При оперативном  анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность т. к. нет завершённого процесса.

Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического  управления.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия