Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:18, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть основы анализа безубыточности предприятия, включающие методы анализа прибыли и рентабельности; анализ показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия; оценку вероятности банкротства, а также информационную базу для анализа безубыточности производства предприятия.
Введение......................................................................................................................3
ГЛАВА.1 Теоретические положения анализа безубыточности предприятия ……………………………………………………………………………………….4
1. Аанализ финансовых результатов …………………………………………....4
2. Методы анализа прибыли………………………………………………….…..6
3. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия…………...…..9
4. Анализ показателей платёжеспособностей предприятия ………….………11
1.5 Оценка вероятности банкротства предприятия…………………..………….13
ГЛАВА.2 Классификация затрат и точка безубыточности…………………16
2.1 Классификация затрат предприятия. Постоянные и переменные затраты производства продукции………………………………………….………………..16
2.2 Точка безубыточности предприятия и критический объём производства…18
2.3 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности………...……..…………21
ГЛАВА 3. Формы бухгалтерской отчётности, как информационная база для анализа безубыточности производства……………………………………24
3.1 Краткое описание основных форм бухгалтерской отчётности, используемых для составления финансовой………………………………………….…………...24
3.2 Форма № 1 как основной источник для показателей финансовых результатов…………………………………………………………………………………....26
3.3 Форма №2 как основной источник анализа чистой прибыли организации...27
3.4 Формы № 3,4,5 основные характеристики……………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………………...33
К постоянным относятся расходы, абсолютная величина которых с увеличением (уменьшением) выпуска продукции существенно не меняется. Они связаны с обслуживанием и управлением производственной деятельностью цехов, а также с обеспечением хозяйственных нужд производства. Расходы на производство делятся по календарным периодам на текущие и одноразовые.
Текущие - обычные расходы или расходы с периодичностью менее месяца. Одноразовые, то есть однократные расходы, - это расходы, которые осуществляются периодически (периодичность более месяца) и направляются на обеспечение процесса производства в течение длительного времени.
К производственным относятся все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость.
К непроизводственным (коммерческим) расходам относятся затраты предприятия, связанные с реализацией продукции.
Производственные и непроизводственные расходы отражают полную себестоимость товарной продукции.
К производственным расходам относятся затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.
Непроизводственными являются расходы, связанные с недостатками технологии и организации производства (потери от брака, простоев и т.д.).
2.2 Точка безубыточности предприятия и критический объём производства
Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода, который широко распространен в экономике. Впервые он был предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.
График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.
При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.
При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем
производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, а по вертикальной - затраты на производство и доход. Затраты откладываются с подразделением на постоянные (ПОИ) и переменные (ПИ). Кроме линий постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые издержки (ВИ) и выручка от реализации продукции (ВР).
Точка пересечения линий выручки и валовых затрат представляет собой точку безубыточности (К). Эта точка интересна тем, что при соответствующем ей объеме производства и продаж (Вкр) у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности носит название критического. При объеме производства меньше критического предприятие своей выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, результатом его деятельности являются убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, предприятие получает прибыль.
Точка безубыточности может быть определена и аналитическим методом.
ВР=ПОИ+ПИ+П
Выручку от реализации продукции определяют по выражению
Где: ПОИ – постоянные издержки; ПИ – переменные издержки; П – при-быль.
ВР=ПОИ+ПИ
Если учесть, что в точке безубыточности прибыль равна нулю, то точку критического объема производства можно найти по формуле
Выручка от реализации представляет собой произведение объема продаж и цены продукции. Общая сумма переменных издержек может быть рассчитана как произведение переменных издержек на единицу продукции и объема производства, соответствующего объему продаж. Поскольку в точке безубыточности объем производства (продаж) равен критическому, предыдущая формула принимает следующий вид:
Ц*Вкр=ПОИ+СПИ*Вкр
где Ц – цена единицы продукции; СПИ – переменные расходы на единицу продукции; Вкр – критический выпуск.
Теперь можно рассчитать критический выпуск:
Вкр=ПОИ/Ц - СПИ
При помощи анализа безубыточности можно не только рассчитать критический объем производства, но и объем, при котором может быть получена запланированная (целевая) прибыль. Этот метод позволяет выбрать лучший вариант при сравнении нескольких технологий и т.д.
Преимущества разделения затрат на постоянную и переменную части используются многими современными предприятиями. Наряду с этим широко применяется учет затрат по полной себестоимости и соответствующая их группировка.
2.3 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности
Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) - это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
А) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом
формирования и прогнозирования ее величины;
Б) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
Г) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
Д) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли .
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П= ВРП (Ц - С).
Где: ВРП – объём реализованной продукции, Ц – цена, С – себестоимость.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы
изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют следующую модель:
П= ВРП (Ц-ПИ)-ПОИ,
где СПИ - переменные затраты на единицу продукции;
ПОИ - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
Эта формула применяется для
анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.
Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.
Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и
количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия может снизиться на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Преимущество данного метода анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
ГЛАВА 3. Формы бухгалтерской отчётности, как информационная база для анализа безубыточности производства.
3.1 Краткое описание основных форм бухгалтерской отчётности, используемых для составления финансовой.
Все организации любой
организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.
Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.