Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ динамики, состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности, проведение сравнительного анализа дебиторской и кредиторской задолженности, расчет темпов изменения объема оказанных услуг, реализации услуг, прибыли, выявление резервов сокращения дебиторской и кредиторской задолженности.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ чистовик АХД.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      В основе финансовой деятельности коммерческих предприятий лежит постоянный кругооборот денежных средств, авансированных для производства и сбыта продукции. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, то есть с прибылью возвращаться предприятию. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов с дебиторами и кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

      Для предприятия очень важно не допустить необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов, избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска, вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты и своевременно принимать меры по истребованию просроченной задолженности. В то же время нужно очень внимательно относиться к расчетам с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами, что говорит об актуальности этой темы.

     Дебиторская и кредиторская задолженность естественное явление для существующей в Белоруссии системы расчетов между предприятиями. Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне - и долгосрочной перспективе.

    Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Дебиторская задолженность всегда отвлекает  средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия.

    Кредиторская задолженность в определенной мере полезна для предприятия, т.к. позволяет получить во временное пользование денежные средства принадлежащие другим организациям.

    Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

    В данной работе приведена  методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Слонимское кабельное телевидение». Организация оказывает услуги связи в области радио и телевидения: подключение абонентов к сети кабельного телевидения; услуги по ретрансляции телевизионных аналоговых и цифровых программ; строительство сетей и систем связи. В т.ч. на базе предприятия создана редакция телепрограммы «Слоним ТВ», которая оказывает населению и юридическим лицам рекламные услуги. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, решениями учредителей и уставом организации. ООО «Слонимское кабельное телевидение» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке и печать со своим наименованием, и другие реквизиты.

    Цель курсовой работы  – анализ динамики, состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности, проведение сравнительного анализа дебиторской и кредиторской задолженности, расчет темпов изменения объема оказанных услуг, реализации услуг, прибыли, выявление резервов сокращения дебиторской и кредиторской задолженности.

   Для выполнения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие безналичных расчётов, выявить их значение, изучить принципы;
  • обозначить значение и задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
  • рассмотреть нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов;
  • на материалах ООО «Слонимского кабельного телевидения» раскрыть состояние дебиторской и кредиторской задолженности;
  • выявить резервы сокращения дебиторской и кредиторской задолженности.

    Для написания курсовой работы была использована специализированная учебная, методическая литература и пособия по анализу хозяйственной деятельности таких авторов как Стражев В.И., Савицкая Г.В., нормативно-правовые акты Республик Беларусь, справочные издания и другие информационные источники. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 1

СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ И ЕЕ РОЛЬ В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

    1. Сущность и формы безналичных расчетов.

    Безналичные расчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег.

    Согласно Банковского кодекса Республики Беларусь, который вступил в силу 1 января 2001г., под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (статья 236).

   Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов.

Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.  В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов.

Принципы безналичных расчетов:

1. Предполагает  обязательное хранение денег  на счетах в кредитных учреждениях  всеми предприятиями, организациями,  учреждениями.

Так, для  хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятия открывают в банке (по своему выбору) расчетный (текущий) счет. С открытием расчетного (текущего) счета в учреждении банка субъект хозяйствования становится полноправным  участником платежного оборота.

2. Субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом через учреждения банков или другие финансово-кредитные учреждения в безналичном порядке по документам, предусмотренным правилами расчетов.

3. Платежи  совершаются, как правило, после  отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ. Этот принцип не исключает авансовых платежей и предварительной оплаты, которые допускаются законодательными актами или предусмотрены договором.

4. В  основе расчетов за товары  и услуги лежит и такой важный  принцип, как

согласие  плательщика на списание средств  с его счета. Согласие дается путем  акцепта документов, выписанных получателем  средств либо путем выписки платежных  документов за полученные товары, выполненные  работы, оказанные услуги.

5. Платежи  осуществляются лишь при наличии достаточных средств на счете плательщика. Средства со счета предприятия списываются по распоряжению владельца счета. Оплата расчетных документов при недостаточности средств на счете производится в очередности, устанавливаемой законодательными и нормативными актами в зависимости от состояния экономики и финансов.

При отсутствии средств на расчетном (текущем) счете  плательщика (по договоренности с банком) расчетные документы могут быть оплачены за счет банковского кредита (выдаваемого на оплату счетов поставщиков). При необходимости банк может выступить в роли плательщика-гаранта (поручителя) на коммерческой основе (по просьбе кредитоспособного хозоргана).

6. Порядок  зачисления средств на счет  поставщика: оно производится, как  правило, после их списания со счета плательщика. Предварительная оплата товарно-материальных ценностей осуществляется только за счет собственных средств предприятий. Предоставление кредита на предварительную оплату материальных ценностей запрещается (за исключением кредитов на выставление аккредитивов на срок, не превышающий 30 дней).

Основные  формы безналичных  расчетов:

Платежное требование – это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денежных средств и зачисления ее на счет получателя средств.

Данной  форме расчета присущи три  особенности:

1.Данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции.

2.Требования оплачиваются с предварительным акцептом. Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк. В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика. Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика. Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись. При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом. Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения срока предварительного акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

- отсутствия договора;

- отсутствия данной формы расчетов в договоре;

- предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров,  

- фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;

- предъявления требования за ранее оплаченный товар;

- несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

3. Данная  форма расчета осуществляется  через систему инкассо.

Инкассо – банковская операция, при которой  банк по поручению своего клиента  – получателя средств и на основании  составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся  получателю сумму денежных средств  от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.

Ответственный исполнитель банка, принимающий  документы на инкассо, обязан проверить:

- наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;

- наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;

- при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;

- соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;

- правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.

Требования, не отвечающие правилам, установленным  для предоставления документов в  банк, вычеркиваются из реестра с  исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию.

Платежное поручение (в дальнейшем – «поручение») представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

Поручением могут производиться:

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности