Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:14, дипломная работа
Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной коньюктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.
4.1 Цель, задачи и источники информации аудита амортизационных отчислений.
В ходе аудита необходимо установить: все ли объекты ОС приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли она с учетом движения ОС; правильно ли применяются нормы амортизации.
Амортизация
начисляется по всем видам ОС, за
исключением находящихся на консервации
земельных и природных
По
объекту ОС амортизационные отчисления
начинаются с первого числа месяца,
следующего за месяцем принятия объекта
к бухгалтерскому учету, и начисляются
до полного погашения его
Прекращаются амортизационные отчисления по объекту ОС с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения его стоимости или списания с бухгалтерского учета.
Отражаются амортизационные отчисления в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начинаются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по объектам ОС отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм, на отдельном счете.
В
настоящее время могут
1. Способ уменьшаемого остатка;
2.
Способ списания стоимости по
сумме числа лет срока
3.
Способ списания стоимости
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Здесь важно установить правильность отнесения ОС к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся ОС - производственного или непроизводственного назначения.
Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по ОС, не относящимся к промышленно-производственным (например, объекты культуры), установить не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.
В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применения понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).
Важно
проверить, не продолжается ли начисление
амортизации по ОС, уже имеющим
полный износ; не допускаются ли ошибки
в определении норма
При
контроле начисления амортизации необходимо
помнить, что некоторым предприятиям
разрешено применять метод
При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие коррективы в регистр и отчетные формы.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в том лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и другое.
Необходимо отметить, что операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации.
Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:
-
акт (накладная) приемки-
-
акт приемки-сдачи
-
акт на списание основных
-
акт на списание
- инвентарная карточка учета ОС - ф. ОС-6;
- акт о приемки оборудования - ф. ОС-14;
-
акт приемки-передачи
- акт о выявленных дефектах оборудования - ф. ОС-16;
- журналы-ордера № 13, 10 и 10/1 - для ведения синтетического учета движения ОС и их износа, а при использовании компьютерных информационных технологий - машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02;
- главная книга;
- баланс (ф. 1);
- отчет о прибылях и убытках (ф. 2);
- приложения к бухгалтерскому балансу (ф. 5);
4.2 Разработка программы аудита амортизации основных фондов
Законодательно - нормативная база, используемая аудитором при проверке заготовления материалов, включает основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Постановлением правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 г. №80 функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Минфин РФ.
Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования. Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку оптимальной аудиторской программы.
Планирование аудита должно обеспечивать: получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.
Планирование включает: разработку графиков; определение сроков и обсуждение их с клиентом; проведение инструктажа с аудиторами; организацию связей с подразделениями клиента; обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.
Планирование аудита должно проводиться в соответствии не только с общими принципами аудита, но и с частными: комплексность планирования; непрерывность планирования; оптимальность планирования.
Перед началом аудита руководителем бригады аудиторов составляется общий план, в котором определяются: цель аудита; основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке; характер и методы проверки (сплошной, выборочный, фактический, документальный контроль); распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами; сроки выполнения работ; уровень ответственности и оплаты труда аудиторов; форма и порядок оформления результатов аудита.
Во время проведения аудита общий план может быть пересмотрен.
Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита. В соответствии с Федеральным Правилом (стандартом) № 3 "Планирование аудита", аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.
Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.
Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору следует убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля, предусмотренные Федеральным Правилом (стандартом) № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом". Имеются в виду проведение сверок расчетов, проверка наличия разрешительных записей руководящего персонала, периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей.
Для определения стратегии аудита, объема работ и подготовки программ аудитору целесообразно подготовить план проверки амортизации основных фондов. В плане нужно указать, какие потенциальные ошибки возможны, какие доказательства необходимы для подтверждения достоверности записей по счетам амортизации основных фондов и какие методы аудитор предполагает использовать для их сбора.
Планируя проверку амортизации основных фондов, аудитор, прежде всего, определяет, какие известные ему ошибки связаны с ней.
Для этого он дает в плане описание ошибок, выявленных на стадии предварительного планирования: при изучении деятельности предприятия, организации и методики ведения бухгалтерского учета
Необычные остатки по счетам и нетипичные изменения в течение года аудитор выявляет при предварительном анализе отчетности. По каждому из них до начала проверки нужно выяснить причины их появления и установить, ошибочны они или нет. Это достигается путем получения разъяснений от руководителей служб.
Несистематические записи, которыми оформляют разовые, редко повторяющиеся операции, например, исправительные и регулирующие записи, в том числе связанные с начислением резервов и закрытием периода, аудитор фиксирует при знакомстве с методикой учета и формой счетоводства, применяемыми на предприятии является продажа недвижимости. Поэтому надо проверить, как одна из таких операций была отражена в учете, и если неправильно, то можно предположить, что и другие подобные операции скорее всего учтены с ошибками.
Таким образом, в плане проверки амортизации основных фондов должно быть указано какие виды аналитических процедур или документальных тестов будут использованы и с каким коэффициентом надежности.
Итак, на основании всего выше сказанного можно сказать, что аудитор планирует работу таким образом, чтобы обеспечить:
а)
получение необходимой
б) определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению по данному участку учета.
В плане аудиторской проверки должны быть отражены:
- проверяющий орган;
-
руководитель аудиторской
- объем выполняемых работ;
-
сроки проведения и
- планируемый аудиторский риск
-
планируемый уровень
- способы и приемы, применяемые аудитором.